«Формирование у старших дошкольников умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности».
методическая разработка

Тюгаева Светлана Викторовна

СООБЩЕНИЕ на тему: «Формирование у старших дошкольников умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyugaeva_-issled.deyat_t.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»

СООБЩЕНИЕ

на тему:

«Формирование у старших дошкольников умений и навыков, необходимых в исследовательской деятельности».

Подготовила:

Воспитатель

 Тюгаева С.В.

г. Нижневартовск

Слайд 1

 Обучение детей умениям и навыкам, необходимым в исследовательской деятельности  - одна из основных задач современного образования в рамках преемственности детского сада и школы. Овладение данными умениями  - залог успешности детской познавательной деятельности.

Слайд 2

К основным исследовательским умениям и навыкам, которые можно формировать уже на этапе дошкольного детства относятся:

  • умение видеть проблемы;
  • умения выдвигать гипотезы;
  • умения классифицировать.

Слайд 3

Данные умения  мы развиваем в детском саду в процессе использования специальных игр и игровых приемов, рекомендованных в методике Александра Ильича  Савенкова    и являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми навыками познавательно-исследовательской деятельности. При этом  исследовательские умения Савенков предлагает развивать  не в процессе самой исследовательской деятельности ребенка, а  автономно.

Слайд 4

Раскрою отдельные приемы развития исследовательских умений. Развитие умения видеть проблемы - это интегральное свойство, характеризирующее мышление человека. Одно из самых важных в деле  выявления проблемы  - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. И тогда можно увидеть то, что часто не замечается.

Слайд 5.

Для обучения детей умению видеть проблемы используем  задания такого типа, например, игровое упражнение "Посмотри на мир другими глазами". Предлагаю вместе со мной проиграть данное упражнение.

Читаем детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья  падали на дома, деревья, тротуары, дороги..." Задание ребенку - продолжить рассказ, но несколькими способами:  Как ты отнесешься к появлению первого снега, если - ты гуляешь во дворе с друзьями; если ты водитель грузовика, едущего по дороге; если ты летчик, отправляющийся в полет; если ты ворона, сидячая на ветке; если ты зайчик в лесу.

Данное упражнение помогает   развивать у детей способность к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы.

Также мы используем задания такого типа:  

Слайд 6

"Сколько значений у предмета"  - детям предлагается какой - либо хорошо знакомый им предмет, свойство которого им хорошо известны, например - карандаш, газета, картонная коробка. Предлагается задание - найти как можно больше вариантов  необычного, но при этом реального  использования этого предмета.

В ходе выполнения этого задания у детей развиваются основные параметры креативности - продуктивность, оригинальность, гибкость мышления.  

При проведении данных игр  необходимо хвалить детей, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. На первых порах ответы детей могут быть однотипны. Однако, если использовать упражнения подобного рода систематически, то это позволит развить у детей  способность мысленного перемещения.

Слайд 7

Следующее исследовательское умение,  которое развивается в дошкольном возрасте  - это умения выдвигать гипотезы. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поиск решения проблемы - это мыслительный процесс, выступающий в форме предположения или гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы  - один из главных базовых умений исследовательской деятельности. Для развития умения выдвигать гипотезы мы используем разные упражнения.

Слайд  8

  Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы. Делая предположения, учим детей использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…

Например, упражнение - вопрос к детям "Почему дети любят играть?" Представьте свои предположения  с использованием данных слов.

Слайд 9

Еще один вариант упражнения - вопроса к детям "При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?" Придумайте условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов.

Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Слайд 10

Задание  «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

  • Сигналит автомобиль
  • Деревья пожелтели
  • На детской площадке целый день никого не было

Слайд 11

Следующее исследовательское умение,  которое развивается в дошкольном возрасте    - это развитие умения классифицировать. Оно является одним из важных мыслительных операций, необходимых для успешной исследовательской деятельности.  Это умение  облегчает процесс изучения явлений действительности, помогает выявлять и устанавливать  закономерности существования и развития изучаемых объектов. Исследование и познание окружающего ребенка мира предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных (естественных) или не существенных (вспомогательных) признаков. Если ребенок научится определять к  какой классификационной группе принадлежит исследуемый предмет, то он сможет судить о его свойствах, закономерных связях.

Слайд 12

Для развития умения детей классифицировать  мы используем задания такого типа.

«Придумай способы группировки». Детям предлагается подумать и сгруппировать предметы, изображенные на картинке. При этом придумать как можно больше  способов группировки, объясняя по какому признаку он объединил предметы. (проводит игру с аудиторией).  Задания такого типа способствуют развитию  гибкости мышления, расширению детского кругозора. У детей развивается критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности

    Слайд 13

 Учитывая  особенности  мышления детей дошкольного возраста (наглядно- образное мышление) для развития  у детей умения классифицировать мы используем технологию  наглядного моделирования  - классификационные  таблицы, которые позволяют  группировать предметы окружающего мира по разным основаниям, делать обобщения.

Опыт работы с классификационными таблицами показывает, что такая деятельность   вызывает познавательную и исследовательскую активность у детей.  

Организуя данную деятельность, мы создаем  рабочее  пространство.

Слайд 14

Обсуждение происходит за «круглым столом»  или на ковре. Классификационная таблица по размеру формата А-3, она должна быть «открыта» для дополнения, т.к. на занятии мы заполняем ее лишь частично, а после занятия она остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» мы предлагаем детям заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома, чтобы поддержать интерес к теме в свободное от занятий время.  Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой картинки разного размера, которые рассматриваются всеми детьми.

Слайд 15  

Рассмотрим этапы работы на примере составления классификационной таблицы по теме «Домашние животные. Какую пользу они приносят людям». Для введения в тему предварительно читаем детям рассказы о домашних животных, предлагаем рассмотреть иллюстрации, картинки в книгах, с выставки по данной теме, выясняем, каких домашних животных дети видели в естественных условиях. Подбираем множество картинок с изображением домашних животных, предлагаем дома родителям вместе с детьми подобрать и вырезать картинки по предложенной теме.

В процессе обсуждения какую же пользу животные приносят людям,  предлагаем   детям разделить таблицу на части по предложенным признакам «животные дают нам продукты питания»; «животные дают нам одежду» и «Другое».  Далее организуется работа по заполнению данной таблицы. Ребенок выбирает себе картинку и высказывает свои рассуждения о том, почему он положил свою картинку в эту колонку, объясняет свой выбор. Когда все картинки разложены, воспитатель предлагает их наклеить.

Таким образом, все дети группируют предметы в соответствии с познавательной задачей, устанавливают причинно-следственные связи, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Воспитатель словесно поощряет тех детей, которые высказывают свое мнение, пытаются рассуждать, доказывать.

По такому же принципу организуется работа по составлению и других классификационных таблиц.

Слайд 16  

Обратите внимание на  классификационные таблицы, представленные на  слайде и определите по какому признаку сгруппированы предметы

 (животные наших лесов, жарких стран, севера; городские и лесные птицы; по количеству косточек во фруктах; по способу произрастания овощей на огороде).

Классификационные таблицы мы предлагаем детям дополнять по собственной инициативе: дети приносят из дома подходящие картинки и в свободной деятельности дополняют её.

Слайд 17

Таким образом, использование разнообразных игровых упражнений и заданий, направленных на   обучение детей специальным исследовательским умениям способствует формированию предпосылок исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старший дошкольник: развитие коммуникативных навыков в разных видах деятельности

Статья раскрывает особенности педагогической работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности

Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской  деятельности...

презентация «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»

Презентация на тему "Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт"...

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....

Формирование у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни через проектную деятельность.

Формирование образовательной области "Физическое развитие" предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными правилами в питании, двигательном режим...

«Формирование у старших дошкольников модели полоролевого поведения в процессе игровой деятельности»

Разработка серии игр, направленных на формирование модели полоролевого поведения у старших дошкольников....