Статья на тему "Сказки и их особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Амосова Ольга Александровна
Сказки имеют особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЧ ШКОЛА № 296

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ-

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья на тему

«Сказки и их особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста»

Составила воспитатель

Амосова О.А.

Санкт-Петербург

2022


Сказки и их особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма. Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей. Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Сказки развивают фантазию, мышление, слуховое восприятие, память. Слушая сказки, дети  повторяют фразы из прочитанных сказок, любят добавлять окончания фраз, запоминают небольшие стихи и песенки. Повторяя сказки,  ребенок развивает свою речь и творческие способности. На конкретных примерах сказки можно развивать духовные и нравственные качества. Сказка играет очень важную роль в эмоциональном развитии ребенка. Психологи утверждают, что впечатления детства очень долго сохраняются в сознании ребенка и именно они влияют на поведение и настроение в дальнейшем. А также они часто вспоминают теплые, дружные обсуждения сказок со взрослыми во время их чтения. Такое увлеченное общение привлекает детей.

В настоящее время родители уделяют мало времени на живое общение с ребенком, так как это время  часто заменяет компьютер и телевизор. Ни в коем случае нельзя забывать о сказках, так как они являются хорошей предпосылкой в развитии речи и познавательного интереса. Кроме этого, развивается чувство уважения и любви к родным. В живом общении с ребенком можно задавать вопросы, выяснять  и объяснять непонятные слова, сравнивать поступки героев.  Пересказывая сказки, у ребенка развивается самостоятельная речь, интонационная выразительность, усидчивость, что в дальнейшем положительно влияет на обучение в школе. Дети, которые с раннего детства слушали сказки быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Эти дети быстрее налаживают отношения с незнакомыми людьми, сверстниками, взрослыми и у них почти не бывает комплексов. Сказки способствуют решению следующих задач по обогащению словаря детей:

  • ознакомление ребенка с расширяющимся кругом предметов на разных этапах освоения предметного мира;
  • обогащение словаря детей путем расширения знаний и представлений об окружающей действительности;
  • ознакомление с социальной действительностью, природой;
  • введение в словарь новых русских слов, обозначающих свойства, качества, отношения (сравнения, синонимы, антонимы и др.);
  • формирование обобщений, понятий;
  • работа над смысловой стороной слов и т.д.

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает языковые формы, характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

статья "Значение игры в жизни детей раннего возраста"

Значение игры в жизни детей раннего возраста....

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

Статья Формирование словаря детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка

статья о развтии речи детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации...

Проект "Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста"

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средс...

Статья: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...