Воспитательный потенциал работы музыкального руководителя в ДОУ.
статья

Чикишева Любовь Леонидовна

В статье акцентируется внимание на деятельности музыкального руководителя в реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_dlya_nsportal.docx22.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РМО музыкальных руководителей.

Воспитательный потенциал работы музыкального руководителя в ДОУ.

Чикишева Любовь Леонидовна,

руководитель РМО музыкальных руководителей ДОУ,

музыкальный руководитель МКДОУ№4 г.Миньяра

 К.Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности»(4). Для  современной образовательной политики исправление ситуации дефицита внимания к вопросам воспитания личности  стало актуальной проблемой. И начинать решать ее нужно уже в дошкольном образовании.

С 1 сентября 2021 года согласно изменениям в Федеральном законе «Об образовании» в детских садах  внедряются новые документы – программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Став неотъемлемой частью Основной образовательной программы ДОУ, они будут способствовать решению большого блока воспитательных задач. При составлении этих документов каждый детский сад должен соотносить направления  воспитательной работы  с целевыми ориентирами ФГОС ДО  и уточненным определением понятия «воспитание»: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»(5).

Музыкальные руководители в ДОУ традиционно являются активными организаторами различных мероприятий для детей и взрослых и поэтому логично, что они должны внести свою лепту в составление календарного плана воспитательной работы. В интересах музыкального руководителя заранее изучить  новый документ,  предложить идеи для календарного плана и  внести свои коррективы.

 Нужно отметить, что традиционные события в детском саду всегда имели воспитательную составляющую. Праздники, досуги, посвященные 8Марта, Дню Победы, 23февраля, призваны развивать базовые ценности у дошкольников. Сравнительно недавно вошли в жизнь детского сада такие события, как День матери, День семьи, День российского флага и многие другие.

Событийно-досуговая  составляющая воспитательной работы в ДОУ и в деятельности  музыкального руководителя  объемна и насыщена. Не секрет, что в процессе подготовки тех же досугов, часто основной задачей музыканта становится слаженность, отработанность музыкальных номеров и гладкая последовательность мероприятия. Особенно эта тенденция проявляется, если мероприятия планируются проводиться с участием родителей или на каких-либо открытых площадках, например, конкурсах, концертах для приглашенных зрителей. В подготовке здесь не избежать многократных повторений и муштры. Думается, что необходимо отходить от практики «показательных выступлений» к практике взаимного общения и импровизации. Такого мнения придерживаются такие корифеи дошкольной музыкальной педагогики как Т.Э.Тютюнникова, Т.А.Боровик и другие. Важно, чтобы подготовка  и проведение их находили эмоциональный отклик  в душе ребенка, оставляли яркие впечатления в его сознании, формировали социально значимые чувства.

Но кроме воспитания в досугах существует еще потенциал воспитания в учебном процессе, то есть непосредственно в планировании и проведении непрерывной образовательной деятельности, попросту говоря в организации музыкальных занятий. При их проведении можно подчеркнуть несколько направлений, по которым важно акцентировать воспитательную составляющую:

- личность музыкального руководителя;

-использование произошедших или специально спланированных ситуаций на занятиях;

- выбор музыкального материала и репертуара;

-  выбор методов обучения.

Рассмотрим чуть подробнее каждое направление.

Личность музыкального руководителя.  Профессионализм музыканта, знание методики преподавания не могут дать результатов, если отсутствуют необходимые личностные качества. Реальной воспитывающей силой становятся такие свойства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, уважительное к ним отношение, жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. 

Проявление личностного отношения педагога к событиям, ситуациям, музыкальному материалу должно стать примером для воспитанников. Если педагог искренне наслаждается звучанием инструментальной пьесы или с нескрываемым удовольствием выполняет танцевальные движения, то дети легко вовлекаются в подобное состояние и стремятся повторить за педагогом. Общение с детьми нужно наполнять интересным, актуальным содержанием. «Педагог должен сам быть как объект исследования для ребенка — педагог — исполнитель на скрипке, флейте, педагог — актер в театральной пантомиме, костюмированном представлении. Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать инновационное образовательное пространство, способствовать поддержке детской инициативы»(1).

Профессионализм и личностные качества музыкального руководителя позволяют использовать произошедшие или специально спланированные ситуации на занятиях в воспитательном контексте. 

«Воспитывающая ситуация – это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств»(2). Благодаря воспитывающей ситуации можно исследовать и развивать такие качества личности как ответственность, способность к взаимодействию, принятию решения, проявлению организаторских качеств или сострадания, сочувствия и тому подобное. Воспитывающие ситуации специально создаются музыкальным руководителем, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить на танец, поделиться музыкальным инструментом, любимой игрушкой, уступить желаемую роль).  Перед ребенком возникает  необходимость решения какой-либо проблемы. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.

Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка, стать ориентиром для дальнейшего поведения, кирпичиком в формировании духовно-нравственных ценностей.

Выбор музыкального материала и репертуара.  Не смотря на то, что в основной образовательной программе предлагаются примерные репертуарные списки, музыкальный руководитель вправе делать самостоятельный выбор музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Это право накладывает и определенную ответственность, выдвигая требования к художественно-эстетическому вкусу педагога, его предпочтениям. Выбор репертуара для дошкольников во многом должен соответствовать процессам освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования положительного отношения к своей стране, её традициям, к своей семье и окружающим людям.

Невозможно переоценить значение классической музыки в таком виде детской деятельности, как слушание музыки. Умением создать необходимый посыл для восприятия, погрузить ребенка в образную стихию, активизировать процесс простейшей дифференциации выразительных средств можно овладеть благодаря парциальной программе О.Радыновой.

 Песенный и танцевальный репертуар важно направлять на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности к происходящему. Такой эффект могут создать  песни о Родине, России, семье. Грустная песенка о скворушке может стать поводом для размышлений о временах года, о любви к родному краю, бережном отношении к птицам. А смешная песенка о хомячке подтолкнет к мысли о том, что о нем нужно заботиться.

Огромную воспитательную функцию несет фольклорный материал, помогая закладывать основы глубокого понимания русского национального искусства, проводить первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

Опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, можно порассуждать о добре и зле, хорошем и плохом,  выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа, стимулировать личное эмоциональное отношение к содержанию произведения.

Выбор методов обучения, используемый  музыкальным руководителем, в основе своей должен быть ориентирован на привитие социокультурных ценностей ребенку через формирование у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. Обратимся к классификации  методов эстетического воспитания дошкольников Н. А. Ветлугиной (3).

Метод убеждения. Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

 Метод приучения, упражнения в практических действиях. Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения.

Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий). Педагог предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать); выбор материалов, цветовых сочетаний, форм; придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок; создание новых композиций в танце. Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задания (например, рисование по собственному замыслу).

Метод побуждения к сопереживанию. Предполагает стимулирование эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире.

Это основные специфические методы работы музыкального руководителя. Но сколько сейчас есть методик и технологий, расширяющих рамки воспитательного воздействия. Музыкальный руководитель успешно может вовлекать детей в  проектную и исследовательскую деятельность, использовать технологии разноуровнего и развивающего обучения. Самое главное для музыкального руководителя – это не забывать об основном предназначении музыкального воспитания, емко сформулированном в словах В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Литература:

  1. Буркова, Е. В. Музыкальный руководитель XXI века / Е. В. Буркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55676/ (дата обращения: 08.08.2021).
  2. Красненко Н. Л. Сущность метода воспитывающих ситуаций (из опыта работы) https://urok.1sept.ru/articles/677477
  3. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост.И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
  4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – Центр педагогического образования, 2009. – 448с.
  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя на 2013-2014 учебный год

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя...

Перспективный план воспитательно - образовательной работы музыкального руководителя.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя на 2014-2015 учебный год...

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя на 2015-2016 учебный год

План работы по образовательной области "Музыка". В нем содержится работа с детьми, воспитателями, родителями, а так же все запланированные мероприятия для детей....

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя Скитиковой Т. А. на 2020-2021 учебный год   ЗадачиДетиПедагогиРодителиОбеспечить к маю 2017 года у 65% ...