Здоровьесберегающие технологии в физической культуре
статья (физкультура, средняя группа) по теме

Айзятуллова Гульнара Рафаильевна

 

 «Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
Государственное бюджетное образовательное учреждение №125 Адмиралтейского района сотрудничает с ИМЦ, СДЮШОР, детскими поликлиниками. В д/с всего 4 группы – 1 и 2 младшие, средняя и старшая. В группах работают 6 воспитателей, 3 специалиста, и 8 человек вспомогательного состава.
Основными направлениями в ДОУ являются: интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, нравственно-трудовое, физкультурно-оздоровительное.
Физкультурно-оздоровительная направленность занятий – одно из приоритетных задач в д/с. От того, насколько здоров ребенок, зависит и дальнейшее будущее. Поэтому основной целью на занятиях является сохранение здоровья и его укрепление.
Современное понятие физическая культура в д/с неразрывно связано с понятием здоровьесберегающие технологии, которое в свою очереь исходит из корня «ЗДОРОВЬЕ». Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Цель здоровьесберегающих технологий
 Обеспечение высокого уровня здоровья ребенка и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни в целом, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. 
Виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические
Физкультурно-оздоровительные
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия человека
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Валеологическое просвещение родителей
Здоровьесберегающие образовательные технологии 
Каким образом можно внедрить здоровьесберегающие технологии в д/с? Для этого есть несколько этапов: проанализировать исходный уровень состояния здоровья каждого ребенка; Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ; Установление контактов с партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения; Усвоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения; Внедрение разных форм работы по сохранению и укреплению здоровья.
Наиболее преемственной системой здоровьесбережения можно считать = закаливание, занятия физической культурой, оптимизация двигательного режима, организация рационального питания, медико-профилактическая работа с детьми и родителями, комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья педагогов.
Ни для кого не секрет, что традиционные занятия физической культурой приносят свои плоды. Хотелось бы экспериментально проверить и обосновать применение на занятиях нетрадиционных видов гимнастики, такого как фитнес-йога. Почему введена приставка «фитнес»? Это немного облегчённый вариант выполнения упражнений традиционной йоги. Йо́га (योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. Средствами фитнес-йоги являются асаны. Следует аккуратно использовать асаны в работе с инвалидами и соблюдать правила техники безопасности с практически здоровыми детьми.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНИСТИ
1. Никакого насилия! Не нужно прикладывать силу для освоения асан: ни психологического давления, ни агрессивных растяжек быть не должно. Это не гимнастика и не спорт, где раскачиваются для улучшения растяжки. В йоге другой метод: заняли положение, растянули мышцу и сидим, дышим, мысленно пытаемся расслабиться.
2. Ориентируйтесь на ребёнка – чем он младше, тем лучше чувствует возможности своего тела. Если он говорит: «мне на сегодня хватит», это значит, что ему действительно хватит. Не нужно лукавить, уговаривать и заманивать его шоколадом.
3. С другой стороны – вы взрослый, и вам виднее, в каком состоянии ребёнок. Правильно распределяйте нагрузку в течение занятия: если он перевозбуждён – давайте больше мягких асан и успокаивающего дыхания. Если заскучал – взбодрите сказкой и динамическими связками асан.
4. Неподготовленного ребёнка нельзя ставить на голову. Если сами вы не умеете выполнять стойку на голове и другие перевёрнутые асаны – не давайте этого ребёнку. Обычно дети до шести лет не готовы к перевёрнутым асанам. Впрочем, это зависит от тела ребёнка. Ориентируйтесь на следующее: если ребёнок сам может сделать Позу Свечи (Берёзку) и оторвать таз от пола, значит, что у него сильный пупочный центр и он готов к перевёрнутым асанам.
5. С первых занятий йогой учите ребёнка обращать внимание на дыхание. До пранаямы (дыхательных упражнений) конечно, ещё далеко, но начать работу с дыханием можно уже сейчас. Йоги говорят: контролируешь дыхание – контролируешь ум. Обычно в руководствах по йоге упражнения даются сразу с рекомендациями по дыханию.
6. В конце каждого занятия уделите внимание расслаблению. Уложите ребёнка в позу спящего Крокодила (на животе) или в Шавасану (на спине) и, закрыв глаза, отправьтесь в мысленное путешествие по своему телу. Если у него не получается неподвижно отдыхать с закрытыми глазами, пусть лежит с открытыми глазами – расскажите ему сказку или попросите его послушать собственное дыхание.
7. И наконец, если ребёнок напрочь отказывается от занятий или вам кажется, что у него не получается, то возможно, йога – это действительно не то, что нужно вашему ребёнку. Лучше займитесь собственной практикой – время придёт, и он подтянется за вами.
Важным в фитнес-йоге можно считать использование музыки.
Занятия по фитнес-йоге проводятся по стандартной схеме и состоят из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Детская йога организуется как игра. Маленькому ребенку сложно проводить в одной позе долгое время, и это надо учитывать. Начинающим йогинам предлагаются для выполнения динамичные связки асан. Дети постарше отлично справляются с почти взрослым режимом занятий. 
Любое занятие начинать рекомендуется с выполнения асаны: здравствуй, солнышко (рис.1) – это серия упражнений, затем переходя на отдельные асаны (поза кобры, поза плуга и т.д.).
В начале посещений занятий нами было проведено анализ медицинских карт детей и тестирование уровня физического развития и физической подготовленности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДОУ №125

Айзятуллова Г.Р.

Цель мастер-класса: Ознакомить с современными и доступными видами гимнастики на физкультурных занятиях в ДОУ для физического развития воспитанников. Показать актуальность здоровьесберегающих технологий в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием средств гимнастики, на примере фитнес-йоги.

Девиз моей работы: «Познай себя через тело»

Подготовительный этап:

 «Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Государственное бюджетное образовательное учреждение №125 Адмиралтейского района сотрудничает с ИМЦ, СДЮШОР, детскими поликлиниками. В д/с всего 4 группы – 1 и 2 младшие, средняя и старшая. В группах работают 6 воспитателей, 3 специалиста, и 8 человек вспомогательного состава.

Основными направлениями в ДОУ являются: интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, нравственно-трудовое, физкультурно-оздоровительное.

Физкультурно-оздоровительная направленность занятий – одно из приоритетных задач в д/с. От того, насколько здоров ребенок, зависит и дальнейшее будущее. Поэтому основной целью на занятиях является сохранение здоровья и его укрепление.

Современное понятие физическая культура в д/с неразрывно связано с понятием здоровьесберегающие технологии, которое в свою очереь исходит из корня «ЗДОРОВЬЕ». Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Цель здоровьесберегающих технологий

 Обеспечение высокого уровня здоровья ребенка и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни в целом, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические
  2. Физкультурно-оздоровительные
  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия человека
  4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
  5. Валеологическое просвещение родителей
  6. Здоровьесберегающие образовательные технологии

Каким образом можно внедрить здоровьесберегающие технологии в д/с? Для этого есть несколько этапов: проанализировать исходный уровень состояния здоровья каждого ребенка; Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ; Установление контактов с партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения; Усвоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения; Внедрение разных форм работы по сохранению и укреплению здоровья.

Наиболее преемственной системой здоровьесбережения можно считать = закаливание, занятия физической культурой, оптимизация двигательного режима, организация рационального питания, медико-профилактическая работа с детьми и родителями, комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья педагогов.

Ни для кого не секрет, что традиционные занятия физической культурой приносят свои плоды. Хотелось бы экспериментально проверить и обосновать применение на занятиях нетрадиционных видов гимнастики, такого как фитнес-йога. Почему введена приставка «фитнес»? Это немного облегчённый вариант выполнения упражнений традиционной йоги. Йо́га (योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. Средствами фитнес-йоги являются асаны. Следует аккуратно использовать асаны в работе с инвалидами и соблюдать правила техники безопасности с практически здоровыми детьми.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНИСТИ

1. Никакого насилия! Не нужно прикладывать силу для освоения асан: ни психологического давления, ни агрессивных растяжек быть не должно. Это не гимнастика и не спорт, где раскачиваются для улучшения растяжки. В йоге другой метод: заняли положение, растянули мышцу и сидим, дышим, мысленно пытаемся расслабиться.

2. Ориентируйтесь на ребёнка – чем он младше, тем лучше чувствует возможности своего тела. Если он говорит: «мне на сегодня хватит», это значит, что ему действительно хватит. Не нужно лукавить, уговаривать и заманивать его шоколадом.

3. С другой стороны – вы взрослый, и вам виднее, в каком состоянии ребёнок. Правильно распределяйте нагрузку в течение занятия: если он перевозбуждён – давайте больше мягких асан и успокаивающего дыхания. Если заскучал – взбодрите сказкой и динамическими связками асан.

4. Неподготовленного ребёнка нельзя ставить на голову. Если сами вы не умеете выполнять стойку на голове и другие перевёрнутые асаны – не давайте этого ребёнку. Обычно дети до шести лет не готовы к перевёрнутым асанам. Впрочем, это зависит от тела ребёнка. Ориентируйтесь на следующее: если ребёнок сам может сделать Позу Свечи (Берёзку) и оторвать таз от пола, значит, что у него сильный пупочный центр и он готов к перевёрнутым асанам.

5. С первых занятий йогой учите ребёнка обращать внимание на дыхание. До пранаямы (дыхательных упражнений) конечно, ещё далеко, но начать работу с дыханием можно уже сейчас. Йоги говорят: контролируешь дыхание – контролируешь ум. Обычно в руководствах по йоге упражнения даются сразу с рекомендациями по дыханию.

6. В конце каждого занятия уделите внимание расслаблению. Уложите ребёнка в позу спящего Крокодила (на животе) или в Шавасану (на спине) и, закрыв глаза, отправьтесь в мысленное путешествие по своему телу. Если у него не получается неподвижно отдыхать с закрытыми глазами, пусть лежит с открытыми глазами – расскажите ему сказку или попросите его послушать собственное дыхание.

7. И наконец, если ребёнок напрочь отказывается от занятий или вам кажется, что у него не получается, то возможно, йога – это действительно не то, что нужно вашему ребёнку. Лучше займитесь собственной практикой – время придёт, и он подтянется за вами.

        Важным в фитнес-йоге можно считать использование музыки.

Занятия по фитнес-йоге проводятся по стандартной схеме и состоят из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Детская йога организуется как игра. Маленькому ребенку сложно проводить в одной позе долгое время, и это надо учитывать. Начинающим йогинам предлагаются для выполнения динамичные связки асан. Дети постарше отлично справляются с почти взрослым режимом занятий.

Любое занятие начинать рекомендуется с выполнения асаны: здравствуй, солнышко (рис.1) – это серия упражнений, затем переходя на отдельные асаны (поза кобры, поза плуга и т.д.).

В начале посещений занятий нами было проведено анализ медицинских карт детей и тестирование уровня физического развития и физической подготовленности.


Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары «Здоровье педагогов»

Практические занятия по фитнес-йоге

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Повышение знаний о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование единого подхода к методам ...

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

В статье описываются технологии помогающие поддерживать хорошее здоровье  у детей дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. 1.      Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.2....

Здоровьесберегающий потенциал средств физической культуры в современном дошкольном учреждении

Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей в обще...

Современные здоровьесберегающие технологии по физической культуре

Современные здоровьесберегающие технологиипо физической культуре....

Мастер-класс для педагогов и родителей по физической культуре. «Использование направления восточных единоборств, как здоровьесберегающую технологию, в физическом воспитании детей».

Использование нетрадиционных форм работы, в частности элементов единоборств, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворяет интерес к разнообразным видам движений и потребность в н...