Мастер-класс для педагогов "Психологический портрет современного ребенка"
методическая разработка

Воробьева Наталья Леонидовна

Выявление особенностей современных детей является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса и направления педагогической деятельности. Так какой же он современный ребенок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_portret_rebenka.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева Н.Л.

педагог-психолог МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 «Айболит»

Психологический портрет современного ребенка

«Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, 

если на 10 лет вперёд - сажай лес, 

если же на 100 лет - воспитывай детей» 

(Народная мудрость)

        Современный мир непрерывно меняется. Наши дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

        Все чаще мы слышим, что дети «очень изменились за последние годы» Родители и педагоги испытывают трудности в воспитании и обучении современных детей: диагностические методики, которые раньше успешно ими использовались, сегодня не отражают актуальный уровень развития ребенка.

Какие факторы жизни повлияли на качественные изменения личности современного ребенка?

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.
  • Здоровье родителей
  • трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый человек

Практическая часть

Предлагаю построить психологический портрет современного ребенка-дошкольника. Какой он?

Основания для составления психологического портрета дошкольника (работа в группах)

  • Познавательная сфера личности (восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь и т.д)
  • Эмоционально-волевая сфера личности (эмоции, чувства, воля)
  • Мотивационно-потребностная сфера личности (потребность, мотив)
  • Коммуникативная сфера личности (Специфика взаимодействия со сверстниками и взрослыми)

Познавательная сфера личности

Эмоционально-волевая сфера личности

Мотивационно-потребностная сфера личности

Коммуникативная сфера личности

восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь

эмоции, чувства, воля

потребность, мотив

Специфика взаимодействия со сверстниками и взрослыми

 «всезнающие» информированные -возросшая потребность в информации выбор объекта исследования, ограничивается интересной им информацией.

«наслушанность» под которой нет опыта

Требуют повышенного внимания, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Демонстрируют  «непохожесть», «уникальность», «исключительность».

Настойчивость

Требовательность

Выражают протест

«Уход» сюжетно-ролевой игры из жизни  ребенка -содержание игр, игровые интересы изменились

Затруднено общение со сверстниками - общение по телефону и в интернете,  

Снижение любознательности, фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, придумывать новые сюжеты

Ничто не увлекает не интересует

Снижение произвольности и

Слабоволие игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми.

Ничто не увлекает не интересует

не формируются на должном уровне умение планировать, 

Ничто не увлекает не интересует

испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот,

становятся жертвами гиперопеки.

ЗПР,ЗРР  Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора

Неусидчивость

Неустойчивое внимание

Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами доступность угрожающей информации, жестокие ролики, сайты для взрослых, неуместная реклама, и т. д

Снижение самостоятельности в принятии решений и элементарных вещах

(завязать шнурки, заправить постель

Общение со сверстниками  -  поверхностное и формальное Отсутствие собственного содержания

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья

Возбудимость

Агрессивность

Тревожность

Очень подвижные

Снижение сопереживания и сочувствия

Снижена ориентация на достижение цели

вопрос «Зачем», вместо «почему»

«Чувство одиночества»

Недостаточная сформированность мелкой моторики

Рост «экранной» зависимости

Увеличение численности одаренных детей

Отсутствие возможности сюжетно-ролевой игры

Большой объем долговременной памяти

Детей трудно организовать

Подражательный рефлекс  - сменился на рефлекс свободы

Способность к восприятию и обработке информации, но ограничена интересной им информацией

Уверенны в себе

Развиты интеллектуальные эмоции (удивление, радость новой информации)

Инфантильны, снижена мотивация к деятельности

несамостоятельны

Страдают социальные эмоции

(сопереживание и сочувствие)

     

  Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей:
1.Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2.Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9.Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у дошкольников.

11.Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14.Увеличение численности одаренных детей.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.

        

        Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. В наших силах только их испортить или сохранить. 

Вывод: Выявление особенностей современных детей является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Рисуем портрет"

Рассказано о правильном рисовании портрета....

Портрет современного ребенка начала XXI века

Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный ...

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию "Портрет моей мамы"

В презентации представлен мастер-класс по рисованию портрета в нетрадиционных техниках...

Психологический портрет современного ребенка

Какой же он, новый ребенок, что в нем особенного?...

Портрет современного ребенка дошкольного возраста.

Размышление на тему "Портрет современного дошкольника"....

Мастер класс на муниципальном семинаре "Портрет осени"

Панно "Портрет осени" для оформления группы в детском саду к осенним праздникам,  в качестве подарка. Можно изготовить на выставку, конкурс, посвященный осени, природе....