Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Приходите в гости к нам»
план-конспект занятия (средняя группа)

Мелащенко Людмила Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию  на тему: «Приходите в гости к нам» разработан с целью формирования представлений детей о русской избе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_prihodite_v_gosti_k_nam.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

г. Сухиничи  Сухиничского района  Калужской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Приходите в гости к нам»

в средней группе

Подготовила: воспитатель

Мелащенко Л. Н.

12.04.2022 год

Цель: формирование представлений детей о русской избе.

Задачи:

1.Систематизировать знания детей о внутреннем убранстве русской избы.

2.Развивать речь детей, образное мышление, интерес к прошлому русского народа.

          3.Воспитывать уважение к культуре и быту русского народа. 

Место проведения: мини-музей «Русская изба».

Предварительная работа с детьми – просмотр презентации «Ознакомление

дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».

Методы и приемы: словесные, игровые, практические

Материалы и оборудование: демонстрационный материал «Русская изба»: презентация «Загадки», компьютер, мяч, деревянные ложки.

Ход НОД:

Под музыку воспитатель с детьми заходят в музей, встают в круг.

Воспитатель: Дети, догадались, куда вы попали?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, я пригласила  вас в русскую избу. Раньше, в старину, входя в избу, люди здоровались, делая низкий поклон. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья и благополучия. Давайте и мы поздороваемся (Дети делают низкий поклон).

Воспитатель: В таких избах давным-давно жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Это старинное название деревянного дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами.                                   Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважал русский народ топор, сложив про него пословицы. Подумайте, почему так говорится: «Топор лучше шубы греет»?                      Ответы детей.                                                                                    Воспитатель: Прекрасная пословица, которая учит тому, что нужно трудиться, работать, и тогда тебя не сможет заморозить ни один мороз.       Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? Ответы детей.                                                                                                Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.                                                                                     В народе говорили: «Дом без печки – нежилой дом».  «Кормилицей», «матушкой»  называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. Раньше холодильников и газовых плит не было, вся еда хранилась в печи, там же и готовилась.       Ребята, а для чего ещё нужна была печка?                                                 Ответы детей: Спать на ней, для обогрева дома…                             Воспитатель:                                                                                                             Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Дети, скажите, пожалуйста, а чем же топили печь?

Ответы детей.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста,  в чем хозяйка готовила еду в русской печке?

Ответы детей. 

Воспитатель: Возле печки всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.                                                                                                                    Почему чугун (чугунок) так называется?                                                    Ответы детей.                                                                                                Воспитатель: Правильно, потому что сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь и никогда не бился.              Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью чего?                                                          Ответы детей.                                                                                                  Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?                                                                                        (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).  

Воспитатель: Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром.                                                                                                                   «Доброму гостю – особая честь». Его приглашали «откушать хлеб-соль» и сажали за стол на самое почетное место у икон, рядом с хозяином.                                                                            По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если кто-то из детей вел себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.                                                                                                        Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите их.

Ответы детей: скамейки, столы, посуда, кроватки для детей, шкатулки... Душа русского человека любит красоту. Все вокруг стремится

украсить русский умелец. Если посуда, то с росписью.

Посмотрите, какая красивая посуда. Деревянная ложка никогда не обжигает

рот. Русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. И мы с вами поиграем с ложками.

Физическая минутка:

Взяли мы в ладошки красивые ложки.

Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!

Постучим мы ложками, потопаем ножками,

Вверх поднимем ложки, погремим немножко!

Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны!

(движения в соответствии тексту).

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ребята, а еще в каждой избе, как вы уже называли, были лавки и стол. На столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник… (Самовар).

Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар был символом семейного

уюта и дружеского общения.

А сейчас я хотела бы проверить, внимательно вы меня слушали или нет?

(Воспитатель приглашает детей к экрану)

Презентация «Загадки о предметах быта русской избы»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что было, что стало»!

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

1. Раньше была изба, а мы живём… (в домах)

2. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

3. Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)

4. Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)

5. Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)

6. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)

7. Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)

8. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Давно, в старину, людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Как вы думаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками.

Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках.

Ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Ответы детей: вязать носки, одежду.

Воспитатель: А хозяин в это время плёл лапти – старинную обувь.

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Во что играли дети на Руси? Так же, как и вы, в разные игрушки.

Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (из магазина, подарки и так далее).

А в старину люди делали игрушки для своих детей сами. Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера?                                                                         Ответы детей.                                                                                             Воспитатель: Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы.

(Демонстрация деревянных и соломенных игрушек, дети рассматривают).

Воспитатель: Мы с вами немного освоились в крестьянской избе, однако, где же сами хозяева? Какую одежду они носили?                                                Ответы детей.                                                                                             Воспитатель:  Белую льняную рубаху носили прапрабабушки. Они  одевались очень скромно, без украшений, ведь ярко рядиться (наряжаться) считалось приличным лишь молодым девушкам. Поверх рубахи – сарафан, который обязательно опоясывали кушаком. Голову прабабушка повязывала платком. Русские женщины в деревнях обязательно закрывали волосы головным убором, «опростоволоситься» считалось большим грехом.                 Воспитатель: Как же одевались наши прапрадедушки?                                    Мужская рубаха была короче женской, чуть выше колен и ворот у нее скроен иначе, застежка сбоку. В народе такую рубаху называют косовороткой. Крестьяне носили ее на особый манер – поверх портов, подпоясывая. А к поясу привязывали ключи, гребешки и прочие нужные вещи, ведь карманов у старинной одежды не было.                                                                             Итог: А в заключении, дети, я хотела бы проверить, что запомнили вы о предметах русского быта.                                                                      Дидактическая игра в парах «Предметы русского быта»                                 Вам нужно будет на макете пустой горницы разложить предметы русского быта.                                                                                                              Рефлексия.                                                                                             Воспитатель: Что особенно понравилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?                                                                    Ответы детей.                                                                                          Воспитатель: Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.                                                                              Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости, я угощу вас пирогом. Спасибо, дорогие гости. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Приходите в гости к нам. К нам искусным поварам!»

Формировать позитивное отношение к труду взрослых по профессии «Повар»: происхождение профессии, социальная значимость профессии, трудовые процессы, оборудование и предметы, правила безопа...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию «Солнышко приходит в гости к нам» в рамках реализации парциальной программы «Добрая старина» во второй младшей группе.

Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, побуждать детей к общению, развивать речь.Задачи:• Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);• Продолжать знакомить ...

Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Айболит в гостях у детей»

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Приходите в гости к нам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Приходите в гости к нам» разработан с целью формирования представлений детей о русской избе...

Конспект занятия во второй младшей группе по краеведению На тему: « Приходите в гости к нам.»

Конспект занятия во второй младшей группепо краеведениюНа тему: « Приходите в гости к нам.»Программное содержание:1. Познакомить детей с самоваром и его составляющими (кран, крышка,ручки)....

Конспект НОД по лепке в средней группе Тема: «Приходите в гости к нам». Печенье для колядующих»

Конспект НОД по лепке в средней группеТема: «Приходите в гости к нам». Печенье для колядующих»Цель:  Создание условий для обучения детей из солёного теста создавать фо...