Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.
проект (подготовительная группа)

Заварницина Татьяна Николаевна

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания творческой развивающей образовательной среды в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.png

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста

ТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА:

        СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«СТАНЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»

С АКЦЕНТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ

Авторы проекта: Кузнецова Наталья Владимировна – воспитатель,

Заварницина Татьяна Николаевна – воспитатель.

г. Югорск, 2021г.

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Кузнецова Наталья Владимировна ,

Заварницина Татьяна Николаевна

МБОУ «СОШ № 5» группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Территория детства: создание творческой, личностно-развивающей образовательной среды как фактор развития детской инициативы и познавательной активности»

Направление педагогического проекта

Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.

Название (тема) педагогического проекта

«Стань природе другом!»

Решаемая ключевая проблема

Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель (-и) педагогического проекта

Формирование основ экологической культуры удетей старшего дошкольного возраста.

Целевая группа

Подготовительная группа ДОУ (6-7 лет)

Основная идея педагогического проекта

Создание и апробация личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

- По итогам результатов экспертно-аналитической работы, возникла необходимость в создании  личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

- Педагоги, дети, родители научатся работать в команде, выражать свои эмоции, слушать, общаться и добиваться общих целей, выстраивать связи, быть гибкими, правильно оценивать других людей.

- Непрерывно обеспечить экологическое образование в системе: ДОУ – семья.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

- Здоровьесберегающие технологии;

- технология «Лэпбук»;

- технология экологического кроссворда;

- ТРИЗ;

- моделирование;

- информационно-коммуникативные технологии;

- экскурсии, наблюдения, беседы, ООД, участие в конкурсах, и т.д.

Значимые продукты педагогического проекта

«Говорящая стена» - «Мы любим природу!», рисунки, поделки, уголок «Наше настроение».

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Участие педагогов в создании в группе ОО творческой личностно-развивающей образовательной среды. Внедрение УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» в работу с детьми.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Выступление. Презентация проекта.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создать среду для организации мероприятий по экологическому воспитанию детей;

-Расширять деятельные познания детей о животном и растительном мире;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;

-помочь понять взаимосвязь природы и человека, почувствовать ответственность за результат своих действий в природе;

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них, эстетическое восприятие природы;

-развивать нравственные качества личности; логическое мышление, внимание, память;

-формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- воспитывать любовь к природе и желание ее беречь, любовь к родному краю;

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляют бережное отношение к природе.
  • Понимают взаимосвязь в природе, относятся бережно к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д.
  • Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать и делать выводы.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Родители принимают активное участие в мероприятиях: экскурсиях, изготовлении пособий и оборудования по экологическому воспитанию.

Актуальность.  

Мы считаем, что при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания творческой развивающей образовательной среды в группе детского сада.

Наш педагогический проект «Стань природе другом!», является составляющей частью управленческого проекта «Территория детства», т.к. перестраивая образовательную среду в группе, мы создаем условия для введения новых активных форм организации образовательного процесса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в ОО – технологии «Лэпбук», информационно-коммуникативные технологии, уголок «Наше настроение», а также создание дизайн-проекта «Говорящая стена».

Ключевая проблема проекта. Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Участники: воспитатели – дети подготовительной группы № 7 «Улыбка» – родители.

Продукт проекта:

- «Говорящая стена» - «Мы любим природу!»;

- уголок «Наше настроение».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники:

  1. Экскурсия совместно с родителями в парк «Молодежный».
  2. Наблюдения за живой и неживой природой.
  3. Беседы.
  4. Организованная образовательная деятельность по социально-эмоциональному развитию, развитию речи и экологии «В осеннем лесу».
  5. Работа с родителями:

- изготовление лэпбука «Мир экологии»

- помощь в оформлении уголка «Эколята-дошколята» и пополнение природного материала (шишки, рога оленя, лося, веточки, мох, засушенные растения для гербария, косточки от  разных фруктов и т.д.)

- участие в конкурсах.

Приложение 1

Оценочный инструментарий (Дворецкая, И. А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6—7 лет : методическое пособие / И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка.)

Идентификация и понимание причин эмоций.

Оценка результатов освоения программы.

Параметры для наблюдения

КОМПЕТЕНЦИЯ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Идентификация эмоций по мимическим признакам.

Индикаторы: „ Ребёнок различает мимические признаки злости, страха, грусти, радости. „ Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по мимическим признакам. „ Может обозначить эмоции словами.

Критерий 2. Идентификация эмоций по пантомимическим признакам и действиям 

Индикаторы: „ Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес) по позе, жестам, движениям. „ Может сопоставить действия и эмоции.

Критерий 3. Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам

Индикаторы: „ Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес) в речи по лексике, интонации, громкости, темпу. Критерий 4. Идентификация эмоций в произведениях искусства

Индикаторы: „ Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение). „ Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).

Критерий 5. Понимание и использование эмоционального словаря, ментального словаря

Индикаторы: „ Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний. Ребёнок понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.

КОМПЕТЕНЦИЯ 2. ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Понимание ситуативно обусловленных эмоций

Индикаторы: „ При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт, живое общение) ребёнок распознаёт эмоции участников. „ Ребёнок делает верные предположения о причинах возникновения этих эмоций; событиях, предшествующих ситуации. КОМПЕТЕНЦИЯ 3. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Выражение эмоций посредством мимики и пантомимики Индикаторы: „ Эмоциональная экспрессия ребёнка понятна для внешнего наблюдателя. „ Ребёнок выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений.

Критерий 2. Вербальное и паравербальное выражение эмоций

Индикаторы: „ Речь ребёнка эмоционально выразительна: он может описать эмоциональное состояние (своё и чужое), адекватно используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп).

Критерий 3. Выражение эмоций в творчестве

Индикаторы: „ Ребёнок может выразить эмоции в рисунке, аппликации, музицировании, движении.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

По каждому критерию занесите в бланк цифру от 1 до 10 в соответствии с уровнем развития компетенции. 1-й уровень (1—3 балла)  — ребёнок не пытается проявлять оцениваемый навык / пытается, но ничего не получается. 2-й уровень (4—7 баллов) — ребёнок иногда применяет оцениваемый навык  /  показывает средний / нерегулярный результат. 3-й уровень (8—10 баллов)  — ребёнок регулярно и успешно применяет оцениваемый навык.

№ п/п

ФИО ребёнка

Идентификация эмоций

Понимание причин эмоций

Выражение эмоций

до*

после**

до*

после**

до*

после**

Бакулин Тимофей

3

6

3

6

3

6

Балагутдинов Максим

2

4

2

4

2

5

Бейзер Илья

3

4

3

5

3

5

Варанкина Кира

5

8

5

8

5

9

Герина Василиса

5

8

4

8

5

8

Демидова Варвара

3

4

3

4

3

4

Елисеев Даниил

3

4

3

4

3

4

Есаян Арарат

3

4

4

5

4

5

Казанцев Михаил

4

5

4

6

5

6

Кирсанов Дмитрий

3

4

3

5

3

4

Киселькова Кристина

4

6

4

6

5

8

Компаниец Максим

2

4

2

4

3

4

Костюк Мария

2

4

2

4

3

4

Кузьминых Дарья

3

5

4

5

4

5

Чекарев Вячеслав

2

4

2

3

3

4

Непогода София

3

5

3

5

5

7

Николаева Софья

6

9

6

9

6

9

Прохоренко Артем

4

5

5

6

4

7

Постникова Виктория

3

4

3

4

3

4

Рудзевич Захар

5

7

5

7

5

8

Семенихина Татьяна

5

6

5

6

5

6

Харина Виктория

8

9

7

8

7

9

Хомулко Полина

3

5

3

5

3

5

Чудинова Эмма

3

5

3

5

3

5

Чудыйович София

2

4

2

4

3

4

Япс Лев

5

6

5

7

5

8

* Заполняется в начале работы над проектом.

** Заполняется в конце работы над проектом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста Проект «Стань природе другом!» Воспитатели: Кузнецова Наталья Владимировна, Заварницина Татьяна Николаевна Г. Югорск , 2021г.

Слайд 2

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через создание личностно-развивающей образовательной среды.

Слайд 4

Задачи: Создать личностно-развивающую образовательную среду для организации мероприятий по экологическому воспитанию детей; расширять деятельные познания детей о животном и растительном мире; учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку; помочь понять взаимосвязь природы и человека, почувствовать ответственность за результат своих действий в природе; развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них, эстетическое восприятие природы; развивать нравственные качества личности; логическое мышление, внимание, память; формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; воспитывать любовь к природе и желание ее беречь, любовь к родному краю; обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Слайд 5

Ожидаемые результаты Пополнится личностно-развивающая образовательная среда в группе по экологическому воспитанию. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; научились работать в команде; понимать эмоциональное состояние сверстников. Проявляют бережное отношение к природе. Понимают взаимосвязь в природе, относятся бережно к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д. Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать и делать выводы. Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Родители принимают активное участие в мероприятиях: экскурсиях, изготовлении пособий и оборудования по экологическому воспитанию.

Слайд 6

Результаты проекта и Способы их ДОСТИЖЕНИЯ Было… Стало! «Говорящая стена» - «Мы любим природу!»

Слайд 7

Используемые технологии/методики/приёмы/техники Экскурсии в парк «Молодёжный» совместно с родителями

Слайд 8

Наблюдение и уход за растениями на участке детского сада

Слайд 9

Изготовление лэпбука «Мир экологии», альбома «Чудеса природы!» Рассматривание шишки и семян кедра. Посадка семян кедра

Слайд 10

Пересадка петуньи в горшок для комнатных растений Сбор семян циннии Уборка листьев на участке детского сада

Слайд 11

Уголок «Наше настроение»

Слайд 12

Графическая модель идентификации и понимания причин эмоций

Слайд 13

Вывод: реализуя работу по развитию личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию, мы отметили, что проводимые мероприятия, поспособствовали тому, что каждый ребенок научился работать в команде, выражать свои эмоции и отмечать их в уголке «Наше настроение». С удовольствием и желанием выражать свои впечатления в своих творческих работах и располагать их на «говорящей» стене «Мы любим природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, личностного роста детей с ОВЗ, получения ими образовательного и социального опыта

На сегодняшний день для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важнейшей задачей является обеспечение  психолого-педагогических условий для успешной адаптации...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)

В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2026 гг.)

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети»(2023-2026 гг.)...

Проект «Формирование личностного потенциала детей –билингвов через социально –личностное развитие»

vСоздание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентом образования, направленного  на развитиие личностного потенциала ребенка, через овладение им знани...