"Развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта "Музей мяча"
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Жукене Вера Владимировна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vesna_14g.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта «Музей мяча»

(выступление из опыта работы на МО

 инструкторов по физической культуре)

Жукене В.В., инструктор

по физической культуре МАДОУ

«Центр развития ребенка –

детский сад № 33 «Радуга»

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Многие игры и упражнения направлены на развитие у детей ручной умелости, т.е. ловкости. Ловкость – это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

          К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.

Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность.

Развитие ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте происходит двумя путями:

1.      ловкость возрастает при овладении разнообразными движениями.

2.      ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Важным средством развития ручной ловкости служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

Для развития ручной ловкости в практике детских садов широко используется мелкий спортивный инвентарь: малые мячи, палочки, флажки, а также некоторые предметы бытового и иного назначения или их заменители. Упражнения с предметами (манипуляции, жонглирование), подвижные игры с ними, спортивные эстафеты вводятся в физкультурные занятия, проводятся во время прогулок, других режимных моментов.

В нашем детском саду был создан мини-музей «Музей мяча». Музей – отличное средство интеграции физического воспитания и интеллектуального развития дошкольников, ведь музей – не просто собрание и демонстрация экспонатов, а активно действующая система с развивающими целями, интересным планом и реальными мероприятиями (экскурсиями, занятиями, досугами, встречами с интересными людьми и т.д.).

Цель: создание развивающей среды в ДОУ как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры, развитие двигательных способностей дошкольников.

Задачи:

  • привлекать внимание детей и их родителей к физической культуре и спорту;
  • знакомить с содержанием и правилами спортивных игр с мячом;
  • развивать технику владения элементами спортивных игр с мячом;
  • формировать волевые качества, чувство стремления к победе и уверенности;
  • содействовать развитию эстетического и художественного вкуса;
  • подготовить к школе или тренировать в спортивных секциях города.

Основные функции деятельности музея:

  • расширение кругозора и социализация дошкольников;
  • воспитание интереса к физической культуре и спорту;
  • осуществление деятельной пропаганды здорового образа жизни.

Концептуальная задача развития Музея мяча — предоставить детям возможность выбора наиболее полюбившегося вида спорта и создать предпосылки для успешного обучения этому виду в общеобразовательных школах и спортивных секциях города.

Музей  мяча расположен в физкультурном зале. Предметы экспозиции размещены на открытых стеллажах, установленных на высоте, доступной для дошкольников. В Музее мяча «все можно брать, во все играть».

В музее собрана коллекция мячей для самых различных видов спорта. Футбольные и волейбольные, для регби, водного поло,  баскетбола,  хоккея на траве, тенниса (большого и настольного), мячи для метания, мячи для игры и т.д., имеющие различные форму, размер, цвет, изготовленные из разнообразных материалов, представляют огромный интерес для детских глаз и рук.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. 

Процесс обучения играм и упражнениям с мячом можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Первоначальное обучение.
  2. Углубленное разучивание.
  3. Закрепление и совершенствование движений.

          1 этап. На начальном этапе обучения упражняю детей в разнообразных действиях, а также стимулирую свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

          2 этап. На данном этапе обучения, отрабатываю точность выполнения движений с мячом, исправляю имеющиеся ошибки, формирую правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, некоторые подвижные игры.

3 этап. Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляю в основном в подвижных играх, включающих эти действии. Соблюдаю постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»).

При обучении детей упражнениям с мячом особое внимание уделяю главным элементам двигательных действий: ловля, передача, ведение, бросок. Для этого использую как более привычные в обращении мячи: баскетбольный, волейбольный или обычный резиновый мяч, так и не совсем подходящие для данного вида деятельности мячи: надувной пляжный мяч, мяч для настольного тенниса или мяч-попрыгун.  

В бросании и ловле мяча, например, использую усложнения: ловить мяч с хлопком, поворотом, подскоком, обучаю приемам игры у стены (ударить мяч о стенку, дать ему удариться об пол,  поймать его, бросить мяч через голову или о стенку, повернуться и поймать его и другие игры).           Отбивание мяча об пол усложняю, провожу в сочетании с ходьбой, при этом напоминаю, что отбивать мяч надо мягким и плавным движением пальцев руки, а  не всей ладонью, учу детей саморегулировать  движения  мяча: прямо перед собой, с боку, с правой или левой стороны, правой или левой рукой.  В метании мяча вдаль и в цель объясняю детям, что дальность броска зависит от правильного замаха и силы, при этом показываю, как правильно надо замахнуться «Мяч сквозь обруч», «Мяч водящему», «Мяч в цель», «Ловишки с мячом».

По мере совершенствования ручной ловкости необходимо увеличивать темп выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

В целях развития ручной ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой используются подвижные игры, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета.

Таким образом, развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста  происходит при использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости, способов и амплитуды выполнения упражнений, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра, что и является неотъемлемой частью работы «Музея мяча».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Опыт работы по теме "Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и игр-эстафет с учетом ФГОС."

Подвижные игры и игры-эстафеты являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способств...

«Формирование ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений с мячом»

Дошкольный  возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического ...

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста...

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...