рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Потапова Ольга Александровна

Виды техник по нетрадиционной технике рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа671.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...........................……………………………………..……...................3

1. Целевой раздел.................................................................................................6

1.1. Цель и задачи программы………………………………………...............6

2. Содержательный раздел.................................................................................7

2.1. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста..................................................................................................................7

2.1.1 Познавательная сфера дошкольника......................................................7

2.1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста..8

2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника.............9

2.2. Структура занятия......................................................................................12

2.3.Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционной изодеятельности..................................................................................................12

2.4. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию...............13

2.5. Принципы программы...............................................................................15

2.6. Нетрадиционные техники рисования.....................................................16

2.7. Учебный план……………………………………………………..............19

2.8. Календарно-тематическое планирование ……….……….…..….........20

2.9. Материально-техническое обеспечение………………….…................21

2.10. Планируемые результаты.......................................................................19

Заключение..........................................................................................................27

Список используемой литературы…………………………..…...................28

 

Введение

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество - специфическая  детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает  радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, а также создания аппликаций и поделок.

Ребенку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, соли, трафаретов, воска.

На каждом занятии дается подробное объяснение техники рисования или аппликации и образец  выполняемой работы. При этом у ребенка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить свое видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю.  

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по обучению детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования «Маленькие умельцы» (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020);
  • Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  •     Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября  2018 г. N 196  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 0
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Устав НРМ ДОБУ «Д/с» «Солнышко».

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и ориентирована на включение дошкольников в практическое освоение разнообразных видов творческой деятельности, знакомясь с которыми дошкольники осваивают социальный опыт, развивают свои природные задатки. Дети учатся общению, приобретают навыки самообслуживания, имеют возможность показать результаты своего труда.

Программа является дополнительной, образовательной, развивающей. Возраст воспитанников 3-4 года (2-я младшая группа), 4-5лет (средняя группа) и 5-6 лет (старшая группа).  

В ходе реализации программы перед воспитанниками раскрываются большие возможности в проектной и творческой деятельности, а также участие в выставках, конкурсах, различного уровня.  

Одним из важных элементов, предусмотренных программой, является информатизация образовательного процесса. Процесс использования современных информационно-коммуникативных технологий представлен разными видами деятельности: сбор и переработка информации, выпуск газет и мастер классов для родителей по созданным детьми работам, тиражирование иллюстративного и раздаточного материала и тренировочных упражнений, хранение и обработка в электронном виде результатов выполненных работ (фото, эскизы). Выкладывание информации и результатов детского творчества на сайте ДОУ. 

Набор детей в группу осуществляется независимо от способностей и умений. Учитываются желания детей и родителей, их психофизические возможности.

Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения и требований СанПин не более 12 человек.

Форма занятий - групповая, индивидуальная.

Количество занятий:  63 занятия в год

Срок реализации программы – 3 года.

Место проведения занятий – кабинет ИЗО, во второй половине дня.

Способы рисования - нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.

1. Целевой раздел

1.1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

Достижение этой цели обеспечено посредством следующих задач:

Образовательные:

  • познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, их применением,         свойствами изобразительных материалов;
  • расширять и углублять знания о различных видах творческой деятельности человека;
  • совершенствовать навыки работы с наиболее распространенными инструментами для ручного труда для работы с различными материалами;
  • формировать умения трудиться в коллективе, проявляя при этом свою индивидуальность в решении различных творческих задач.

Развивающие:

  • развивать эстетический и художественный вкус;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать образное и пространственное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, уважение к своему и чужому труду, умения общаться в коллективе;
  • способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности, усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы;

2. Содержательный раздел

2.1. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

2.1.1 Познавательная сфера дошкольника

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоение сенсорных эталонов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета спектра.

Мышление дошкольника, также как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти.

Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.

2.1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье, нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработка у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка значительно меняются. Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативные и неустойчивые. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением констатировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

2.2. Структура занятия

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
  • основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
  • заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

2.3. Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционной изодеятельности

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; на развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие направлено: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

2.4. Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

  • Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся

-использование натуры;

-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

-показ жестом;

-показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

  • Словесные методы и приемы обучения

-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

  • Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей . Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение

умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.

При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

  • Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
  • Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

2.5. Принципы программы

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;  
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

 В образовательном процессе применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие.  

2.6. Нетрадиционные техники рисования

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.    

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко  

Рисование ладошкой.   

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                                        

Оттиск смятой бумагой.  

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.  

Восковые мелки + акварель. 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель. 

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.  

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг. 

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.   Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественнотворческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Рисование мелками.    

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод  монотипии.    

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.                                                            

Рисование на мокрой бумаге.    

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Объемная аппликация.    

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

2.7. Учебный план

Младшая группа (3-4 года)

Кол-во занятий в

неделю

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в месяц

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в год

Образовательная нагрузка

2

15 минут

Октябрь

8

 2 ч.

 

 

 

63

 

 

 

15 часов 45 мин.

 

 

Ноябрь

8

2ч.

 

 

Декабрь

8

2 ч.

 

 

Январь

7

1ч.45 мин.  

 

 

Февраль

8

2ч.  

 

 

Март

8

2 ч.  

 

 

Апрель

8

2ч. 

 

 

Май  

8

2ч.

                                          Средняя группа (4-5 лет)

Кол-во занятий в

неделю

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в месяц

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в год

Образовательная нагрузка

2

20 минут

Октябрь

8

2ч.40 мин.  

 

 

 

63

 

 

 

21 час

 

 

Ноябрь

8

2ч.40 мин.

 

 

Декабрь

8

2ч. 40 мин.

 

 

Январь

7

2ч. 20 мин.

 

 

Февраль

8

2ч. 40 мин.  

 

 

Март

8

2ч. 40 мин. 

 

 

Апрель

8

2ч. 40 мин. 

 

 

Май  

8

2ч. 40 мин.

Итого: 126 занятий

                                          Старшая группа (5-6 лет)

Кол-во занятий в

неделю

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в месяц

Образовательная нагрузка

Кол-во занятий в год

Образовательная нагрузка

2

30 минут

Октябрь

8

4 ч.  

 

 

 

63

 

 

 

31,5 час

 

 

Ноябрь

8

4 ч.  

 

 

Декабрь

8

4 ч.  

 

 

Январь

7

4 ч.  

 

 

Февраль

8

4 ч.  

 

 

Март

8

4 ч.  

 

 

Апрель

8

4 ч.  

 

 

Май  

8

4 ч.

Итого: 126 занятий

 

2.8. Календарно-тематическое планирование

п/п

Использованная техника

Количество часов

                                                             Октябрь

1.

Вводное занятие. Знакомство

15-25мин.

2.

Рисование монотипия. Работа с природным материалом

15-25мин.

3.

Аппликация (природный материал)

15-25мин.

4.

Пальчиковая живопись

15-25мин.

5.

Рисование восковыми карандашами

15-25мин.

6.

Пластилинография

15-25мин.

7.

Рисование солью

15-25мин.

8.

Объемная аппликация  

15-25мин.

1.

Аппликация  

15-25мин.

2.

Рисование мятой бумагой

15-25мин.

3.

Рисование ладошками

15-25мин.

4.

Аппликация

15-25мин.

5.

Пальчиковая живопись

15-25мин.

6.

Аппликация

15-25мин.

7.

Рисование вилками

15-25мин.

8.

Аппликация (Декупаж)

15-25мин.

Ноябрь

1.

Пластилинография

15-25мин.

2.

Рисование с применением целофана

15-25мин.

3.

Аппликация

15-25мин.

4.

Ручной труд (поделки)

15-25мин.

5.

Аппликация

15-25мин.

6.

Поделка (работа с картоном)

15-25мин.

7.

Рисование солью

15-25мин.

8.

Аппликация

15-25мин.

Декабрь

1.

Аппликация

15-25мин.

2.

Конструирование из бумаги

15-25мин.

3.

Рисование ватными палочками

15-25мин.

4.

Пальчиковая живопись

15-25мин.

5.

Рисование по замыслу

15-25мин.

6.

Рисование ладошками

15-25мин.

7.

Рисование по -мокрому

15-25мин.

Январь

1.

Аппликация+рисование пальчиками

15-25мин.

2.

Аппликация  

15-25мин.

3.

Рисование «штампами»

15-25мин.

4.

Пальчиковая живопись  

15-25мин.

5.

Аппликация

15-25мин.

6.

Аппликация  

15-25мин.

7.

Аппликация

15-25мин.

8.

Рисование ладошками

15-25мин.

Февраль

1.

Аппликация

15-25мин.

2.

Аппликация

15-25мин.

3.

Кляксография

15-25мин.

4.

Аппликация  

15-25мин.

5.

Поделки из картона  

15-25мин.

6.

Рисование по показу

15-25мин.

7.

Пластилинография  

15-25мин.

8.

Пластилинография  

15-25мин.

Март

1.

Поделка из бумаги

15-25мин.

2.

Аппликация

15-25мин.

3.

Рисование вилкой

15-25мин.

4.

Поделка из бумаги

15-25мин.

5.

Рисование пальчиками

15-25мин.

6.

Поделка из бумаги

15-25мин.

7.

Рисование ладошками

15-25мин.

8.

Аппликация методом тычка

15-25мин.

Апрель

1.

Рисование ладошками

15-25мин.

2.

Поделка из картона

15-25мин.

3.

Пластилинография

15-25мин.

4.

Рисование пальчиками

15-25мин.

5.

Аппликация

15-25мин.

6.

Рисование ватными палочками

15-25мин.

7.

Рисование мазками

15-25мин.

8.

Коллективная работа «Наши ладошки»

15-25мин.

Дата

Наименование разделов и тем

1.

Октябрь

1 неделя

  1. Вводное занятие.  
  2. Букет для мамы (отпечатывание листьев)

 

2 неделя  

  1. Аппликация «Осеннее дерево»
  2. Пальчиковая живопись «Гроздья рябины»2 мл.

Средняя «Подсолнух»

3 неделя

1. Рисование по осеннему листочку 2. Пластилинография «Береза золотая»

4 неделя  

  1. Рисование солью «Узоры на тарелке»
  2. Аппликация «Рыбка»

2.

Ноябрь

1 неделя

  1. Аппликация «Рыжий кот»
  2. Рисование мятой бумагой «Сирень»

2 неделя  

  1. Рисование ладошками «Бабочка»  
  2. Аппликация «Черепаха»

3 неделя  

  1. Пальчиковая живопись

«Одуванчик»

  1. Аппликация «Открытка ко дню

Матери»

4 неделя  

  1. Рисование одноразовой вилкой

«Василек»  

  1. Аппликация «Жираф»

3.

Декабрь

1 неделя

  1. Пластилинография «Волшебный цветок»
  2. Рисование с применением целлофана «Снежное небо»

2 неделя

1.Аппликация «Новогодний кекс»

2. Аппликация «Елочка в снегу»

3 неделя

  1. Аппликация «Рождественский сапожок»
  2. Открытка «Елочка» (аппликация)

4 неделя

  1. Рисование солью «Снежинка»
  2. Аппликация «Дед Мороз»

4.

Январь

1 неделя

 

  1. Аппликация «Снеговик»
  2. Аппликация «Олененок»  

2 неделя

1.Рисование ватными палочками

«Снегирь на еловой веточке»

2. Рисование по замыслу

3 неделя

1.Рисование «Апельсин»

2. Рисование пальчик+ладошка «Виноград»

4 неделя

1.Рисование по- мокрому «Белый мишка на Севере»

5.

Февраль

1 неделя

  1. Аппликация+рисование пальчиками «Велосипед с воздушными шарами»
  2. Аппликация «Сказочное дерево»

2 неделя

1. Рисование «штампами».

«Разноцветный букет»

2.Рисование пальчик+ ладошка

«Девочка с воздушными шарами»

3 неделя

  1. Аппликация+рисование «Портрет моего папы»
  2. Аппликация «Поздравим папу»

4 неделя

1.Аппликация «Конвертик с сюрпризом»

2.Аппликация+рисование «Совушка»

6.

 

 

 

Март  

1 неделя

  1. Аппликация «Открытка к 8 марта»
  2. Аппликация «Весенняя открытка»

2 неделя

  1. Рисование «Кактус в горшке»
  2. Аппликация «Коровка»

3 неделя

1.Аппликация «Сказочная птица»

2. Рисование «Подснежники»

4 неделя

  1. Пластилинография «Цветущая яблоня»
  2. Пластилинография «Цветущая яблоня»

7.

 

 

 

Апрель

1 неделя

1.Поделка из бумаги «Ежик»

2. Рисование ладошками «Тюльпаны»

2 неделя

  1. Поделка из бумаги «Слоник»
  2. Рисование ватными палочками «Ландыши»

3 неделя

1.Аппликация «Белый лебедь»

 2.Рисование восковыми карандашами «Скворечники»

4 неделя

  1. Поделка из бумаги «Собачка Дружок»
  2. Рисование ладошками «Павлин»

2.9.Материально-техническое обеспечение

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.       В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.

Оборудование: столы, стулья, мольберт.

Материал:  акварельные краски, гуашь,  масляная пастель,  ватные палочки,  поролоновые печатки,  матерчатые салфетки, ѐмкости для воды, кисти и подставки под кисти, пластилин,  цветные бусины и паетки,  акварельная бумага формата А 4, дизайнерская бумага, простые карандаши (2 шт.),  стѐрка,  клей ПВА или клей-карандаш стекло(заготовка) ТСО: моноблок, ноутбук.

2.10. Планируемые результаты

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Ожидаемый результат:

  • ребенок знает разные виды изобразительного искусства,
  • называет основные выразительные средства,
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира,  
  • создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции,
  • использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Программой предусмотрены безотметочные формы проведения контроля -  поощрения в виде наклеек по пройденному индивидуальному маршруту.   

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

  1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет.-М.,1995
  2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.-М.,2010
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./под ред. Р.Г Казаковой.-М.,2007
  4. Белкина В.Н и др.Дошкольник: обучение и развитие.-Ярославль, 1998
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.-М, 2010
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с.Мл.группа.-М.,2010
  7. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Младшая разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 152 с.: ил.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный ресурс): http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32_sht

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми"

Рабочая программа для детей в возрасте 6-7 лет по использованию нетрадиционных изобразительных техник....

Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет

Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования с детьми

Рисование в нетрадиционной технике рисования-это один из способов самовыражения ребёнка...

Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели"

Развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет....