Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"
методическая разработка (старшая группа)

Медведская Оксана Николаевна

Актуальность:

В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

Специалисты пришли к мнению, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования познавательной активности и продуктивной деятельности, которая, в свою очередь, играет роль в развитии любознательности и инициативы у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedskaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯГОДКА»       ПГТ. ДЖУБГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Доклад                  

  по опыту работы на тему:

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Выполнила воспитатель средней группы

 МБДОУ ДС № 7 «Ягодка» пгт. Джубга:

Медведская Оксана Николаевна

пгт. Джубга

     2022г.

Актуальность:

В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

Специалисты пришли к мнению, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования познавательной активности и продуктивной деятельности, которая, в свою очередь, играет роль в развитии любознательности и инициативы у ребенка.

Основная цель:

Способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования.

Задачи:

- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

- Формировать умение пользоваться при конструировании схемами, чертежами.

- Формировать умение выделять основные части и характерные детали конструкций.

- Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие, развивать фантазию, воображение.

- Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

- Знакомить с новыми деталями разнообразными по форме и величине:

пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.

- Формировать умение заменять одни детали другими.

- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции

постройки одного и того же объекта.

- Формировать умение  строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои

поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

- Совершенствовать умение работать с бумагой, картоном работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.).

 Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, это всеми любимые пирамидки, кубики, которые нравятся всем без исключения.

Выделяют два вида конструирования- техническое из разнообразного строительного материала и художественное из бумаги и природного материала.

Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность). Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляются конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Так же развивается мелкая моторика, память, мышление, воображение, и восприятие. При этом работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы.

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, а так же художественно- творческие способности.

Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.

На занятиях по конструированию применяются различные методы и приемы работы: наблюдение объекта, показ и анализ образца, объяснение способов выполнения постройки, постановка перед детьми задач проблемного характера, т.е. требующих нахождения самостоятельного решения, анализ и оценка процесса работы.

В детском саду дети играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения во время строительства. Потому что в группе при организации строительных игр будут лидировать только определенные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью.

Важно развивать у ребят старшего дошкольного возраста договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель формирует умение создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, видеть красоту самого процесса постройки.

Развитие познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно- образовательный процесс, во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Конструктивная деятельность с дошкольниками способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах.

Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития умственных, творческих, познавательных способностей дошкольников.

При этом ребенок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что не маловажно для любой деятельности в детском саду, так и в школе.

Работая с конструктором, дети могут экспериментировать. Обсуждать идеи, воплощать их в постройке и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование и воспитание и развитие детей в режиме игры.

Отдавая приоритет в своей работе познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, считаю, что использование конструирования активизирует познавательную деятельность детей, положительно влияет на игровые мотивы обучения, повышает творческий потенциал, обеспечивает развитие различных психических качеств и процессов (мышление, воображение и др.)

В процессе конструирования наши дошкольники развивают математические способности. Старшие дошкольники пересчитывают детали, выделяют их форму, размеры и цвет, учатся ориентироваться не только на листе бумаги, но и в пространстве.

Занятия по конструированию помогают дошкольникам в ознакомлении с предметным окружением, социальным миром, миром природы (в саду имеются наборы кубиков с сюжетными фигурками и постройками, которые помогают закреплять лексические темы, позволяет расширить кругозор, формировать целостную картину мира и т.д.)

Также конструирование развивает коммуникативные навыки, расширяет словарный запас, старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий.

В старшей группе мы особое внимание уделяем совместному конструированию. Дети учатся планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется логическое мышление.

В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; развивают образное мышление.

В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно соединять детали, рассматривать образец, читать схему.
При сборке конструктора ребенок развивается разносторонне, здесь задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека.
Конструктор побуждает работать в разной степени и голову и руки. Ребенок не замечает, что осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил. Он хочет, чтобы все узнали о его творении. Это и развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

Конструкторы способны выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. Ребенок увлечен творческой познавательной игрой.

Таким образом, конструктивная деятельность играет не маловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста, при этом играет большую роль при подготовке к школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

Из опыта работы по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»

Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мульти...

Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...