Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»
материал по музыке

Алимханова Ризида Равильевна

«Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. По мнению психологов, у ребёнка процесс познания происходит при участии всех анализаторов в процессе деятельности, что даёт возможность получения глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такие цели ставит современное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребёнка.

Исследователи музыкальной методики так же считают, что процесс музыкального воспитания ребёнка должен основываться на общепринятых педагогических позициях. Исследуя проблему развития речи детей, пришли к выводу о необходимости разработки занятий интегративной деятельности детей по развитию художественно – музыкальных способностей, с 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_razvitie_rechevoy_aktivnosti_na_muz._zanyatiyah.docx35.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     Детский сад комбинированного вида № 39 «Ягодка»

Доклад на тему:

«Эффективное применение педагогических технологий

для развития речевой активности детей

на музыкальных занятиях»

Музыкальный руководитель

Алимханова Р.Р.

«Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. По мнению психологов, у ребёнка процесс познания происходит при участии всех анализаторов в процессе деятельности, что даёт возможность получения глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такие цели ставит современное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребёнка.

Исследователи музыкальной методики так же считают, что процесс музыкального воспитания ребёнка должен основываться на общепринятых педагогических позициях. Исследуя проблему развития речи детей, пришли к выводу о необходимости разработки занятий интегративной деятельности детей по развитию художественно – музыкальных способностей, с использованием педагогических технологий по развитию речи.

Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Дети любят: петь, танцевать, играть.

Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребёнка.

Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребёнка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению учёных, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Музыка – это, прежде всего язык чувств. Знакомя ребёнка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте ребёнок самостоятельно высказывается о содержании музыки, о её характере. Старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни, связанные с тем или иным музыкальным произведением. Тем самым у ребёнка обогащается словарный запас, связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями).

Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду

        Конечно, каждый педагог может вносить что-то своё, а мой вариант - лишь в помощь в творческом процессе.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало –
звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи, очень важны:

  • тембр и сила голоса,
  • ритм и темп исполнения,
  • высота извлекаемых звуков,
  • громкость звучания,
  • дикция,
  • артикуляция,
  • чистота произнесения звуков.

Музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.


НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:

  • пение, песенное творчество,
  • слушание музыки,
  • музыкально-ритмические движения,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

  • речевое дыхание,
  • голос,
  • формирует чувство ритма и темпа,
  • улучшает дикцию,
  • координирует слух и голос.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «лё-лё», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», на гласные «ау», «уа»,  

«а-а», «о-о» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. 

При разучивании песни у ребёнка одновременно формируется звукообразование, дикция.

Вместе с педагогом ребёнок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижёр, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.

Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности.

Способствует:

  • формированию слухового внимания,
  • развитию эмоциональной отзывчивости;
  • развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка.  В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.

Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков.

Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка — хитрая и кокетливая, медведь — неуклюжий, но добрый и т. д.

Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа.

А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ.

 Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.
Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи, а также
пальчиковый  театр способствует развитию речи, формирует тонус коры головного мозга.        

 Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: бумаге А4, пергаментная бумага, разделочных досках и пр.

        

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребёнку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

 В музыкальном воспитании есть ещё один раздел, где речь ребёнка является одним из самых важных факторов –это театральная деятельность. Здесь ребёнок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребёнка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.

Музыкально-дидактические игры, направленны на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания,

памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

 Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.        

        

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

«Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. По мнению психологов, у ребёнка процесс познания происходит при участии всех анализаторов в процессе деятельности, что даёт возможность получения глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире.

Исследователи музыкальной методики так же считают, что процесс музыкального воспитания ребёнка должен основываться на общепринятых педагогических позициях. Исследуя проблему развития речи детей, пришли к выводу о необходимости разработки занятий интегративной деятельности детей по развитию художественно – музыкальных способностей, с использованием педагогических технологий по развитию речи.

Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Дети любят: петь, танцевать, играть.

Музыка — самый эмоциональный вид искусства.

Музыка – это, прежде всего язык чувств. 

Конечно, каждый педагог может вносить что-то своё, а мой вариант - лишь в помощь в творческом процессе.

Слайд

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Слайд

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи, очень важны:

  • тембр и сила голоса,
  • ритм и темп исполнения,
  • высота извлекаемых звуков,
  • громкость звучания,
  • дикция,
  • артикуляция,
  • чистота произнесения звуков.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

Слайд

НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:

  • пение, песенное творчество,
  • слушание музыки,
  • музыкально-ритмические движения,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека.

Слайд

Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Слайд – фото
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Слайд

Общеизвестно, что пение развивает:

  • речевое дыхание,
  • голос,
  • формирует чувство ритма и темпа,
  • улучшает дикцию,
  • координирует слух и голос.

Слайд – фото

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «лё-лё», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», на гласные «ау», «уа»,  

«а-а», «о-о» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. 

При разучивании песни у ребёнка одновременно формируется звукообразование, дикция.

Вместе с педагогом ребёнок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижёр, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.

Слайд

Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности.

Способствует:

  • формированию слухового внимания,
  • развитию эмоциональной отзывчивости;
  • развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. 

Слайд – фото

 Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков.

Слайд – фото

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.

Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи,

а также пальчиковый театр:

Слайд – фото 

способствует развитию речи,

Слайд - фото 

формирует тонус коры головного мозга.        

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей.

Слайд - фото 

Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Слайд - фото – (видео не вкл.)

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: бумаге А4, пергаментная бумага, разделочных досках и пр.

Слайд - фото – (видео вкл.)

Слайд – фото

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребёнку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.

Слайд – фото

При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Слайд – фото

 В музыкальном воспитании есть ещё один раздел, где речь ребёнка является одним из самых важных факторов –это театральная деятельность. Здесь ребёнок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребёнка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.

Слайд – фото

 Музыкально-дидактические игры, направленны на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания,

памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Слайд

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.                 

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Слайд – Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...

Педагогический проект "Развитие речевой активности с использованием приёмов мнемотехники"

Данная Программа представляет собой систему работы  по речевому развитию детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами образовательных дошкольных учреждений на протяжении все...

План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»

Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»....

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Пол...