ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ
консультация по физкультуре (младшая группа)

Дадонова  Оксана Михайловна

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дадонова О.М. воспитатель

ГБДОУ детский сад № 1 Невского  района

Санкт-Петербурга

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ

                                                                       

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности необходимо строить с  диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее. Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.

Индивидуальный подход. Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, необходимо применять  индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие. С детьми, отстающими в физическом развитии, необходимо проводить  индивидуальную коррекционную работу.

Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Утренняя гимнастика.  Утренняя гимнастика важная составляющая суточной двигательной активности, заменить которую не может ничто. Она заряжает организм энергией, готовит его к дневной активности. Дети после зарядки бодры, с аппетитом завтракают и готовы решать любые проблемные ситуации. Утренняя гимнастика дает положительный настрой на весь день.

Танцевально-игровая гимнастика для детей. Оздоровительно-развивающая    гимнастика     направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Гимнастика представляет собой танцевально-ритмическую гимнастику, нетрадиционные виды упражнений и креативную гимнастику. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание необходимо уделять использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Самомассаж. Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры,  улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.

Закаливание. Так же как и массаж, закаливание - важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

Совместные физкультурные досуги с семьей. Основная цель таких занятий — это помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,   родителям   —   установить эмоционально-двигательный    контакт    с    детьми.    Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично     сочетаемые     с     развитием    сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации. Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера. Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом. 

Подвижные игры. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Литература:

1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада. /Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

2.Коновалова Н.Г. Утренняя гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель. 2012 – 55с. 3. Моргунова О.Н.. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель. 2005 – 127 с.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер,2007.

4. Степанкова Э.Я. Методика физического воспитания - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

Физическое воспитание старших дошкольников: новые приемы и методы работы

Опыт работы по формированию физического здоровья детей с ОВЗ – как залог успешного речевого развития....

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...

Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта работы воспитателя

Физическое воспитаение младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта воспитателя...