РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности декоративно-прикладного творчества «Семицветик» на 2022-2024 учебный год
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Ананина Елена Александровна
  1. Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образовательного кружка «Семицветик» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_deyatelnosti.docx30.48 КБ
Файл soglasie_na_kruzhok.docx16.38 КБ
PDF icon foto_kruzhka.pdf1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                        Утверждаю:      

 на заседании                                                                                            Заведующая МБДОУ

педагогического совета                                                                  «Шаралдайский детский сад

МБДОУ «Шаралдайский                                                                                               «Березка»                                                        

Детский сад «Березка»                                                                    __________ Е.Т. Богомазова                                          

Протокол №_____                                                                                            Приказ № _______

«____»___________20___г.                                                     от «____»___________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружковой деятельности

декоративно-прикладного творчества «Семицветик»

на 2022-2024 учебный год

разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной

программы ДОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шаралдайский детский сад «Березка»

Разработала:

Психолог-логопед

Ананина Е.А.

Шаралдай

Рабочая программа кружка «Семицветик»

по декоративно-прикладному творчеству

  1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образовательного кружка «Семицветик» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что декоративно-прикладная деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы

Программа «Семицветик» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;

Развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах прикладного творчества;

Знакомить детей с различными видами декоративной деятельности, многообразием материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

 

1.1.         Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.2.         Форма проведения занятий

Групповая;

Коллективная.

 1.3.         Методы и приемы обучения

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3.  Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.4.         Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения дети могут:

Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;

Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;

Усваивают способы практической работы с различными материалами;

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.

К концу 2 года обучения дети могут:

Подготовительная группа (6-7 лет)

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

Владеет приемами работы с различными материалами;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;

Умеет самостоятельно провести анализ поделки;

Использует свои конструктивные решения в процессе работы;

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

Выполняет работу по замыслу;

Показывает уровень воображения и фантазии.

2.  Содержательный раздел

2.1. Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

2.2. Содержание деятельности в рамках программы по развитию творческих способностей детей.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

2.3. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);

Картон (цветной, белый);

Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);

Фломастеры, маркеры, карандаши;

Дощечки;

Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);

Клей, ножницы;

Линейка;

Кисти;

Степлер;

Дырокол

Демонстрационный материал:

Наглядные пособия;

Иллюстрации;

Фотографии;

Образцы работ;

Художественная литература

Технические средства:

Ноотбук;

Фотоаппарат;

 Записи классической и русской народной музыки, познавательной информацией.

 3. Организационный раздел

3.1. Сроки реализации программы

Программа «Семицветик» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с  родителями. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2022-2023 год - 33, за 2023-2024 год – 37.

Время занятий составляет:

В старшей группе 25 мин. (дети 5-6 лет);

В подготовительной группе 30 мин. (дети 6-7 лет).

 3.2. Этапы работы

1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка,  подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.;

2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.

3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.

Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

Наименование раздела

Теория

Практика

Количество занятий

Работа с бросовым материалом

1

13

14

Работа с природным материалом

1

5

6

Работа с бумагой и картоном

1

8

9

Работа с тканью и нитками

1

3

4

Итого:

4

29

33

3.3. Учебно тематический план

1 год обучения (5-7 лет)

Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование раздела

Теория

Практика

Количество занятий

3.4. 2 год обучения (6-7 лет)

Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование раздела

Теория

Практика

Количество занятий

Работа с бросовым материалом

1

14

15

Работа с природным материалом

1

6

7

Работа с бумагой картоном

1

9

10

Работа с тканью и нитками

1

4

5

Итого:

4

33

37

3.5. Методические рекомендации по проведению занятий  по художественному и ручному труду

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы детей.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.

В программе указано количество занятий на изучение каждого раздела.  Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для работы необходим шкаф (ящик) для хранения материалов и незаконченных работ.

3.6. План работы с родителями, педагогами

Работа с родителями:

Сбор материала для занятий;

Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;

Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование родителей;

Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;

Мастер-класс для родителей;

Создание презентации детских работ на сайт;

Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с педагогами:

Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование педагогов;

Мастер-класс для педагогов;

Выставка детских работ.


Список литературы

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия  «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;

8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

10. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

11. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.



Предварительный просмотр:

                                                                                                           Заведующей

_______________________

_______________________

_______________________

РАЗРЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) НА ПОСЕЩЕНИЕ РЕБЕНКА КРУЖКА

Я,        _,

(Ф.И.О.)

являясь родителем / законным представителем воспитанника (цы)          

(Ф.И.О. ребенка)

дата рождения «      » _                    года, настоящим даю свое разрешение на посещение моего ребенка кружка декоративно-прикладного творчества «Семицветик» в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Шаралдайский детский сад «Березка», находящегося по адресу: с. Шаралдай, ул. И.К. Калашникова д. 75, в целях наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей и компетенций, определенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним   другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области образования.

Я оставляю за собой право отозвать свое разрешение посредством составления письменного заявления, которое может быть направлено мною в адрес администрации МБДОУ «Шаралдайский детский сад «Березка».

Я подтверждаю, что, давая такое разрешение, я действую по собственной воле и в интересах своего ребенка (подопечного).

Дата: «       »        202    г.                 /        /

подпись        расшифровка подписи

Заведующей

МБДОУ ЦРР ДС №16 «Золотинка» Окуневой М.И.

РАЗРЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) НА ПОСЕЩЕНИЕ РЕБЕНКА КРУЖКА

Я,        _,

(Ф.И.О.)

являясь родителем / законным представителем воспитанника (цы)          

(Ф.И.О. ребенка)

дата рождения «      » _                    года, настоящим даю свое разрешение на посещение моего ребенка кружка                           в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ЦРР ДС №16

«Золотинка», находящегося по адресу: г. Якутск, ул. Чернышевского 8/2, в целях наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей и компетенций, определенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним   другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области образования.

Я оставляю за собой право отозвать свое разрешение посредством составления письменного заявления, которое может быть направлено мною в адрес администрации МБДОУ ЦРР ДС №16 «Золотинка».

Я подтверждаю, что, давая такое разрешение, я действую по собственной воле и в интересах своего ребенка (подопечного).

Дата: «        »        201        г.                 /        /

подпись        расшифровка подписи


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа кружка по изготовлению декоративно-прикладных изделий "Ладные ладошки"

Рабочая программа кружка по изготовлению декоративно-прикладных изделий "Ладные ладошки". (Старшая группа)....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Декоративно – прикладное искусство» для детей 4 – 5 лет

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми  4- 5  лет  разработана  на основе  образовательной...

Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство» для детей от 2 до 3 лет

   Основная цель программы – развитие творческого  воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования  нетрадиционных  техник рисования и ...

Рабочая программа по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное искусство» для детей 3 - 4 лет

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми 3- 4 лет  разработана  на основе  образовательной  прогр...