Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией
методическая разработка

Батшева Ирина Викторовна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим ским здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад № 15 «Аистенок»


Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологии

Подготовила воспитатель:

Батшева И.В.

г.Пушкино 2022г

           Система экологического образования и воспитания занимает все более приоритетно место в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

            В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить детей базовыми экологическими знаниями, что создает прочную основу для развития речевой активности детей. Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

            Окружающий мир, природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, т.е. умение выражать свои мысли словом.

            Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

            Эта проблема заслуживает внимания, является актуальной и значимой и является одним из важнейших условий для оптимизации речевого развития. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Цель моей работы – обогатить речь детей через расширенные знания об окружающей среде.

Новизна моей работы в том, что развитие речевой активности детей провожу через экологическое воспитание, с применением здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо формировать все формы речи детей через:

  • Непосредственную образовательную деятельность;
  • Целевые прогулки на природе и наблюдения за живыми объектами;
  • Словесные и дидактические игры природоведческого характера.

Используя при этом здоровьсберегающие технологии:

  • Динамические паузы
  • Игровой самомассаж
  • Дыхательные упражнения в игровой форме
  • Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

  • Развитие навыков общения с окружающей природой;
  • Обогащение представлений об окружающем мире;
  • Активизация и совершенствование словарного запаса;
  • Развитие звуковой культуры речи, лексико – грамматического строя, фонематических процессов;
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания;
  • Развитие модуляции голоса по силе и высоте;
  • Коррекция темпа и силы речи;
  • Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции.

Свою работу осуществляла в  III  этапа:

I  этап.  Изучение  литературы, накопление материала:

  1. Создание детской библиотеки книг природного материала.
  2. Оформление иллюстративного материала.
  3. Создание и оснащение уголка природы.
  4. Подбор здоровьесберегающих технологий.

II  этап.  Непосредственная работа с детьми по обогащению речи детей через

             ознакомление с окружающим миром, с применением здоровьесберегающих

             технологий.

III  этап.  Результат.

        Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка и  своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Таким образом, основная задача воспитателя состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей.

Практика показывает, что не всегда можно  добиться высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому  в свою работу я начала  включать современные здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию на  речевую активность детей.

 «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, направленных на  сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья  ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, ритмические упражнения,  во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие  чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

  • Дыхательные  упражнения в игровой форме - развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм.

Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух).

          Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

  • Игровой самомассаж    – это массаж, выполняемый самим ребёнком,  который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.  Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).  

Самомассажа проводят в такой последовательности:

  • поглаживание,
  •  растирание,
  •  разминание,
  • вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

  • Развитие  мелкой моторики - Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

При выполнении данных упражнений развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком

При планировании работы над развитием руки я применяю:

  • разнообразные тренажеры: шнуровки, мячики, грецкие орехи, колючие трубочки и мячи, тактильные диски, воздушные шары наполненные разными крупами,  чётки и бусы, тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш.

  • игры – нанизывания на шнур,  пальчиковые игры и упражнения,  графические упражнения, игры с прищепками, ниткография,  игры со скрепками, игры с бумагой (разрывание бумаги путем отщипывания от листа, разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги, раскатывание шариков из салфетки),  игры с крупами,  игры с использованием счётных палочек и спичек и т.д.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии  подобраны мной по лексическим темам недели и проходят через все виды деятельности ежедневно.

Нетрадиционные формы развития речи детей при ознакомлении с окружающим миром и природой.

Природа своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний, которыми хочется поделиться.

Вслушиваться в речь детей. Мы взрослые видим сколь скудны еще познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им еще выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Можно обнаружить, что существительные ребенок заменяет местоимением, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднение детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т.п.

Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить.  Все это надо сделать своевременно.

          В современных социальных - экономических  условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мысли, обладать богатством сравнений, эпитетов, метафор.

       Между тем, одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром – создание условий для получения ребенком целостного представления о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, и как следствие, оптимизация его речевого и интеллектуального развития, повышение мотивации к обучению.

      Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивает память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненными предложением.

Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умения аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой дети учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миров – создание условий для получения ребенком целостного представление о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, и как следствие, оптимизация его речевого и интеллектуального развития, повышение мотивации к обучению.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов организации детей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и природой для совершенствования развития речи я выбрала применение здоровьесберегающих технологий и занятия включают в себя следующие направление:

  • Обогащение представлений об окружающем мире
  • Активизация и совершенствование словарного запаса
  •  Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
  • Развитие лексико – грамматического строя речи
  • Коррекция нарушений слоговой структуры слова
  • Развитие фонематических процессов
  • Работа по формированию связной речи
  • Развитие выразительности и логической организации высказывания
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания
  • Коррекция нарушений звукопроизношения у детей
  • Развитие модуляции голоса по силе и высоте
  • Коррекция темпа и ритма речи
  • Воспитание культуры речевого общения.

Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения отдельных слов и фраз использую в работе с детьми динамические паузы:  Ванька-встанька,        Солнышко,  Помощники,   Женины гости,  Мы осенние листочки,  У Лариски – две редиски,  Жук в цветной рубашке, Зайка,  Снежинки,  Снежная Баба и т.д.

С их помощью корректируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Так же использую чистоговорки,  потешки,  считалки,  стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному понимаю слов, их употреблению через дыхательные гимнастики в игровой форме и пальчиковые игры и упражнения.

С помощью сделанных мною игр для дыхательных упражнений таких, как: «Оживи цветок», «Птицы и ветер», «Снег и ветер», «Листопад», «Чудо - дерево» и др. -  проводится работа в игровой форме по активизации словаря детей названиями предметов их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (цветы, птицы, овощи, деревья).

С помощью авторского тренажера «Волшебный занавес» проводится работа по развитию связанной речи – составление описательных рассказов по предметным картинкам.

Для составления описательных рассказов о животных, о природе сделаны специальные экологические словари.

Игры со шнуровкой, сделанные мною в виде сюжета, помогают детям составлять небольшие рассказы. Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно.

Так же изготовлен  мною тренаж «Тактильные диски» из различных материалов, которая не только развивает мелкую моторику,  но и помогает детям правильно образовывать прилагательные в описании животных или предметов.

Пальчиковые игры, игры с природными материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения для мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

В своей работе провожу интегрированные занятия с использованием: динамических пауз, дыхательных упражнений в игровой форме, игрового самомассажа, пальчиковых игр и упражнений.

В интегрированных занятиях концентрируются  разнообразные виды деятельности дошкольников, основные на игре, а именно, ознакомление с окружающим, развитие речи, с различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование,  трудовая деятельность, физические упражнения.

Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объем информации.

Проведение интегрированных занятий с использованием: динамических пауз, дыхательных упражнений, игрового самомассажа, пальчиковых игр и упражнений,  совместных видом деятельности детей, стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка моей группы появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей с помощью здоровьесберегающих технологий обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие  детей друг другу, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

В дальнейшем планирую: 

  1. Дополнить «Экологический словарь» о животных, птицах, растениях схемами.
  2. Дополнить словесно – дидактические игры и иллюстрированный материал.
  3. Совместно с родителями весной благоустроить участок, не только с целью бережного отношения к природе, но и с целью обогащения знаний, оздоровления детей.

Работа с родителями.

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того, чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведено родительское собрание, была проведена консультация «Развивайте речь дошкольника».

Были предложены условия для успешного овладения ребенком грамматических норм языка:

  1. Позаботиться о правильной языковой среде.
  2. Избегать в присутствии ребенка торопливой, неряшливой речи.
  3. Особое внимание обращать на чёткость произношения окончания слова и предлогов.
  4. Постараться увлечь ребенка игрой в слова.
  5. Валеологическое просвещение родителей.
  6. Познакомить со здоровьесберегающими образовательными технологиями в детском саду.

Работая по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией» показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми положительный результат.

В результате чего:

  • У детей развился интерес к языку, внимание к слову;
  • Были созданы условия для саморазвития и творческого характера речи при построении связного высказывания
  • Проделанная работа с применением здоровьесберегающих технологий в процессе поиска, экспериментов, обследований, решения проблемных задач привела к повышению не только экологического уровня, но и речевой активности детей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад № 15 «Аистенок»




Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Подготовил: воспитатель I кв. категории

Батшева Ирина Викторовна

Пушкино, 2022 год

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Актуальность

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(согласно формулировке Всемирная Организация Здравоохранения)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим ским здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи:

• сохранить здоровье детей;

• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ осуществляется в следующих видах:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами доу в разных формах организованного педагогического процесса: нод, режимные моменты, свободной деятельности детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого –педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечения валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания, консультации, конференции, беседы,

конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,

дни открытых дверей

наглядная агитация

личный пример педагога

различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции, викторины и др.)

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

• технологии сохранения и стимулирования здоровья;

• технологии обучения здоровому образу жизни;

• коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участках ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия– используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Коррекционные занятия с использованием тренажеров. Ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.

«Сенсорная тропа»,ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Цветотерапия. Н-р Во время движения в зал по «радужному коридору» (от «холодных» к «теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение;

«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной игры в обратном направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии двигательной активности детей на логопедических занятиях»

В данной статье описываются здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, физкультминутки, игры с мячом, психогимнастика, логопедическая ритмики и другие виды, которые применяются на логопедических ...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Эт...

Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.

Одной  из  составляющих  образовательной  области «Познавательное  развитие»  предполагается  развитие  интересов  детей, любознательности...