Дискуссия "Родитель - спонсор, заказчик, партнер"
консультация

Сафронова Татьяна Петровна

Дискуссия о роли педагога и родителя в развитии и воспитании ребенка.

Воспитание и обучение – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились. 

В ходе дискуссии обсуждаются факторы, влияющие на развитие ребенка в семье, педагоги определяют функции семьи и ДОУ, роль педагога и родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дискуссия «Родитель – спонсор, заказчик, партнер»

(Функции семьи и ДОУ. Роль педагога и родителя)

Воспитание и обучение – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение  в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности  семьи. Сюда относятся материальные, бытовые условия. Периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье.

  1. Микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям, ознакомление их со сложностями и противоречиями современного мира.
  2. Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
  3. Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены, так как родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание. В результате выполнение семейных функций в настоящее время значительно ослабло.

  1. Семьи малочисленные. В среднем по России на семью приходится один ребенок.
  2. Семьи стали непрочными. Это ведет к появлению неполных семей: в России каждая шестая семья неполная.
  3. Многодетная семья из позитивного фактора постепенно становится негативным.
  4. Низкая педагогическая культура многих родителей.
  5. В связи с безработицей во многие семьи пришла нищета.
  6. Негативное влияние СМИ: пропаганда насилия, жестокости.

Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребенка.

В связи с этим образовательному учреждению необходимо с одной стороны, обеспечить ответственность родителей за воспитание детей, а с другой – подготовку семьи к реализации этой задачи.

 В то же время следует осуществит поиск новых форм взаимодействия семьи с ДОУ.

ПРОБЛЕМА: недостаток взаимопонимания между родителями и воспитанниками.

Определим функции семьи и ДОУ.

Семья:

  • Создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
  • Обеспечивает первичную социализацию личности;
  • Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

 ДОУ:

  • Создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка;
  • Обеспечивает первичную социализацию личности;
  • Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

Вывод: функции одинаковы как у семьи, так и дошкольного учреждения.

- Почему функции одинаковы, а взаимопонимания нет? (размышления педагогов)

Определим роли педагога и родителя.

Роль педагога:

- учу, развиваю.

Роль родителя:

- спонсор,

- просит педагогов обучить, воспитать.

Родитель в такой ситуации передает функции педагогу.

Родитель – заказчик; педагог – обслуживающий персонал.

Определим у педагога и родителя:

- стиль общения с ребенком,

- образ ребенка,

- действия. (размышления педагогов).

Вывод: ребенок находится между родителями и их требованиями, с одной стороны, и педагогами – с другой стороны. Получаются две точки соприкосновения ребенка со  взрослым: ребенок между  взрослыми. Графически это можно выразить так:

Определим, почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу?

  • Семья не может успешно выполнить указанные функции, так как в семье нет материально-бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ.
  • От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка.
  • Семье не хватает педагогических и психологических знаний.
  • Семья не может обеспечить ребенку эмоционально-нравственный климат.
  • Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

И вот родители доверили нам воспитание своего чада. И мы,  убежденные в педагогической некомпетентности родителей, рьяна взялись за воспитание детей. При этом активно сотрудничаем с семьей, используя разные формы работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родитель – спонсор, заказчик, партнер ?

Слайд 2

родители воспитатели, педагоги Воспитание и обучение

Слайд 3

семья ? РОЛЬ ? успех

Слайд 4

Воспитательный потенциал семьи Условия и средства педагогических возможностей семьи, Материальные и бытовые условия, Структура семьи, Характер отношений в семье, Обычаи семьи (совместное чтение художественной литературы на сострадание и сочувствие и др.)

Слайд 5

Факторы, влияющие на развитие ребенка в семье: Микроклимат самой семьи Внутрисемейная деятельность Воспитательная деятельность родителей

Слайд 6

Современная семья Ослаблены воспитательные функции семьи…

Слайд 7

Как повысить эффективность семейного воспитания ? Осознать, что семья – это высшая социальная ценность . Повысить ответственность родителей за воспитание детей через подготовку семьи к реализации этой задачи. Осуществить поиск новых форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Слайд 8

Какая основная проблема между работниками ДОУ и родителями?

Слайд 9

Функции семьи: Создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка; Обеспечивает первичную социализацию личности; Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

Слайд 10

Функции детского сада Создает условия для интеллектуального и физического развития ребенка; Обеспечивает первичную социализацию личности; Создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, условия для эмоционально-психического созревания.

Слайд 11

Почему функции одинаковы, а взаимопонимания НЕТ?

Слайд 12

Роль ПЕДАГОГА? Роль РОДИТЕЛЯ?

Слайд 13

Определим у педагога и родителя : стиль общения с ребенком образ ребенка действия

Слайд 14

родитель педагог Ребенок

Слайд 15

Почему родители отдают своего ребенка на воспитание педагогу? Семья не может успешно выполнить указанные функции, так как в семье нет материально-бытовых средств и условий воспитания, какие есть в ДОУ. От необходимости – родители должны работать, не с кем оставить ребенка. Семье не хватает педагогических и психологических знаний. Семья не может обеспечить ребенку эмоционально-нравственный климат. Семья не может обеспечить достаточного общения ребенка со сверстниками и взрослыми .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому. Функции семьи и ДОУ. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями....

Педсовет: «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр?»

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для...

Родитель - спонсор, заказчик, партнёр?

ход педагогического совета с участием родителей...

Семинар-практикум "Родитель - заказчик, спонсор, партнёр?"

Чтобы  отношения с родителями  были партнерскими, чтобы  родитель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно  пересмотреть  свои отношения с семьей. Педагог должен  крит...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...

Консультация для педагогов «РОДИТЕЛЬ – ЗАКАЗЧИК, СПОНСОР, ПАРТНЕР?»

Цель данной консультации, способствование формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ; совершенствование кач...