Организация центров активности направленных на духовное, нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
консультация

Организация центров активности напрвленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспиателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Консультация для воспитателей

«Организация центров активности направленных на духовное,  нравственное и патриотическое  воспитание дошкольников»

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (из книги Н.Е. Щурковой «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника») составляет сущность воспитательного процесса. Необходимо воспитать так, чтобы дети научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть патриотами своей Родины.

Большую роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников играет окружающая среда, в которой находится ребёнок – это семья, детский сад, окружающий мир.            Особое значение  воспитание имеет и предметно – развивающая  среда группы,   в котором находится ребёнок. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. А насыщенная и продуманная среда еще и решает  задачи программы воспитания.

Задачи, решаемые в ходе организации среды:

- создание благоприятных условий развития детей;

- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;

- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Организация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям:

- социально – коммуникативное,

- экологическое,

- краеведческое,

- гражданско – патриотическое,

- духовно – нравственное

Ориентир для педагогов дошкольного образовательного учреждения в оформлении РППС – это приобщение

- к истокам русской народной культуры,

- к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Социально – коммуникативное направление предусматривает оборудование материалами и пособиями, ориентирующих воспитанников на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Экологическое направление предусматривает наличие материалов, дидактических пособий по формированию первоначальной системы ценностных ориентаций, умений и навыков. Краеведческое направление ориентирует на знакомство детей

- с природой и особенностями Крайнего Севера,

- с символикой родного города,

- со святыми местами родного края,

- с подвигом защитников Заполярья;

- с жизнью, трудом и творчеством земляков,

- с традициями добрых северян.

Гражданско – патриотическое направление направлено на формирование представлений

- о России, ее природе, городах и реках, морях и океанах, столице,

- о символах государства (герб, флаг, гимн,

- о героических и трудовых подвигах русского народа,

- о декоративно – прикладном, музыкальном и изобразительном творчестве.

Духовно – нравственное направление способствует правильному формированию мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, духовно – нравственных ориентиров. Развивающая среда направлена на познание православной культуры и традиций, содействие приобретению детьми духовно – нравственного опыта. «Православный компонент» в современном дошкольном образовательном учреждении способствует решению таких задач, как:

- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;

- развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, скромность, честность, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр. ;

- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;

- воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

При построении развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются принципы:

- открытости;

- гибкого «зонирования»,

- стабильности – динамичности;

- полифункциональности;

- гендерного подхода.

Организация и обогащение развивающей предметно – пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания образовательного процесса, возраста и уровня развития детей, организации различных видов детской деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. Значительно обогатилась электронная база ДОУ, которая включает в себя:

- видео фильмы («Сергий Радонежский», «Как Спаситель в гости ходил», «Немая молитва»);

- видео экскурсии («По улицам родного города», «Храмы городов Апатиты и Кировск»);

- презентации («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Благовещение Пресвятой Богородицы, «Вербное воскресение», «День семьи, любви и верности» и др.);

- флэш – игры («Храмы г. Апатиты», «Святые места Мурманской области», «Русские православные праздники», «Защитники Отечества», «Знаменательные дни России», «По сказкам А. С. Пушкина», «Чему учат сказки?», «Быть добрым – здорово!» и др.).

Технические средства обучения делают процесс познания более интересным, содержательным, ярким, запоминающимся.

В ДОУ накоплен наглядный материал: и красиво оформленный «фабричный», и самостоятельно изготовленный руками педагогов: это авторские наглядные и дидактические пособия:

- картотеки (стихов: «Духовная поэзия», загадок: «Библейские загадки», устного поэтического творчества: «Заклички», «Считалки», «Потешки», игр: «Русские народные игры», праздников «Православные праздники», символов: «Символы России», «Символы христианства» и др. ,

- рукописные книги и дидактические пособия («Храмы России», «Храмы города Апатиты», «Защитники Отечества», «Дмитрий Донской», «Спешим делать добро», «Зеленые Святки»,

- иллюстрации («Образ Богородицы в русском искусстве», «Храмы России», «Святые земли русской», «Монастыри России», «Свято – Троицкая Лавра»);

- репродукции картин («В. Васнецов «Богатыри», «Богоматерь», А. Рублев «Троица»,

- фотографии с изображением храмов города и области, ликов святых,

- альбомы («Золотая Хохлома», «Веселая Дымка», «Гжельские узоры», «Изделия Городца», «Русская вышивка», «Каргопольская игрушка», «Изделия из соломки» и др.);

- плакаты («Русские полководцы», «Защитники земли русской», «Золотое правило нравственности»);

- книги («Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «Мы вместе»);

- макеты (храмовая архитектура,

- предметы (свечи, подсвечники, колокольчики, магниты с изображением храмов наших городов, ангелочков, русских сувениров).

В ДОУ создана детская библиотечка с наличием книг современных изданий, которая регулярно пополняется. Это «Детская библия», русские народные сказки и сказки авторские (А. С. Пушкина, П. Ершова, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, М. Пришвина, В. Бианки, Д. Мамина – Сибиряка, стихи Б. Заходера, И. Токмаковой, А. Барто, и т. д.

Постепенно обновляется «база» изделий народных умельцев, приобретаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: Дымки, Хохломы, Гжели. По мере необходимости вносятся предметы «из бабушкиного сундука»: рушники, скатерти, платки, шали, тряпичные куклы, предметы русского костюма (рубашки, сарафаны, кички, кокошники).

Слова В. А. Сухомлинского актуальны и в современное время: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Постепенно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах, она отличается одним из главных нюансов – педагогической поддержкой детской деятельности. Уже в группах раннего возраста оформлены игровые центры: «Мой дом», «Моя семья»; в группах среднего и старшего дошкольного возраста - «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя!», «Русские сувениры», «Золотые руки народные». В каждой группе имеется книжный уголок, в котором сосредоточены книги с учетом возрастных особенностей детей и учетом удовлетворения читательских потребностей каждого ребенка. Регулярно оформляются тематические выставки (к юбилею автора, к празднику). Очень важно, что РППС в возрастных группах предусматривает самостоятельную деятельность детей:

- продуктивную (лепку, рисование, аппликацию, ручной труд,

- театральную игровую деятельность (сценки и спектакли духовной тематики,

- познавательную деятельность (чтение исторической православной литературы, сказок; знакомство с житием святых);

- музыкальную творческую деятельность (танцы, пение, музыкальные сказки,

- духовно – нравственную деятельность (уроки доброты и любви, знакомство с православными традициями и ценностями);

- совместную деятельность детей и родителей, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (выставки предметов, творческих работ, организацию конкурсов, занятий и пр.).

В группах накапливаются различные материалы, атрибуты, пособия.

В подготовительных группах появились интерактивная доска и современный большой телевизор, в других группах – магнитные доски (магнитный театр). Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Самым действенным методом познавательной деятельности в дошкольном возрасте является игра. В образовательном процессе используются различные виды игр (хороводные, сюжетные, подвижные, дидактические, словесные, которые стимулируют знакомство детей:

- с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа («Дедушка Сысой», «А мы просо сеяли», «Бояре», «Венок», «Горшки», «Кузнецы», «Капуста», «Огородник и воробей»);

- с русским народным поэтическим и музыкальным народным творчеством («Во поле береза стояла», «Травушка – муравушка», «Плетень», «Как на тоненький ледок», «Сахаринка»);

- народными праздниками, традициями их проведения («Чье яйцо дольше прокрутится?», «Облупа», «Храмовая икона», «Что лишнее?», «К какому празднику – картинка?», «Чье ремесло?», «Речевая шкатулка», «Заморочки из бочки», «Что мы знаем о русском сувенире?»);

- знаменательными днями (День семьи, любви и верности; День матери; День Защитника; День славянской письменности и культуры; Пушкинский день в России).

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию оформляются воспитателями возрастных групп самостоятельно, педагоги проявляют творческую инициативу и оригинальное решение поставленных задач для воспитанников своей возрастной группы. Большим интересом пользуются у детей изготовленные руками педагогов игры – пазлы («Храмы нашего города», «Святые места Мурманской области», игры с картинками («Подбери картинку к празднику», «Что лишнее?», «Что мы знаем о Храме?», игры – ходилки (Путешествие по библейским местам», «Кто мой ближний», «Путешествие волхвов в Вифлеем», «Путь к Божьему Царству», «Чудеса Иисуса»).

Содержание среды в возрастных группах пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России; предусматривается работа по народному календарю. Макеты храмов позволяют знакомить детей с храмовой архитектурой, святыми местами родного города и края.

В каждой группе оформляются выставки изделий декоративно – прикладного искусства. Изделия народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Доброй традицией стало в группах оформлять различные тематические выставки оригинальных предметов, которые стимулируют развитие любознательности и познавательных интересов у воспитанников. Темы выставок самые разнообразные: «Храмы России», «Колокольный звон», «Ангелочки», «Русская вышивка», «Русское гостеприимство», «Рождественские сувениры», «Светлая Пасха», «Образ Богородицы в искусстве», «Волшебный мир подсвечников». Для того, чтобы оформить выставку, педагоги соблюдают правила оформительского искусства, законы композиции и стремятся к креативному подходу в оформлении. Используются натуральные предметы (изделия Хохломы, Гжели, самовары, рушники, расписные яйца, колокольчики, подсвечники, макеты храмов, магниты (города, храмы, иллюстрации, календари, книги. В результате, выставки не оставляют быть равнодушными и родителей, так как они принимают участие в их организации; они становятся значимыми, регулярными, интересными.

«Педагогической новинкой» стало оформление наглядной информации для родителей, в которой помимо традиционной информации решаются задачи информационно – ознакомительного и информационно – просветительского «диалога». Создается «опосредованное» общение педагогов с родителями - через буклеты, памятки, фотогазеты, папки-передвижки. Родители узнают о событиях группы, подготовке к значимым мероприятиям, а так же – о самих предстоящих событиях (Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, открытие Храма Иверской иконы Божией Матери в нашем городе и пр.).

Краткая, эстетично оформленная информация в буклетах позволяет родителям за несколько минут узнать много интересного и полезного, «сравнить» свои достижения с мнением квалифицированных специалистов, направлением работы в детском саду, значимыми мероприятиями и возможностью принять в них активное участие.

Патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, духовные ценности невозможно воспитать или сформировать за день, за год. Это кропотливая ежедневная работа педагогов по разным направлениям. Очень важным в достижении значимых результатов является:

- единая цель педагогического коллектива,

- позитивный настрой и творческая активность,

- взаимодействие с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских и ИРО.

Развивающая предметная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности. На мой взгляд, главное богатство любой реализуемой программы и направления в ДОУ – это люди (педагоги, ее реализующие, которые понимают значение данной работы. От их профессионального уровня, творческого подхода и активности и зависит результаты образовательной работы с детьми. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором гармоничного развития, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...

ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

 Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...

Организация православных праздников как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Каждый человек, имеющий свою семью, заботиться о будущем для своих детей, о будущем всего поколения. И это будущее в значительной степени зависит от нас, от того, чему мы научим наших детей, что мы см...

Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО

Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)...

Роль воспитателя в организации центров активности и их расположение в спокойном, активном и рабочем пространстве.

Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор–это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:–Центр книги;–Центр отдыха;–Центр природы и д...