Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»
консультация

Гром Екатерина

Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»

 

Гром Е.А., , воспитатель,

руководитель ТГ «Патриотическое воспитание»

 

Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей.

Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Основные задачи патриотического воспитания:

В 1 младшей группе:

  • воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

Во 2 младшей группе:

  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • воспитывать уважение к своему городу;
  • развить интерес к русским традициям и промыслам;

В средней группе:

  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • расширять представления о городах России;
  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг);

В старшей, подготовительной группе:

  • развить традициям и промыслам;
  • чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формировать чувство уважения к другим народам, их традициям.

 

Метод воспитания - способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений. К методам патриотического воспитания относятся: целевые прогулки, экскурсии, беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России, народное творчество и чтение художественной литературы, праздники и развлечения.

Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию дошкольников

Воспитать  патриотические чувства педагог может через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  •  дифференцированный подход к каждому ребенку;
  •  рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности:  наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен возрастным особенностям детей.

Все эти средства патриотического воспитания мы. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Большое патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, с которой дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На русских народных песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста. Воспитываются качества, во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, к ним относятся:

В 1 младшей группе можно проводить такие праздники как:

  •  «День матери», «Мамин праздник» посвящены формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Со  2  младшей группы добавляются такие праздники, как:

  • «Мамин праздник» переименуется в «Праздник 8 марта»;
  • Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» - это день воинской славы, в который мы чтим и учим детей чтить традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! При подготовке празднования у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.
  • Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.

В средней  группе можно провести тематическое развлечение «Город, в котором ты живешь».

Со  старшей  группы появляются такие праздники, как:

  • День России и День народного единства проводятся с целью воспитания чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. В процессе подготовки и проведения мероприятия у дошкольников формируется понимание принадлежности к русскому народу и России, как единой Родине всех проживающих на её территории людей; расширяются представления о народах, проживающих в России, о дружбе и мире, о значении сплоченности в жизни человека и целого народа.
  • День семьи, любви и верности и День пожилого человека посвящен формированию у дошкольников представлений о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Также в этой возрастной группе можно проводить такие праздники, как День космонавтики, День знаний, День российского флага, они расширяют представление детей об истории и традициях нашей страны.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.

Работа по формированию патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Большинство родителей разучивают стихи, песни с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы изготовить.

Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе в рамках тематического контроля организации патриотического воспитания в детском саду. Анкета анонимная. Ваши ответы помогут нам проанализировать и спланировать работу с детьми по данному направлению.

1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?

да

нет

2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?

Активная гражданская позиция

Бескорыстие

Любовь и привязанность к Родине

Толерантность

Готовность к самопожертвованию

Чувство долга

3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?

Да

Нет

Частично

4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников?

Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей

 

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край

5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?

Родители

Общество 

Педагоги

Все в целом

СМИ

6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

1

2

3

4

5

8. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем городе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

1

2

3

4

5

9. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?

Да

Нет

Иногда

10. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?

Да

Нет

11. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?

Уважение к старшим и родителям

Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них

Изучение происхождения родословной своей семьи

Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.)

Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.);

Другое

12. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?

Да

Нет

Не знаю

13. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:

1

2

3

4

5

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Выступление на семире-практикуме. По теме проекта "Формирование чувства сопричастности к культурному, историческому наследию родного города и страны"...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

ПЛАН самообразования по теме:«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений работающих по данной теме....

Консультация для педагогов на тему: "Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста средствами социально-нравственного воспитания."

laquo;Разумное воспитание требует, чтобы ужев самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя,внушалось им стремление ко всемудоброму, истинному. Ранние привычкибудут сл...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....