Доклад "Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
материал

Елена Сергеевна Александрова

Доклад на заседании педагогического совета "Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Доклад

    «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию  дошкольников » 

          Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

         Любовь к Родине — одна из высших человеческих эмоций.

Как любая социальная эмоция, она нуждается в формах выражения, адекватных общественным требованиям. Этими формами ребенок и должен овладеть в процессе образования.

         «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» говорил Александр Асмолов, в своем интервью журналу «Дошкольное воспитание»

Действительно, известную советскую песню помнят с детства, она оставила сильные, яркие образы и эмоции в памяти многих людей.

         Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании и становлении личности патриота.

         Задача педагога - отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

           Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

           Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Взаимосвязь с семьями дошкольника требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

            В связи с этим, необходимо оказание  педагогической  поддержки  семьям  в вопросах  патриотического воспитания  дошкольников, в своей практике я использую  следующие методы и средства: проведение родительских  собраний, консультаций, размещения рекомендаций, проведение конференций в группах  мессенджера WhatsApp и на сайте дошкольного учреждения.  Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, необходимо включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, групповых тематических выставках  детских работ, играх, конкурсах).

            В рамках разработанного проекта по патриотическому воспитанию «Североуральск – моя малая Родина», на  первом  этапе  дети  знакомились  с  ближайшим  окружением:  своей семьей, родными людьми.

С целью воспитания любви и привязанности к своей семье, родному  дому,  своим  близким был проведен  ряд  мероприятий: с помощью родителей воспитанников оформлен фотоальбом  «Моя  семья»,  проведена  выставка  работ «Познакомьтесь,  это  я»,  конкурс детских рисунков: «Моя семья», «Как мы отдыхаем».

Все  это  способствовало  воспитанию  у  детей  уважительного отношения  к  членам  семьи,  сфере их деятельности,  формированию  представления  о семейных ценностях и традициях.

            Постепенно  у  детей  стал  появляться  интерес  к  труду взрослых,    положительное  отношение  к  представителям  разных профессий.  Ребята с помощью родителей подготовили мини-сообщения на тему «Профессии в моей семье».

             Были организованы экскурсии и возложение цветов к памятникам воинам, павшим в  годы  Великой  Отечественной  войны,  что способствовало  воспитанию  у дошкольников чувства патриотизма, уважения к боевым подвигам  их прадедов, земляков,  павших  в  сражениях  за  освобождение  нашей  Родины.  Свои впечатления дети отражали в рисунках, поделках, аппликациях:  «Этот день мы не забудем никогда», «Праздничный салют» и др.

              В процессе  ознакомления с  историей  малой  родины  была  организована поисковая  деятельность:  детям  было  предложено выяснить у   своих  родителей, дедушек  и  бабушек  об  истории  названия  улицы,  на  которой  они  живут.  В результате данной работы возрос познавательный интерес к истории  родного города.

         Ребята познакомились с выдающимися людьми Североуральска, посетив онлайн городскую библиотеку. В частности, мы узнали о известных земляках:

  • Казанцев Владлен Владимирович – (в период его руководства были построены  жилые дома и школы, детские сады, объекты здравоохранения, торговли и бытового обслуживания).
  • Беляшов Василий Мартемьянович - был руководителем работ по созданию знаменитой сейчас Лиственничной аллеи.
  • Каржавин Николай Акимович - открыл месторождения бокситов «Красная Шапочка» на Северном Урале, также был одним из первооткрывателей Кальинского и Черемуховского месторождений бокситов.

               Интересным открытием для детей было знакомство с символами города Североуральска.  Наша атрибутика совершенно уникальна. В ней выражаются все исторические слои нашей культуры:

  • Лазоревая (Северная) звезда указывает на географическое расположение и название муниципального образования.
  • Красный шар символизирует добычу боксита, а в сочетании с горой - месторождение «Красная Шапочка».
  • Гора с монетами указывает на природные богатства и природный памятник «Денежкин Камень», находящийся в окрестностях города Североуральска.
  • Золотой ключ является символом открытия и освоения земных недр. И всем этим мы можем гордиться.

             Для  ознакомления  дошкольников  с  природой  родного  края  были проведены  занятия: «Заповедник и его обитатели», «Перелетные и зимующие птицы», «Реки и озера Североуральска».

            Дети  научились играть в народные подвижные игры, а также  дидактические  игры, презентации и викторины в рамках патриотического воспитания которые  помогают  ненавязчиво  усвоить  или повторить  ранее  изученный материал.  

Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать продукты своей деятельности.

            С большим энтузиазмом родители и дети поддержали использование технологии «Коллекционирования», созданы такие коллекции как: «Старинные значки», «Бабушкины пуговицы», Вместе с детьми мы обсуждали правила обращения с предметами коллекции.

              Работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников является одним из  средств активизации познавательного и творческого развития детей.  Раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста, в заключение следует сказать:

         «Патриотическое чувство... развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое событие и явление,  равно как и все картины окружающей жизни окружающей природы, помогают ему расти, и развиваться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»Нельзя пробудить чувство Родиныбез восприятия переживания...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Опыт работы "Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ и семьи" (статья).

Основой формирования будущей личности, является гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и ...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...