ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ « Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Сорокина Наталья Владимировна

Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образовательной деятельности, продиктованный потребностью инновационных школ для первоклассника, который может сравнительно легко адаптироваться к школьному режиму обучения.
Повышение эффективности физкультурных занятий в здоровьесбережении дошкольников в этих условиях приобретает особую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx84.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ

« Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»

Воспитателя

МАДОУ № 57

Сорокиной  Н.В.

C:\Documents and Settings\алексей\Мои документы\Мои рисунки\54-10.jpg

Декабрь, 2016

Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образовательной деятельности, продиктованный потребностью инновационных школ для первоклассника, который может сравнительно легко адаптироваться к школьному режиму обучения.
Повышение эффективности физкультурных занятий в здоровьесбережении дошкольников в этих условиях приобретает особую актуальность.

Это подчеркивается в исследованиях А.П. Антропова, СИ. Гальперина,

ИМ. Коровина, П.И. Леонова, Р. Ротенберга , М.А. Руновой, Е.А. Тимофеевой и др.
В многообразии средств физического воспитания дошкольников особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные игры. Однако эффективные педагогические технологии использования многих из них в учебно-воспитательном процессе ДОУ требуют дополнительной разработки.

Поэтому проблема организации и проведения физкультурных занятий игровой направленности в  ДОУ, учитывающая особенности мотивов и потребностей старших дошкольников в двигательной активности является чрезвычайно актуальной.

Игры разные важны, игры разные нужны. Но с физкультурной точки зрения наиболее важны игры подвижные. Игры, используемые для физического воспитания в детском саду, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Подвижные игры рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. 

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.
Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.  Роль подвижных игр в совершенствовании основных видов движений здесь нельзя преуменьшить.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее.

Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные движения (броски и ловлю мяча в игре «Подбрось и поймай», метание колец в игре «Серсо», прыжки в игре «Поймай мотылька» и т. д.)

Подвижные игры  используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной погрузки,  она может быть включена во все части занятия. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания детей. Найхарактернишими видами движений для этих игр есть ходьба, бег с несложными дополнительными упражнениями.

Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой  подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений.

Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие  активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершении его с добрым расположением духа. Всестороннего воспитания и гармонического развития детей можно достичь только в процессе  многолетнего, систематического и правильно организованного  обучения подвижными играми.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, - только при наличности этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Выбором соответственных игр, способных заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту к ним, извлекая, таким образом, несомненную пользу от подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Подвижные игры как средство совершенствования основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре»

В представленном опыте раскрыта система работы по совершенствованию основных движений у детей 7-го года жизни на занятиях по физической культуре....

Подвижная игра как средство развития основных видов движений у детей раннего возраста

Подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях и являются жизненной потребностью для детей младшего дошкольн...

Проект "Подвижные игры как средство развития основных видов движений"

Проект для группы раннего возраста, физкультурно-оздоровительный...

План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...