Проект "Осенний марафон" (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

naumovaekaterina90

Организация НОД и режимных моментов, направленных на расширение предстаклений детей об окружающем мире

Интеграция образовательных областей (познание, коммуникация, художественно-эстетическое)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_marafon.doc76 КБ
PDF icon sbor_urojaya_-.pdf1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Проект для средней группы "Осенний марафон"

Информационная карта проекта.

1. Полное название проекта: "Осенний марафон".

2. Автор проекта: Наумова Е.А

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

5. Сроки проведения: сентябрь  - октябрь-ноябрь

6. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

7. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

8. Итоговое мероприятие: Проведение выставки: «Осенние фантазии», совместная работа детей и родителей. Рассказ детей про свою поделку.

План - схема осуществления проекта "Осенний марафон"

(средняя группа)

Образовательные области программы

Виды детской деятельности.

  • Познание

Беседы об осени. (Приложение 1)

Презентация «Осень. Сбор урожая»

Д\и «Угадай профессию», «Когда это бывает»,

Задания на сравнения .(Приложение 2)

Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».(Приложение 3)

Упражнения ФЭМП «Пересчитай яблоки», п\и «разбросала осень листья»

  • Коммуникация

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем:  «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Игры «Возьми что хочешь, дай кому хочешь», «Дай определение словам», «Назови ласково», «Назови правильно».

Комплекс упражнений: «Деревья»

Беседа по вопросам о времени года - осень

  • Чтение художественной литературы

Пословицы , загадки, поговорки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова,

  • Художественное творчество

Рисование «Деревья»

Лепка «Веточки рябины», «Корзинка с ягодами»

Аппликация «Овощи на тарелке», «Зонтик»

Рисование «Ягоды»

Рисование  осенних листьев.

Коллективная работа «Осеннее дерево»

  • Социализация

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка».

Игра «Что нам осень принесла».

Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».

Подв\и «овощи», «бездомный заяц».

  • Труд

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. «Кормление птиц»

  • Музыка

Слушание: И.П.Чайковского «Времена года»

Разучивание песен об осени

Развлечение «Чей малыш»

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

  1. Чтение стихотворения 

Дождь по улице идет

Мокрая дорога

Много капель на стекле

А тепла не много

Как осенние грибы

Зонтики мы носим

Потому что на дворе наступила осень

  1. Знакомство с прииметами  ранней осени.

Воспитатель: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят  окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь

  1. Чтение  стихотворения А. Плещеева «Осень».

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2.  Признаки «Золотой осени».

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находите!

люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

Ноябрь

  1. Чтение стихотворения А.Ерикеев

Наступила осень

Пожелтел наш сад

Листья на березе золотой горят

Не слыхать веселых

Песен соловья

Улетели птицы в дальние края

  1. Описание поздней осени

Воспитатель. Поздней осенью становится холдодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Приложение 2

  1. Повторение стихотворения.

Дождь по улице идет

Мокрая дорога

Много капель на стекле

А тепла не много

Как осенние грибы

Зонтики мы носим

Потому что на дворе наступила осень

2.         Беседа по вопросам.

-       Как называется первый осенний месяц? — А второй?

-        Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

-         На улице тепло или холодно?

-        Солнце часто светит?

-        Дожди часто идут?

-        Дожди теплые или холодные?

-        Трава растет или засыхает?

-       Что происходит с листьями на деревьях?

-       Какую одежду носят люди?

3.         Сравнение.

Задание:

а)        Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает ... (первый снег),

б)       Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью... Летом небо светлое, а... Летом день длинный, а... Летом деревья зеленые, а... Летом люди одеваются легко, а... Летом колхозники растят урожай, а...

в)         Найдите ошибки:

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

4.          Описание поздней осени.

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небе серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду,

Дети по образцу описывают осень.

5.           Заучивание стихотворения.

Наступила осень

Пожелтел наш сад

Листья на березе золотой горят

Не слыхать веселых

Песен соловья

Улетели птицы в дальние края

Приложение 3

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»
Цель:
• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?
- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егоров
-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена!
И.Токмакова

Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
• Развитие внимания.
• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование:

Ход наблюдения.
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель:
• Знакомство детей с осенним явлением: туман.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
• Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).
Осень
Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны –
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый –
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

 «Дождь и снег»
Цель:
• Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).
• Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.
• Обогащение словаря: октябрь.
Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).

Ход наблюдения.
- Что у нас над головой?
- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?
- Видно ли на небе солнце?
- Дует ли ветер?
- Холодная или теплая погода?
- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?
- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.
- На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.
-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.
- А вы, что представляете?
- Что несут тучи?
- Какой дождь осенью: крупный или мелкий, моросящий?
- Дождь теплый или холодный?
Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки - капельки
Сеет дождик через сито дым серый.

Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из
И на трубах он играет не хуже дождинок

Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег
До чего же хорошо и грустно. Сугробы
Р.Сэф

В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.

«Где же солнышко?»
Цель:
• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
• Развитие внимания, речи.
• Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...