Методика использования подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования
методическая разработка по физкультуре на тему

Николаева  Елена Александровна

Данный методический материал по использованию подвижных игр для  развития быстроты , ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования, может быть полезен для инструкторов по физической культуре  и  воспитателей детских садов,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_e.a._tezisy_28.01.17.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Елена Александровна. Инструктор по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга.

 Тема доклада: Использование подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. В игровой деятельности приобретается опыт культуры общения,  развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию ловкости, координации и быстроты.  Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышение требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции, нестандартности действий. В подвижных играх  дети сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций. Во время проведения подвижных игр осуществляются следующие задачи:

Оздоровительные задачи: содействие повышению функциональных возможностей организма, развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные задачи: закрепление навыков основных движений, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом.

 Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.), содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Классификация подвижных игр:

Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с метанием, игры с прыжками и т.д.). По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Особую группу составляют хороводные и народные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. Игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнований (пробежать, держать в руке ложку с положенным в нее шариком; бежать в мешке и т. п.).

Подбор подвижных игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий и правил игры, возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи, самочувствия и физической подготовленности. При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на участке), имеющееся оборудование, а также то, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Варьирование и усложнение подвижных игр. По мере накопления детьми двигательного опыта  подвижные игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно: – увеличить количество повторений и общую продолжительность игры; – усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают); – изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки); – сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами); – усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек.

Выделяются четыре  группы подвижных игр, оптимально способствующих развитию быстроты, ловкости и координации движений.

1 группа – представляют игры, в которых проявляется осознанность выполнения физических упражнений и перенос двигательного опыта в игровую деятельность. Их содержание требует мгновенно прекратить действия по игровому сигналу (например – «День - Ночь», «Совушка»).

 2 группа – составляют подвижные игры с бегом, требующие в большей степени проявления быстроты реакции, в ходе которых дети самостоятельно выбирают способ, обеспечивающий результативность своих действий. В играх данной группы создана ситуация противоборства членов группы против главного ролевого лица – водящего (например – «Ловишки», «Хитрая лиса»).

3 группа – представляют игры, требующие координацию движений. Сущность их составляют неожиданные перестроения; выполнение подражательных, ритмических движений; упражнения на внимание (например – «Затейники»).

 4 группа – к ней относятся игры, в которых представляются самые высокие требования к проявлению ловкости: быстроте реакции и способность предугадывать намерения партнера. Содержание таких игр предполагает оказание членами данной группы взаимной поддержки в противоборстве с водящим (например – «Уголки», «Караси и щука»). Важно отметить еще одну группу игр – это игры и упражнения для пальцев и кистей рук, способствующих воспитанию ручной ловкости.

 Важно отметить, что подвижные игры, относительно быстро ведут к утомлению. В тоже время участие в них требует от играющих большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости необходимо использовать интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления. Ловкость представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качеств ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия – еще одна составляющая качества ловкости. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений. К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

Методика развития быстроты, ловкости и координации движений в подвижных играх,  предполагает использование следующих приемов:

 1. Применение необычных исходных положений (бег из положения - стоя на коленях, сидя; прыжок из положения - стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений.

2. Изменение скорости и темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах с поворотом.

 4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки; по 3 – 4 детей, держась за один обруч – поднимать вверх, опускать и т.д.).

 6. Более сложные сочетания основных движений (бег змейкой, доставая в прыжке до мяча, усложненные прыжки со скакалкой).

7. Усложнение условий подвижной игры. Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются упражнения, в которых приходится прикладывать усилие, чтобы сохранить равновесие. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение. Следует упражнять детей в умении сохранять устойчивое положение при неожиданной остановке после бега, вращении, прыжков, приседаний, при стоянии на одной ноге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Педагогическая мастерская "Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Педагогическая мастерская«Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентност...

Перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей подготовительной группы

Перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты и ловкости  у детей подготовительной группы...

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости....