Проект "Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)

Рябинкина Марина Владимировна
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»). Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-уу»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.). Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой. Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного. Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа. Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.). Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга. 1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо. 2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой». 3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.). 4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого. В связи с этим целью данного исследования является анализ роли картинки в обогащении словаря детей раннего возраста. Объектом исследования является пути обогащения словаря детей дошкольного возраста. Предметом исследования – та роль, которую играют изображения при обогащении словаря детей раннего возраста. В связи с поставленной целью, выдвигается ряд задач: Изучить теоретические основы использования картинок для обогащения словаря дошкольников; Выделить типы картинок, которые используются; Определить требования, предъявляемые к картинкам; Рассмотреть методики и руководства по развитию словаря в процессе ознакомления с предметными картинами. Проанализировать овладения словарем при работе с сюжетной картинкой. Проведенное исследование основывается на следующих методологических принципах: принцип всесторонности, который подразумевает комплексный подход к рассмотрению исследуемого предмета. принцип объективности предполагает опору на факты, существующую статистику, проведенные эксперименты, существующие методики. принцип системности, то есть материал должен излагаться структурированно, согласно выбранной системе изложения. Основную работу по обогащению словаря я провожу на занятиях по развитию речи с картинками и сюжетными игрушками. Эту работу провожу поэтапно, от простого к сложному: 1 – изображения предметов сопоставляем с предметами. Это могут быть картинки отдельных предметов посуды, мебели. Затем серии изображений: животные. 2 – показ картинки без предмета. Сначала показываю 1 картинку, затем 2 и т.д. 3 – выбор идентичных изображений из множества, находить изображения на столе и на подставке на расстоянии. 4 – рассматривание картин, отличающихся деталями (сравнение, выстраивание сюжета). На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее), прилагательными( признаки предметов – величина, цвет), глаголами(спит, сидит, лежит), предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету(ведро красное и синее), по размеру(яблоко большое и маленькое), по состоянию(собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными(киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе(мяч-мячи), предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости) Ожидаемые результаты: Ребенок сможет: - выделить объекты, изображенные на картине; -установить взаимосвязь между объектами; - сравнивать предметы по характерному признаку - охарактеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств); - представить объект в рамках всего времени существования (до момента изображения на картине и после); - описать местонахождение объектов на картине; Описание проекта: Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители второй младшей группы. Этапы реализации проекта: Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь). Внедренческий (октябрь – май). Заключительный (май). 1этап - подготовительный: -анализ уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста -анализ имеющихся материально - технических условий; -анкетирование родителей «Современные технологии в обучении детей рассказыванию» 2этап-Основной - составление плана работы по данной теме: - составление таблицы-памятки «Приемы РТВ при рассматривании картины» -составление картотеки игр, способствующих освоению детьми приемов РТВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по развитию речи37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста.

Подготовила Рябинкина М.В. ПДО-163

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач

этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).

Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-уу»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.). Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой. Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.

Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа. Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка.

Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.). Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют

друг друга.

1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.

2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой».

3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.).

4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.

В связи с этим целью данного исследования является анализ роли картинки в обогащении словаря детей раннего возраста.

Объектом исследования является пути обогащения словаря детей дошкольного возраста.

 Предметом исследования – та роль, которую играют изображения при обогащении словаря детей раннего возраста.

 В связи с поставленной целью, выдвигается ряд задач: Изучить теоретические основы использования картинок для обогащения словаря дошкольников; Выделить типы картинок, которые используются; Определить требования, предъявляемые к картинкам; Рассмотреть методики и руководства по развитию словаря в процессе ознакомления с предметными картинами. Проанализировать овладения словарем при работе с сюжетной картинкой. Проведенное исследование основывается на следующих методологических принципах: принцип всесторонности, который подразумевает комплексный подход к рассмотрению исследуемого предмета. принцип объективности предполагает опору на факты, существующую статистику, проведенные эксперименты, существующие методики. принцип системности, то есть материал должен излагаться структурированно, согласно выбранной системе изложения.

Основную работу по обогащению словаря я провожу на занятиях по развитию речи с картинками и сюжетными игрушками. Эту работу провожу поэтапно, от простого к сложному:

1 – изображения предметов сопоставляем с предметами. Это могут быть картинки отдельных предметов посуды, мебели. Затем серии изображений: животные.

2 – показ картинки без предмета. Сначала показываю 1 картинку, затем 2 и т.д.

3 – выбор идентичных изображений из множества, находить изображения на столе и на подставке на расстоянии.

4 – рассматривание картин, отличающихся деталями (сравнение, выстраивание сюжета).

На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее), прилагательными( признаки предметов – величина, цвет), глаголами(спит, сидит, лежит), предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету(ведро красное и синее), по размеру(яблоко большое и маленькое), по состоянию(собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными(киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе(мяч-мячи), предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости)

Ожидаемые результаты:

Ребенок сможет:

- выделить объекты, изображенные на картине;

-установить взаимосвязь между объектами;

- сравнивать предметы по характерному признаку

- охарактеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);

- представить  объект в рамках всего времени  существования (до момента изображения на картине и после);

- описать местонахождение объектов на картине;

Описание проекта:

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители второй младшей  группы.

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь). Внедренческий (октябрь – май). Заключительный (май).

1этап - подготовительный:

-анализ уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста

-анализ имеющихся материально - технических условий;

-анкетирование родителей «Современные технологии в обучении детей рассказыванию»

2этап-Основной - составление плана работы по данной теме:

- составление таблицы-памятки «Приемы РТВ при рассматривании картины»

-составление картотеки игр, способствующих освоению детьми  приемов РТВ.

Таблица-памятка «Приемы РТВ при рассматривании картины»

Прием

Цель

Методические рекомендации

Правило игры

Результат (ребенок сможет:)

1.Дидактическая игра «Подзорная труба».

Цель: подготовить словарный запас, составить тематический словарь.

Методические рекомендации: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине.

Правило игры: из альбомного листа делаем имитацию подзорной трубы, наводить глазок подзорной трубы на один объект и называем его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

выделить объекты, изображенные на картине

2.«Ищу друзей»

Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине.

Методические рекомендации: объекты на картине связаны, важно доказать это. Последовательность объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна.

Правило игры: воспитатель указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат.

установить взаимосвязь между объектами, описать местонахождение объектов на картине

3.Дидактическое упражнение «Расскажи, какие мы»

Цель: формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов.

Методические рекомендации: побуждать детей выделить объект на картине и  сравнить его по какому-либо характерному признаку(цвет, форма, специфические признаки …)с другим объектом

Правило игры: разделить детей на две команды. Первая команда начинает предложение, вторая заканчивает. Например, слон большой, как дерево.

Сравнивать предметы по характерному признаку

4.Дидактическая игра «Шапка-невидимка»

Цель: учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Методические рекомендации: дети должны описать объекты на картине, используя прием «Вхождения в картину». Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта и т. д.. Задача воспитателя активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

Правило игры: Волшебники принесли шапку-невидимку. Они предлагают «попутешествовать» с ребятами по картине. Воспитатель призывает детей «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус». Воспитатель начинает предложения со слов «Я чувствую запах…», «я слышу..», «когда я трогаю руками…», а дети продолжают.

  Возвращение в группу.

охарактеризовать объекты  (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств

5.Дидактическая игра «Машина времени».

Цель: учить детей составлять рассказ - фантазию о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты

Методические рекомендации: дети должны составить рассказ – фантазию, развивая сюжет во времени. Для этого воспитатель использует прием перемещения во времени, определяя настоящее, прошлое, будущее, время года, части суток и т. д.. Объекты, выбранные на картине лучше описывать по группам (растительный, животный мир, живая, неживая природа, предметы созданные руками человека).

Правило игры: для игры вам понадобиться фланелеграф или магнитная доска, схематично изображенный объект.

представить  объект в рамках всего времени  существования (до момента изображения на картине и после);

6.Дидактическая игра «Превращение»

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; учить детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Методические рекомендации: воспитатель помогает детям с помощью эмпатии (вхождение в эмоциональное состояние объекта) составить связный творческий рассказа от первого лица, используя знания детей о разнообразных эмоциональных состояниях, настроениях и разнообразные средства интонационной выразительности речи ( темп, ритм, сила голоса и т. д.). С целью предания образу ребенка реальные черты, воспитатель может использовать маски, схематичные картинки, изображенного на картине объекта.

Правила игры: Воспитатель загадывает объект на картине и описывает его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, т. о. составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи.

составить творческий текст с помощью приемов фантастического превращения (представить себя на картине в качестве одного из объектов ).

Игры и задания, способствующие освоению приемов РТВ

сроки

Задачи

содержание, формы проведения

Взаимодействие с родителями

Ответственный

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Повысить уровень профессиональной компетентности.

Выявить уровень развития связной речи у детей 4-5 лет.

Самостоятельная работа

Диагностика детей

Консультация для родителей

воспитатель

октябрь

Составить план работы по данной теме

Составление таблицы-памятки «Приемы РТВ при рассматривании картины»

Подборка методов и приемов, способствующих развитию связной речи, воображению, творческих способностей детей.

воспитатель

ноябрь

Подобрать приемы работы, с помощью которых дети смогут выделить объекты, изображенные на картине.

Подготовить словарный запас детей.

Познакомить детей с приемом РТВ «Подзорная труба»

Изготовить атрибуты к игре.


1-2 неделя

3-4 неделя

Настольно - печатные игры:

  «Чья тень»

Цель: учить сопоставлять предметы с их

очертаниями. Развивать память, логическое

мышление, внимание 

  «Собери картинки в ряд»

Цель: развивать внимание, зрительное

восприятие, логическое мышление.

  «Во саду, ли в огороде»

Цель: знакомить детей с различными

группами растений, учить называть их

обобщающим словом, развивать мышление.

  «Умные машины»

Цель: знакомить детей с различными

видами транспорта, закрепить

представление об основных цветах,

развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание предметных картинок

(обучающих карточек) «Домашние

животные и птицы», «Дикие животные»,

«Игрушки», «Овощи и фрукты»

Что изменилось? (Игра с матрешками)

задача: Упражнять детей в правильном

назывании предметов и их действий

(матрешка спряталась, стоит на месте,

прибежала), замечать и называть различие в

цвете одежды и размере матрешек,

воспитывать у детей зрительную память,

произвольное запоминание,

наблюдательность, речь.

Воспитатель

Родители

декабрь

Подобрать игры, с помощью которых дети смогут установить взаимосвязь между объектами на картине.

Познакомить детей с приемом РТВ «Ищу друзей»

1-2 неделя

3-4 неделя

Настольно - печатные игры:

«Что к чему?», «Контрасты», «Чей узор?»

Цель: учить детей объединять предметы по их характерным признакам. Развивать память логическое мышление, внимание, память.

«Лото» задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках.

Дидактические игры на классификацию : «Одежда», «Обувь», «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт»

Просьба принести предметные картинки

январь

Подобрать методы  и приемы работы  с детьми, с помощью которых дети смогут сравнивать предметы по характерному признаку.

Познакомить детей с приемом РТВ «Расскажи, какие мы!»

1-2 неделя

3неделя

4неделя

Настольно - печатные игры:

«Геометрические формы»

Задачи: учить детей находить предмет соответствующей формы.

  «Уютный домик»

Цель: расширять знания детей о хорошо знакомых вещах и предметах, развивать навыки классификации, учить сравнивать, анализировать, рассуждать.

"Подбери зубную щетку к

стаканчику"

Цель игры: учить детей младшего дошкольного возраста различать основные цвета спектра; учить соотносить предметы по цвету.

«Парные картинки»

задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Дидактические задания на сравнение(приложение 2)

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.)

"Угадай игрушку ".

Цель: Расширять пассивный словарь детей; формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

"Скажи, какой".

Цель: Учить детей выделять признаки предмета

"Назови что это и скажи какой?"

Цель: Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении сущ.   местоимением.

"Кто больше увидит и назовет"

Цель: Учить детей словом и действием обозначать части и признаки внешнего вида игрушки.

"Что напутал Буратино?"

Цель: Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

игры - соревнования, предложенные :

"Кто больше увидит и скажет про медвежонка?"

Цель: Учить детей называть игрушку и ее основные признаки внешнего вида.

"Скажи, что ты знаешь про куклу Таню?"

Цель: Учить детей выделять признаки игрушки.

Описательные загадки

Консультации «По дороге домой……»

(речевые игры)

февраль

Подобрать приемы работы, способствующие умению составлять рассказы описания; активизирующие опыт восприятия объектов разными органами чувств.

Познакомить детей с приемом РТВ «Шапка - невидимка»

Изготовить атрибуты к игре

1-2 неделя

3-4 неделя

Обследование натуральных овощей и фруктов

Опыты с водой, снегом

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРы «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ», «Колючий - гладкий», «Твердый - мягкий», «Холодный - горячий»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

«Угадай, какой это предмет»
Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

«Определи, что слышится»
Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.

«Определи на вкус»
Настольно - печатные игры:

«Мой первый рассказ»

Задачи: учить составлять рассказ, пополнять словарный запас, развивать логику, воображение детей.

Папка-передвижка

«Учимся, играя»

март

Подобрать приемы работы, способствующие представить объект в рамках всего времени существования (до момента изображения на картине и после)

Познакомить детей с приемом РТВ «Машина времени»

.1-2 неделя

3-4 неделя

Дидактические игры«Когда деревья надевают этот наряд?»
Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.

«Когда это бывает?»
Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.
Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что делает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался? И т. д.
Варианты:
— иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?

«Что сначала, что потом»

Задачи: учить выстраивать временную последовательность.

«День-ночь»

Задачи: закрепить знание последовательности в смене частей суток

«Собери сказку репка»

Задача:  закрепить знание последовательности в сказке

Воспитатель

родители

апрель

Подобрать приемы работы с детьми, способствующие обобщению знаний  о признаках проявления разных эмоциональных состояний; составлению связного творческого рассказа от первого лица.

Познакомить детей с приемом РТВ «Превращение»

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Настольно - печатные игры:

«Паровозик для зверят»

Задачи: знакомить детей с миром живой природы, пробуждать любознательность, развивать речь, внимание, навыки классификации.

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба»Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Количество играющих: подгруппа детей Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:-Курочка Ряба, куда ты пошла?- На речку.- Курочка Ряба, зачем ты пошла?- За водичкой.- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?- Цыпляток поить.- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

«ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Речевая игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то.
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что…

Родители

Воспитатель

Родители

Воспитатель

май

Учить составлять описательный рассказ на основе рассматривания картин с приемами РТВ

Рассматривание картин «Собака с щенятами», «Кошка с котятами», «Весна», «Праздник приближается», «Лето».

воспитатели

3 этап

Диагностика сформированности словаря у детей 3-4 лет.

Анализ предметно-развивающей среды.

Показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май);

Показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май).

Картотека игр и заданий, способствующих овладению приемов РТВ.

Обобщение опыта работы на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...

Статья на тему "Сказки и их особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста"

Сказки имеют особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста....