Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лазавая Валентина Юрьевна

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с целью формирования нравственного воспитания в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dorogoyu_dobra39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

«Дорогою добра».

Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности.

Задачи:

  1. Продолжать формировать навыки культуры поведения в общественных местах, культуры общения со сверстниками, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости.
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение играть и работать в коллективе.
  3. Воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

Форма проведения: игровое путешествие.

Предварительная работа: Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик-семицветик», пересказ, рассматривание иллюстраций. Закрепление правил поведения в обществе и культуры общения со сверстниками.

Материалы к НОД: конверт с письмом, папка-путеводитель для карточек, 7 карточек с опорными иллюстрациями к сказке «Цветик-семицветик», лепестки с буквами Д, О, Б, Р, О, Т, А, стебель с грустным выражением лица (улыбка съемная), ваза, баранки, ведерко со льдом, поднос для льда, лопатка, белая ткань, бейсболка, мольберт, магнитная доска с магнитами, две накидки, карточки с изображением хороших и плохих поступков, атрибуты к играм.

Музыкальное оформление: фонограмма песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин).

Ход:

Звучит запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин). Входят дети.

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! (Дети здороваются) Молодцы, вы оказали внимание гостям, а теперь, пожалуйста, внимательно выслушайте меня. Сегодня такой прекрасный день и я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку с мольберта и открывает стебель без лепестков с грустным лицом). Ой, цветочек где-то потерял свои лепестки и очень грустит. А из какой сказки может быть этот цветок, вы догадались?

Дети: Да! Из сказки «Цветик – семицветик»!

Воспитатель:  Здесь лежат какие-то карточки с картинками. Давайте  их рассмотрим, что на них изображено. (Дети карточки рассматривают) Как вы думаете, правильно вы догадались из какой сказки этот цветок?

Дети: Да! Из сказки «Цветик-семицветик». Здесь изображено то, что происходило в сказке и девочка Женя с баранками.

Воспитатель: Правильно.

Звенит звонок. Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.

Почтальон: Это группа «Золотая рыбка», Раскатовский детский сад?

Воспитатель: Да, это здесь. А что вы хотели?

Почтальон: У меня для вас письмо. Но просто так я вам его не отдам! Мне сказали отдать его детям, которые знают волшебные слова. (Хитро) А ваши дети их знают?

Воспитатель: Дорогой почтальон, вы как раз попали по адресу! Наши дети точно знают эти волшебные слова. Правда, ребята?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: Давайте расскажем, ребята, какие волшебные слова вы знаете.

Почтальон: Ну-ка, ну-ка, расскажите, а я послушаю.

 Воспитатель: ребята,  давайте вспомним, какие  «волшебные слова» мы знаем. Когда мы кого-то приветствуем, что говорим …?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как поживаете!

Воспитатель: Когда мы прощаемся, что  говорим …?

Дети: Всего хорошего, до скорой встречи, до свидания, будьте здоровы, спокойной ночи!

Воспитатель: А когда вас ругают за шалости, вы  что говорите …?

Дети: извините, простите меня, пожалуйста!

Воспитатель: А если нам надо что-то попросить или  поблагодарить, мы что говорим…?

Дети: Будьте любезны, будьте добры, разрешите, пожалуйста, прошу вас, благодарю вас,очень вам признательны!

Воспитатель: Ну как, гражданин почтальон, знают наши дети «волшебные слова»? Теперь вы отдадите нам письмо?

Почтальон: Конечно, отдам! Это ж я почему не хотел вам письмо отдавать? Потому, что думал, детки еще маленькие, таких слов не знают. А тут и сам у вас научился вежливости. Так что, будьте любезны, возьмите, пожалуйста, ваше письмо! (Отдает письмо воспитателю) И будьте здоровы, до свидания дети!

Дети: Спасибо, благодарим вас! И вы будьте здоровы! До свидания!

Воспитатель: (Осматривает конверт) Вот это да! Сюрпризы еще не закончились! Письмо-то из Королевства сказок детям подготовительной группы … (Воспитатель предлагает детям прочитать письмо. Дети  читают)

 «Дорогие ребята!

Я знаю, что вы любите сказки! Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки Цветика-семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Подсказка уже у вас, на карточках с картинками. Расставьте карточки в той последовательности, как идет сказка. Это и будет ваш путеводитель. Он поможет вам отыскать 7 станций. Если вы сделаете все правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик-семицветик.

С благодарностью. Король Королевства сказок».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Королевству сказок?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте, вспомним сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставим карточки с картинками.

(Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки)

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете сказку. Теперь давайте посмотрим на наш путеводитель и подумаем, куда мы отправимся сначала?

Дети: В «Булочную»!

Воспитатель: Верно!

Ребята, Женя знала где находится булочная, а мы не знаем. Какие вопросы и вежливые слова нам надо задать прохожим, чтобы найти булочную?

(Ответы детей: -скажите пожалуйста как пройти в булочную?

-будьте любезны, скажите как пройти к булочной?

- здравствуйте, скажите пожалуйста на какой улице находится булочная?)

В-ль: молодцы, ребята вы были все вежливы и правильно подбирали вопросы. Я думаю вы справились с заданием. Давайте посмотрим появится перед нами булочная или нет? (Появляется на экране булочная с булочником)

Ребята, давайте вспомним как надо себя вести в магазине.

Перед вами символы правил поведения в магазине.

- Лена, скажи пожалуйста, что означает символ, который находится в правом верхнем углу? (в магазине нельзя громко кричать)

-Миша, что означает символ, который находится в левом нижнем углу?

(В магазине нельзя бросать мусор на пол)

-Никита, скажи, что означает символ, который находится в левом верхнем углу? (В магазине нельзя драться)

-Марина, скажи, что означает символ, который находится в середине? (В магазине нельзя есть мороженое)

-Саша, как ты думаешь, что означает символ, который находится между правым и левым верхним углом? (В магазине ребенок должен быть рядом со взрослым)

-Карина,  а что означает символ, который находится между правым и левым нижним углом? (В магазин нельзя ходить с собакой)

-Мы с вами вспомнили, как надо вести себя в магазине. Правильно выполнили все задания. Зачем Женя ходила в булочную?  (Ответы, за бубликами)

(Дети находят желтый лепесток с буквой «Д», под бубликами)

Воспитатель: А вот и наш первый лепесток нашелся! Тут написана какая-то буква. Какая?

Дети: Буква «Д»!

Воспитатель: Давайте вернем этот первый лепесток нашему цветику, может и у него поднимется немного настроение.

(Дети крепят лепесток на мольберт магнитом)

Воспитатель: Куда же мы отправимся теперь? Посмотрим в путеводитель.

Дети: Домой, к девочке Жене.

(Дети подходят к столу ,на котором стоит ваза и лежат карточки,)

Воспитатель: А какой плохой поступок совершила девочка Женя дома?

Дети: Разбила вазу, не сказала об этом маме, обманула ее.

Воспитатель:Вы правы. Женя ведь понимала, что поступила нехорошо, и все равно не призналась маме. И сейчас мы поиграем в игру «Что такое хорошо, что такое плохо» и попробуем разобраться, какие поступки хорошие и добрые, а какие поступки совсем не украшают человека, т.е. плохие.

(Дети выбирают карточки и по очереди рассказывают о плохих и хороших поступках)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы  знаете, чем отличаются хорошие поступки от плохих. А как вы думаете, где здесь может быть спрятан второй лепесток? (под вазой)

 (Дети находят второй красный лепесток с буквой «О» под вазой, называют букву и прикрепляют его на мольберт)

Воспитатель: Куда теперь мы держим путь? (Дети смотрят в путеводитель)

Дети: На Северный полюс!

Звучит фонограмма «Вьюга».

(Дети и воспитатель подходят к столу, на котором стоит ведерко со льдом, лопатка  и пустая прозрачная посуда) Все накрыто белым покрывалом

Воспитатель: Как здесь холодно, брр-р-р! Везде снег и лед! (Открывает ведерко со льдом и перекладывает его лопаткой в стеклянную посуду). Потрогайте, какой он холодный. Вот так же обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Давайте, «согреем» друг друга ласковым, теплым словом и посмотрим, растает ли  лёд.

Игра «Передача добра»

Дети становятся в кружок, поднос со льдом в центре. Дети по кругу, гладя друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.

Воспитатель: Смотрите, а лед-то тает! Теперь вы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас и растопило даже холодный лед? Ой, а что это под подносом?

Дети: Синий лепесток!

Воспитатель: Значит, мы все делаем правильно, раз нашли его. Какая на нем буква? (ответы детей) Вернем и его цветику.

(Дети крепят лепесток с буквой «Б» на мольберт)

 Воспитатель: А где же спрятан следующий лепесток? Давайте посмотрим наш путеводитель, где оказалась Женя после Северного полюса?

Дети: Во дворе. (Дети идут к песочнице и садятся вокруг нее)

В-ь: Как Женя оказалась во дворе? (Ответы детей)(оторвала лепесток зеленого цвета)

Вос-ль: что случилось с Женей, когда она там очутилась? (дети над ней смеялись, не поверили ей)

-Правильно поступили дети?

Дети: Нет.

Вос-ль: ребята, нельзя смеяться над другими, надо со всеми дружить. Я вам предлагаю поиграть в игру

Игра: «Я хочу с тобой подружиться»

Ход игры: Воспитатель произносит слова: «Я хочу подружиться с девочкой или мальчиком …». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, подойти  к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

Переход Молодцы ребята все справились с заданием. Я думаю где-то здесь находится наш лепесток.(под грибком )

(Дети находят лепесток под грибком с буквой «эР» и, назвав букву, крепят его на мольберт)

Воспитатель: Куда же нам теперь? ( Смотрят в путеводитель)

Дети: К игрушкам!

Воспитатель: Ребята, что Женя загадала про игрушки?

Дети: чтобы все игрушки прилетели к ней.

Подойдите к кругу, возьмите варежку и оденьте на левую руку. Лена скажи какая роль тебе досталась и т.д.? А сейчас из предложенных картинок, выберите те, которые нужны именно для вашей ролевой игры  и объясните почему.

(Дети идут по кругу, проговаривая текст):

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг. 
Все роли мы знаем 
И игрушку для них выбираем. 

Выбирают карточку для этой игры и объясняют свой выбор( Полным ответ)

Воспитатель: как вы думаете, правильно Женя поступила, загадав, чтобы все игрушки прилетели к ней?

-конечно нет,  другие дети тоже хотят играть в игрушки, а она думала только о себе.

А сколько Женя потратила лепестков на игрушки? (Два) А почему два? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, лепестки где-то здесь. Поищем их.

(дети находят листки с буквами  О и Т)

Воспитатель: давайте посмотрим на путеводитель, куда нам дальше идти.

(Обращает внимание детей на бейсболку, лежащую на стуле рядом с проектором) Дети садятся.

-Смотрите, что это? Кому бы она могла принадлежать?

Дети: Вите, больному мальчику из сказки «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Ребята, вспомните, на какое желание потратила девочка свой последний лепесток (Она помогла Вите, чтобы он был здоров).

У Вити было серьезное заболевание, он не мог ходить без костылей. Женя совершила настоящий поступок, пожелала, чтобы мальчик был здоров.

 Есть люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них заботятся окружающие. И у них должны быть добрые сердца. А что означает доброе сердце? ( Ответы детей и раздача сердец)

 ( Воспитатель раздает сердечки с цифрами от 1 до 7)

Использовав номер на сердечке вам надо найти картинку на экране с этим же номером, и рассказать о том, как вы сможете помочь этому человеку.

(Дети по очереди рассказывают о своей помощи людям)

-Молодцы ребята! У вас добрые сердца. Я надеюсь в жизни вы так же будете помогать людям. А вот и последний лепесток мы нашли с буквой А. Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, нашли все лепестки и составили волшебное слово

Дети: «ДОБРОТА»!

Посмотрите, цветик-семицветик больше не грустит, он радуется (перевернуть ротик цветка на улыбку). Наше путешествие подошло к концу.

Мы с вами собрали все лепестки для Цветика-семицветика, и мы его отправим королю Королевства сказок, а он вам передал медали( достает из сундука медали. По-очереди вешает медали детям и задает вопросы)

-Миша какое задание для тебя было самым трудным?

-Лена, какое задание для тебя было самым интересным?

-Марина, про что ты расскажешь придя домой?

-Саша, какое задание для тебя было самым легким?

-Никита, а какое должно быть сердце у человека?

-Карина, какую ты знаешь пословицу о доброте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию "Страна добра"

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию "Страна добра"...

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию "Доброе слово"

Занятие знакомит с социокультурной категорией "Слово", формирует у детей мотивацию делать добрые дела и поступки, готовность к сотрудничеству с другими людьми....

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию с применением игровых технологий "Добрые гномики" для средней группы

Игровое занятие, в ходе которого дети превращаются в добрых гномов и помогают разным персонажам решить их проблемы. Занятие включает многоплановую игровую деятельность: игры подвижные, пальчиковые, се...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра» для детей 4-5 лет.

Конспект преднозначен для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию. Цель конспекта - формирование опыта социального взаимодействия. Задачи - воспитывать доброе, уважительное отношения к лю...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Не живи чужим добром, а живи своим трудом!»

Подготовила воспитатель МДОУ ЦРР "Кристаллик" - детский сад № 30города Железногорска Курской областиГрачева Светлана  Егоровна...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Добрые волшебники"

Материал занятия по социально-коммуникативному развитию "Добрые волшебники" может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. В ходе мероприятия дети...