Конспект занятия : Коллективная работа по лепке в технике пластилинографии «Осенний лес»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

Конспект может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_plastilinografiya.odt20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации и проведения ОД:   ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» (коллективная лепка в технике пластилинографии)  с детьми старшей группы  

МБДОУ «Детский сад № 21»  г. Балахна   Нижегородской области  

Тема: Коллективная работа по лепке в технике пластилинографии

«Осенний лес»

 

1.Программное содержание: из программы «От рождения до школы»:

  • Тематический блок «Лепка» из раздела «Художественно-эстетическое развитие» («Изобразительная деятельность»): продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из пластилина.
  • Тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» из раздела «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

2. Цель: способствовать созданию детьми в коллективной лепке образа осени посредством техники пластилинографии.

3.Задачи:

Образовательные:обеспечить создание  композиции на основе лепки в технике пластилинографии, передавая в коллективной работе образ «осени». Помочь детям передавать в коллективной работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Создать условия для освоения детьми средств выразительности в лепке: цвет, материал, композиция.

Развивающие: способствовать отработке детьми различных приемов лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание. Вызвать желание  самостоятельно находить новые конструктивные решения и  выбирать материал.

Воспитательные:  вызвать желание  реализовать общий замысел, договариваться, помогать друг другу, способствовать возникновению чувства радости от создания коллективной композиции.

4.Предварительная работа:

1. Наблюдение за осенними деревьями: рассматривание деревьев разных пород, наблюдение за особенностями их строения (форма ствола, кроны, отличительными признаками (пропорциональное соотношение между частями, зарисовка деревьев).

2. Дидактические и подвижные игры «Узнай дерево по силуэту», «Раз-два-три, к дереву беги».

6. Рассматривание осенних пейзажей русского художника И. Левитана.

7. Чтение стихов об осени.

8. Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь», пение песен об осени.

5.Оборудование:

а) демонстрационный материал -  ватман большого размера; заранее изобразить фон осени; иллюстрации с изображением разных деревьев осенью, простой карандаш, салфетки – красного, желтого, голубого и зеленого цвета;

б) раздаточный материал - набор пластилина, стеки, салфетки для рук;

в) оборудование - мольберт, столы, стулья.  

6.Подготовка к ОД: проветривание, влажная уборка группы после завтрака, расстановка столов,  внесение демонстрационного  и раздаточного материала,  организация работы дежурных по ОД.

7.Организация и методика проведения (25 минут)

Структура ОД

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1-я часть(3 мин.)

Актуализация представлений детей о признаках осени.

Создание интереса к предстоящей работе посредством беседы и использования художественного слова.

Постановка цели.

Создание замысла

Уточнение цели.

Показ  приемов и объяснение  нетрадиционной техники лепки  - пластилинографии

Использование приема «показ ребенка»

Использование приема «показ ребенка»

Создание индивидуального замысла

Спрашиваю у детей:

-Какое сейчас время года?

-Какие признаки осени вы знаете?

Обобщаю ответы детей.

-Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.

Прикрепляю на доску основу для будущей композиции, поясняю:

-Сейчас здесь простор, но скоро здесь появится осенний лес, и сделаем это мы с вами, создадим свой осенний  «пейзаж», превратившись в одного художника, т.е. мы все вместе создадим картину «Осенний лес».

Выставляю  перед детьми иллюстрацию с изображением леса.

Предлагаю детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу.

Уточняю у детей, что ещё может расти в лесу?

-Сегодня мы будем картину рисовать с помощью пластилина. Техника лепки – пластилинография вам знакома. Я расскажу и покажу, как надо лепить разные деревья.

Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек. 
Берёзка. 

Приглашаю ребенка к доске (даю словесную инструкцию, он - делает)

Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березки, Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести полоски черного цвета. 
Клён. 

Приглашаю другого ребенка к доске

Скатать и закрепить ствол как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо – влево в направлении вверх. 

Предлагаю детям распределить, кто какое дерево  будет лепить, поднимите руки, кто будет лепить клен? Березу? Ель?

С помощью детей делаю карандашный набросок леса (определяется место каждого дерева, его величина).

Дети сидят за столами

-Осень.

- Пожелтели и опадают листья с деревьев, улетают птицы в теплые края, стало холоднее, люди убирают урожай в садах и огородах…

-Это ёлки, берёзы, клены.

-Грибы, цветы, ягоды.

По указаниям лепит березку

По указаниям лепит  клен

Дети поднимают руки

2-я часть Руководство самостоятельной деятельностью детей (19 минут)

Показ и объяснение способа действия

Поощрение

Дополнительные задания детям, быстрее других справившихся со своей частью работы.

Руководство взаимодействием детей в процессе работы

Поощрение

 

3-я часть

Анализ детских работ

(3 минуты)

Любование общей композицией

Обращение к фольклору

Беседа

Поощрение

В процессе работы повторяю последовательность и способы лепки, обращаю внимание, что регулировать длину веток можно стекой, просто убирать лишний пластилин. 
Предлагаю детям изобразить на деревьях листву. 
Показываю способ действия, объясняю.
Пространство между ветками намазать клеем, положить 2 – 3 небольших кусочка желтой и (или) зеленой, красной салфетки. Салфетку необходимо слегка сжать (чтобы придать объем).

-Смотрите, какое чудесное дерево получилось. Сразу видно, что оно осеннее, потому что желтого и золотого цвета в нем больше всего.

-Хорошо, что  Игорь приклеил  зеленые листочки,   ведь деревья желтеют не сразу, а постепенно.

Начинаю делать облака из  салфеток голубого(синего) цвета. Предлагаю детям сделать траву и опавшую листву из салфеток желтого, красного  и зеленого цвета.

Те ребята, кто уже выполнил свою работу, можете подготовить  грибочки, они вырастут в нашем осеннем лесу, и в небе «нарисовать» улетающих на юг птиц.

-Саша, тебе помочь?  

Использую подсказку-вопрос: Посмотрите, не нужна ли  ваша помощь?

-Ты  умница, Света, уже сделала свою работу, теперь сможешь помочь другим.

Отмечаю: какой Илья молодец, он помогает Кате.

- Как это красиво, не зря говориться – сделал сам, помоги товарищу.

Поощряю тех детей, кто работает аккуратно.

Как можно назвать нашу общую картину?

-Вы придумали красивые названия.

-У нас получилась композиция «Осенний лес».

-Нравится ли она вам?

-Давайте  на нее полюбуемся

(20 сек.).

-А как  вы думаете, почему картина получилась яркая, красивая?

Есть русская поговорка: Что не сделает один, сделаем вместе.

-Обратите внимание, какая стройная березка получилась у Саши.

-А клен у Паши с густой кроной и почти весь зеленый стоит.

-А Кира крону клена изобразила не очень густой.

 -Какая высокая выросла ель у Иры.

-Наша  картина получилась такой красивой, потому что похожих деревьев нет, они разные.

-Сегодня настоящими помощниками своим товарищам были Илья, Саша, Света, Маша и т.д.

-Это наш общий труд.

-Давайте подумаем, где мы можем поместить такую красоту?

Пусть  родители полюбуются на нашу коллективную работу. Вы сможете им показать частичку своей работы – свое дерево.  

Читаю детям стихотворение «Листопад» (И. Бунин):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Дети приступают к работе.

Смотрят, слушают.

Делают.

По желанию, дети, которые справились с заданием, раньше остальных, могут помочь педагогу.

Дети по собственному замыслу добавляют детали в общую композицию.

Ответы детей: «Осенний лес», «Вот и осень пришла», «Золотая осень» и пр.

Ответы детей: нравится, красиво и пр.

Потому что мы использовали яркие осенние цвета и трудились все вместе.

-Я видел такую березку у нашего дома.

-Он не хочет сбрасывать листву.

-Я видела такую ель в лесу.

Варианты ответов детей

8. Образовательные ресурсы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до  школы»  / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М., 2015.
  2. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова.  – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2006. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в технике пластилинография в подготовительной группе.

Занятие по обучению  детей старшего дошкольного возраста рисованию в нетрадиционной технике по мотивам знакомых мультфильмов....

Конспект ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка ) в технике пластилинография с детьми средней группы на тему:«Грибы грибочки выросли в лесочке»

Лепка в технике пластилинография очень уникальна,способствовует развитию мелкой моторики рук,,объекты предметов на плоскости получаются объёмными,дети успешно справляются с заданием.Цель: Обеспечить о...

Конспект открытого занятия. Область художественно-эстетическая. Лепка в технике пластилинографии «Открытки для Мишки»

Конспект открытого занятия. Область художественно-эстетическая.Лепка в технике пластилинографии «Открытки для Мишки»...

Конспект занятия по рисованию «Елочные игрушки» в технике пластилинографии с использованием природного материала". ( средняя группа)

Задачи:1. Учить лепить елочные игрушки разных геометрических форм, используя технику пластилинографии;2.Учить украшать работы природным материалом (камушками небольшого размера);    3.З...

Коллективная работа по лепке в старшей группе «Осенний лес».

Коллективная работа по лепке в старшей группе «Осенний лес»....

Конспект занятия "Коллективная работа "Яблочки на тарелке"

конспект разработан для 2 группы раннего возраста по Образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...