Тема НОД Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мещерякова Ирина Анатольевна

Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

Задачи:

  • Вызвать интерес детей к стихотворению И. Сурикова «Детство».
  • Закрепить навык использования мнемотаблиц при заучивании стихотворения.
  • Упражнять в подборе прилагательных и рифмы к словам.
  • Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
  • Развивать психические процессы (память, внимание, воображение)
  • Воспитывать любовь к поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Образовательная область: «Речевое развитие»

подготовила воспитатель группы № 10 Мещерякова И.А.

Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»

Задачи:

  • Вызвать интерес детей к стихотворению И. Сурикова «Детство».
  • Закрепить навык использования мнемотаблиц при заучивании стихотворения.
  • Упражнять в подборе прилагательных и рифмы к словам.
  • Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
  • Развивать психические процессы (память, внимание, воображение)
  • Воспитывать любовь к поэзии.

Ход НОД:

Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

У меня в руках снежинка, она  волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)

- Молодцы!

Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

ИГРА

«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.

(рассматриваем картинки о зиме)

Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картинки:

- Великолепен вид зимней природы!

Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно время года так ни волшебно как - зима.

Воспитатель: Мне бы хотелось прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме, с которым мы с вами, когда то уже знакомились. Автор этого стихотворения Иван Захарович Суриков

«Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:

Что зимой мы любим делать?

(сжимаем и разжимаем пальчики на обеих руках)

В снежки играть,

 (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по одному пальчику)

И снежный ком катать.

На лыжах бегать,

На коньках кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Да ещё в снегу валяться!

(переворачивать ладони, показывая, как в снегу валяешься)

О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением.

Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?

(в нём есть рифма)

Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу, что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)

3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)

6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)

7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)

8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)

9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна … (ватрушка)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием

«Детство»

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья мальчишки, стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

- Всё лицо и руки залепил мне снег,

- Мне в сугробе горе, а ребятам смех

Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как он катался с горки)

Я предлагаю вам, ребята,  выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом картинки – подсказки.

Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)

- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску)

- Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку)

- Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся. Под гору, в сугроб.

- Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут.

- Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей

 - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной картинке)

Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала нам Зимушка - зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца стихотворения. Давайте попробуем.

Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием мнемотаблиц.

- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на весёлую прогулку!

ФИЗ МИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять

(дети шагают)

Бабу снежную лепили

(изображают рука снеговика)

Птичек крошками кормили

(сыпят крошки)

С горки мы потом катались

(приседание)

Все в снегу домой пришли

(стряхивают снег)

Сьели суп и спать легли

(имитируют движения по тексту)

Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места, ребята Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке, налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой последовательности? (да)

Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения

Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от начала до конца?

Итог:

Воспитатель: Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)

Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)

- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица)

Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

04.02.2020 Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект НОД по развитию речи«Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»...

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...

Тема ООД: Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"

Цель: приобщить детей к восприятию поэтических произведений. Помочь выразительно читать  и з-апомнить стихотворение И.Сурикова "Детство"...