Физическое воспитание старших дошкольников: новые приёмы и методы работы ( из опыта работы воспитателя).
статья по физкультуре

Огородникова Марина Викторовна

Формирование физических качеств у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огородникова М.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №60 Калининского района

Санкт-Петербурга

Физическое воспитание старших дошкольников: новые приёмы и методы работы ( из опыта работы воспитателя).

Формирование физических качеств у детей дошкольного возраста в полной мере зависит от педагога, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них.

Для того чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий. Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, стрейтчинг, занятия танцами, степ-аэробика и прочее.

Термин «метод» происходит от греч. слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. « В педагогической практике под методом, - считает П.И. Пидкасистый, - по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей».

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании  применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим   методам физического воспитания относятся:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного действия;
  • практические методы.

Л.П. Матвеев, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова и др. отмечают, что ни одним из методов нельзя ограничиться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д.В. Хухлаева).

Прием - часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод»

«Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка». (Э.Я. Степаненкова).

Повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

Д.В. Хухлаева писала, что «на необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводственной затраты времени».

Участие воспитателя в играх и упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, влияет на их двигательную активность. Поддержание строгой дисциплины на занятиях необходимо в связи со сложностью их организации и обеспечением безопасности детей. Но порядок не доложен носить формальный характер, - считает Т.И.Осокина.

Отличительными    особенностями    старших    дошкольников    являются познавательная   активность,   интерес   ко   всему   новому,   яркому,   высокая эмоциональность.  Поэтому, считает М.А.Рунова, во время занятий должна быть четкая дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

В.А. Шишкина подчеркивает, что « если занятия по физкультуре становятся для ребенка путешествием в увлекательный мир разнообразия движений, их ритмов, логическим взаимодействием с окружающим предметным миром; физическая нагрузка воспринимается организмом как «мышечная радость»; общение со сверстниками и воспитателями как социальный комфорт; обучение двигательным умениям дает возможность самовыражения, то никаких проблем с дисциплиной не будет».

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение.

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки», - писала А.В.Кенеман

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно -образовательным и оздоровительным задачам, по мнению Д.В. Хухлаевой, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Это обеспечивается «новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность движений, положительные эмоции, желание достичь результата.

В старших группах интерес детей повышается при самостоятельном выполнении упражнений; сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их»

Таким образом, под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений; их основой является «избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом» (Л.П.Матвеев).

Список литературы

  • Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.; 1978
  • Кузнецова   М.Н.   Современные   пути   оздоровления   дошкольников.// Дошкольное восп. - 2002. - № 11.- с. 14-19
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.
  • Рунова   М.А.   Формирование   оптимальной   двигательной   активности (старший дошкольный возраст).// Дошкольное восп. - 2000 - №6 - с.30-37.
  • Сказочный   театр   физической   культуры   (Физкультурные   занятия   с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт.- сост. Н.А. Фомина и др. - Волгоград: Учитель, 2003-96с.
  • Степаненкова   Э.Я.   Теория   и   методика   физического   воспитания   и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведении. М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 368с.
  • Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн.   для   воспитателей   детского   сада   и   родителей   -   2-е   изд.   М.: Просвещение, 2000 - 79 с.
  • Якунина С. Ритмическая гимнастика // Дошкольное воспитание. -2003. - № 10. - с. 64-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание старших дошкольников: новые приемы и методы работы

Опыт работы по формированию физического здоровья детей с ОВЗ – как залог успешного речевого развития....

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...

Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта работы воспитателя

Физическое воспитаение младших дошкольников: новые приемы и методы работы из опыта воспитателя...

«Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя ДОО)

Статья "Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы" (из опыта работы воспитателя ДОО)...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....