Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковский петушок»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

 

Цель: формирование у детей познавательно - творческого интереса к русской народной культуре, народному промыслу «Дымковская игрушка», через изготовления плоскостной аппликации из детской ладошки с элементами дымковской росписи.

Задачи:

1.Образовательные

- продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и их росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции.

- познакомить детей с техникой выполнения аппликации с использованием детской ладошки;

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

- закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

 

2. Развивающие

- развивать чувство цвета, воображения, композиции при составлении дымковского узора.

- продолжать развивать интерес к народно – декоративному искусству.

- развивать мелкую моторику рук.

 

3.Воспитательные

- воспитывать аккуратность, доброжелательность и отзывчивость.

- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца. 

 

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом. Беседа «Дымковская игрушка». Рассматривание иллюстраций «Дымковские игрушки - народный промысел». Рисование элементов дымковской росписи. Чтение стихотворений и загадок о дымковском промысле. Изготовление шаблонов петушка (дети изготовили шаблоны ладони, контур петушка, клюв, гребешок, бородка)

 

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: письмо от мастеров. Иллюстрации с изображением ярмарки, народных промыслов «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», заготовки Дымковского петушка, расписной петушок - образец, клей карандаш, ножницы, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры для каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dymkovskiy_petushok.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области художественно-эстетического развития

для детей старшего возраста

Тема: «Дымковский петушок»

 

Воспитатель:

Ойкимус Юлия Андреевна

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Технология деятельностного подхода;

*Игровые технологии

*Здоровьесберегающие технологии

Санкт-Петербург

2022 год

Название

Цель: формирование у детей познавательно - творческого интереса к русской народной культуре, народному промыслу «Дымковская игрушка», через изготовления плоскостной аппликации из детской ладошки с элементами дымковской росписи.

Задачи:

1.Образовательные

- продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и их росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции.

- познакомить детей с техникой выполнения аппликации с использованием детской ладошки;

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

- закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

2. Развивающие

- развивать чувство цвета, воображения, композиции при составлении дымковского узора.

- продолжать развивать интерес к народно – декоративному искусству.

- развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитательные

- воспитывать аккуратность, доброжелательность и отзывчивость.

- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца. 

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом. Беседа «Дымковская игрушка». Рассматривание иллюстраций «Дымковские игрушки - народный промысел». Рисование элементов дымковской росписи. Чтение стихотворений и загадок о дымковском промысле. Изготовление шаблонов петушка (дети изготовили шаблоны ладони, контур петушка, клюв, гребешок, бородка)

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: письмо от мастеров. Иллюстрации с изображением ярмарки, народных промыслов «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», заготовки Дымковского петушка, расписной петушок - образец, клей карандаш, ножницы, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры для каждого ребенка.

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация и проблематизация

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

-Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

-Да, ребята, Россия – наша Родина. В России есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

Мы с вами совершали путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия.

Ребята, подскажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

С незапамятных времён у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки. Что такое ярмарка?

- Сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка. На ярмарку со всех сторон привозили изделия русские мастера. Но сегодня мастера приехать к нам не смогли, так как у них по дороге сломалось колесо на телеге, и поручили нам разложить товар по промыслам.

- А разложить товар мы сможем, если отгадаем загадки.

Будем отгадывать загадки?

1.Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась

А трава, как бахрома

Золотая…  

- Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе.

- Какой материал используют мастера для хохломских изделий?

- Назови главные элементы хохломской росписи?

- Какие ягоды?

- Какие краски используют художники из Хохломы?

2. Слушайте следующую загадку:

Эта роспись,

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.          

 - Выберите изделия из Гжели

- Какие цвета используют гжельские мастера до обжига?

- Почему Гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет?

- Какой материал используют мастера.  

- Слушайте следующую загадку:

3. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

 - Ребята, а где же дымковские игрушки? Неужели мастера забыли их прислать?

Воспитатель обращает внимание на конверт, который лежит на столе.

А что за конверт лежит? Здесь письмо. Я думаю это письмо для нас, нашей группы. Посмотрите.  Вы как думаете? (воспитатель показывает детям конверт на нем написано: «Почемучкам, От мастеров»)

- Откроем письмо и прочитаем?

(Воспитатель открывает письмо и начинает читать)

 «Ребята, у нас много работы, и мы не успели расписать для вас игрушки, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами расписать. Высылаем вам шаблоны петушков». 

Дети здороваются друг с другом, с воспитателем.

Мы живем в России

Дети отвечают

Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия мастера.

Да, будем

Хохлома

Дети помещают на отдельный стол.

Дерево

Завиток, цветы, листья, ягоды.

Смородина, рябина, земляника.

Красная, желтая, оранжевая, зеленая, черная.

Гжель

Дети помещают на отдельный стол.

Розовый и черный.

От цвета неба

Глина

Дымково

Не знаем, их нет…

Дети рассматривают.

Отвечают: нам, дети прочитали на конверте: «группе Почемучки»

Дети соглашаются открыть письмо и слушают содержимое письма.

Целеполагание

- Ребята поможем мастерам?

- Вы уверены, мы сможем помочь мастерам?

- Хорошо.

Да

Да, мы поможем

Планирование будущей деятельности

- Дети, нам сегодня необходимо поработать как дымковские мастера и раскрасить эти игрушки. Ведь мастера хотели, чтобы их игрушки тоже были на нашей ярмарке. Вы согласны?

- Прежде чем мы начнем изготовлять игрушку давайте вспомним, что мы знаем о дымковской игрушке.

- Какие игрушки делают в Дымково? 

- А почему их назвали дымковскими?

- Откуда появилось такое название «Дымково»? 

- Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, голубые дали и село большое «Дымково» назвали.

- Да вот, там, в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

- Но глина коричневая, не красивая, как же игрушки получаются такие весёлые, нарядные?

- Какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

- Как расположены узоры на дымковской игрушке?

- Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

- Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте сделаем гимнастику для рук.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) 

Привезли мы глину с дальнего бугра

(Едут на «лошадке», руки вперед)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(Руки на пояс, наклоны влево – вправо

Слепим, высушим – и в печь!

(«Лепят» ладошками)

А потом распишем.

(Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(«Лепят» ладошками)

Печка жаром пышет.

(Кулачки сжимают и разжимают)

А в печи – не калачи,

(Машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(вытягивают руки вперед).

Да, согласны

Козлик, конь, барышня, индюк, водоноска, нянька, петухи, олени.

Изготовляли в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки

Зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.

Эти игрушки делали из мягкой глины

Сначала игрушки лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.

Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Вдоль шеи, вдоль тела, вдоль ног – строго геометрически

Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Яркие, нарядные, весёлые, праздничные.

Дети делают физкультминутку, повторяя движения и слова за воспитателем

Реализация плана

- Проходите в мастерскую и садитесь на свои места.

- Ребята, что нам необходимо для изготовления игрушки?

Вам в помощь мастера прислали несколько образцов росписи. (Слайд.)

- Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать петушков. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.

- Давайте вспомним технику безопасности: обращаемся аккуратно с инструментами, не размахиваем ими, после использования кладем перед собой. Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

- Приступаем к основному этапу. Оформляем ладошки элементами дымковской росписи:

- кружочками – в технике плоскостная аппликация;

-точками, полосками, кольцами, волнистыми дугами – способом рисования карандашами.

Сначала оформим дымковской росписью крылья, способом рисования (точками, волнистой линией)

Оформляем ладошку в жанре дымковской росписи. Роспись ладошки завершена.

Приклеиваем ладошку на деталь из бумаги - контур Петушка.

Приклеиваем клюв, бородку и гребешок, работа приняла законченный вид.

Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

Расписанные игрушки выкладывают на стол для дымковских игрушек.

Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера.

Теперь весь товар на ярмарке на месте.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

И отменные игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой!

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Заготовки Дымковского петушка, клей карандаш, ножницы, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры

(Дети берут заготовки петушков и проходят за столы)

Дети приступают к изготовлению Дымковского петушка.

Самостоятельная деятельность детей

Рефлексия

Вот и готовы наши расписные петушки. Молодцы, ребята, справились с заданием. Я могу сказать, что сегодня, все без исключения, работали с хорошем настроением и с душой, именно поэтому у вас получились такие красивые петушки. Скажите, что для вас при создании игрушки было самым трудным, самым интересным?

- Вам понравилось изготовлять  аппликацию из детской ладошки с элементами дымковской росписи?

- Сложно?

- Что нам еще нужно сделать?

- Вы рады, что смогли помочь мастерам?

- Вы очень отзывчивые дети

Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо!

дети рассматривают все аппликации, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими цветами пользовались.

Ответы детей.

Да.

Нет.

Убрать рабочее место.

Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию,область"Художественное творчество" с использованием здоровьесберегающих технологий.Тема "Разноцветные пузырики"

Учить детей рисовать предметы круглой формы с помощью штампа.Систематизировать у детей понятия "один-много" , "большой-маленький".Упражнять в названии основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый ...

Методическая разработка ООД по художественно- эстетическому развитию с детьми средней группы. (развитие инициативности детей)

Методическая разработка предполагает право выбора ребенка в деятельности: лепке,апликации,рисовании. Что способствует развитию инициативности детей....

Методическая разработка занятия по художественно - эстетическому равитию Тема:«В гостях у соседей»

Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту ...

Методическая разработка занятия по художественно – эстетическому воспитанию детей 6-7 лет «Секреты бабушки Агафьи»

Авторская новизна состоит в разработке материала и  внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми элементов народного творчества в сам...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Новогодняя открытка»

Образовательные задачи:  Формирование  практических навыков работы с бумагой, клеем, ножницами с материалами и инструментами. Формировать умение сгибать лист бумаги выполняя симметричное изо...