Спортивное развлечение «Хотим быть сильными как Улып» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Алексеева Надежда Петровна

Спортивное развлечение «Хотим быть сильными как Улып» для детей подготовительной к школе группы.

Алексеева Надежда Петровна,

инструктор по физической культуре, МБДОУ «Детский сад № 64» г. Чебоксары

Аннотация: В статье представлен физкультурный праздник для детей подготовительной к школе группы нравственно-патриотической направленности. В ходе развлечения уделяется большое внимание формированию физических качеств, средствами чувашских народных подвижных игр.

Ключевые слова: чувашские подвижные игры, физкультурный праздник, нравственное воспитание.

В рамках реализации плана празднования 100-летия Чувашской Автономии в нашем детском саду активно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Предлагаем вашему вниманию физкультурный праздник для детей подготовительной к школе группы в виде народных подвижных игр, в ходе которого у детей повышается интерес к физической культуре и их физические качества.

Программное содержание

Цель:

- формировать у детей интерес к чувашским народным играм, а так же духовно-нравственные и гражданско-политические чувства.

Образовательные задачи:

- Обеспечить овладение подвижными играми с правилами;

- Формировать опорно-двигательную систему организма;

- Развитие у детей физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;

Оздоровительные задачи:

- Тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем);

- Продолжать работу по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Развивающие задачи:

- Развивать внимание детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательные отношения и свободное общение со сверстниками и взрослыми в процессе совместной двигательной деятельности. (Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» в части решения задачи – Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками);

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю. (Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» в части решения задачи – Формировать представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках).

Одежда детей: спортивная форма.

Оборудование и спортивный инвентарь: гимнастическая скамейка, мяч.

Ход мероприятия:

Вводная часть:

Дети по одному заходят в зал, строятся в одну шеренгу.

Инструктор по физкультуре:

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дайте,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый край? – Чувашский

Инструктор по физкультуре: Правильно ребята, мы живем с вами в Чувашской Республике. И у нашего народа, как и у всех других, есть свой язык, своя символика, традиции и обычаи, национальный костюм, песни с танцами и, конечно же подвижные игры.

Согласно одной из легенд, чувашский народ ведет свое происхождение от Улыпа-Великана. Улып – это чувашский великан огромного роста, который  обладал богатырской силой. А вы ребята хотите стать сильными и смелыми как Улып?

Дети: да!

Инструктор по физкультуре: Тогда сегодня у нас с вами будет интересное,  необычное занятие. Я хочу предложить вам  поиграть в чувашские народные подвижные игры.  Данные игры  веселые и забавные, также они помогут нам стать ловкими, меткими, быстрыми и сильными. Вы готовы? Тогда предлагаю вам немного размяться. Направо! В колонну по 4 шагом марш.

Проводится разминка под музыку «Чебоксары город твоих побед»

Инструктор по физкультуре: Вот ребята мы с вами выполнили задорную зарядку, сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские игры, с которыми мы с вами уже знакомы.

Основная часть:

Инструктор по физкультуре: Чтобы развить нашу ловкость и стать ловкими как наш предок Улып, я вам предлагаю поиграть в игру «Штандар-стоп!» (Штандăрла ).

Подвижная игра «Штандар-стоп!» (Штандăрла).

Среди вас мы сейчас выберем начинающего игру. Он у нас становится в центре площадки, остальные – вокруг него. Наш начинающий подбросит мяч вверх и назовет имя одного из игроков. Пока названный игрок ловит мяч, остальным необходимо разбежаться по залу. Если игрок сможет поймать мяч на лету, то он подбрасывает его вверх и называет имя любого другого игрока, если игрок не сможет поймает мяч после его падения на землю, то кричит «Штандар-стоп!». Участники игры замирают и водящий осаливает одного из них мячом.

Правила игры. Водящий должен осалить участника игры с того места, где он поймал мяч. Осаливать участника игры нужно бросая мяч в ноги, ниже колен. Участникам игры разрешается подпрыгнуть на месте, чтобы избежать попадания мяча в ноги. Если водящий кого-либо осаливает, то игра начинается сначала. При этом игрок, которого поймали назначается начинающим игру. Если водящий никого не смог осалить – то игроки разбегаются по залу.

Предлагаю чувашской считалочкой выбрать нашего начинающего игру.

Считалочка:

Шĕшкĕллĕх, шĕшкĕллĕх,   

Шĕшкĕллĕхре çăклах,

çăкалăхра мăйăрлăх.

Мăйăр татас – тĕшши çук,

Уйран уçлас – çу ӳкместь,

Ят парсанта ят тухмасть,

Сик тух!

Инструктор по физкультуре: Ребята, если вы готовы, я предлагаю вам начать игру.

Инструктор по физкультуре: Молодцы! Свою ловкость показали. А для того, чтобы развить нашу быстроту и стать быстрыми как Улып, я вам предлагаю поиграть в игру «Резвые белки» (Çивĕч пакшасем). 

Подвижная игра «Резвые белки»

В этой игре одного из игроков выбирают собакой, а остальные – белки. Белки стоят на гимнастических скамейках и говорят:

Йывăç тăрăх сикĕпĕр,  

Хăвăла та кĕрĕпĕр,

Сарă мăйăр  çийĕпĕр,

Унтан каллех сикĕпĕр.

Белки спрыгивают с гимнастических скамеек и бегают по площадке. Водящий должен ловить белок.

Правила игры. Водящий может осаливать игроков только касаясь руками. Он не ловит белок, которые успели спрятаться от него на скамейках. Игрок, которого поймали становится водящим.

Инструктор по физкультуре: Перед началом игры мы с вами снова чувашской считалочкой выберем водящего.

Считалочка:

Манăн пĕчĕк пулĕме  

Такăшĕ тустарнă.

Пĕрре, иккĕ, виççĕ –

Чăн та эс тустарнă.

Инструктор по физкультуре: Я предлагаю вам занять свои места и начать игру.

Инструктор по физкультуре: Вы большие молодцы! Я не сомневалась что вы такие быстрые. А еще Улып был очень внимательным и смышленым, я вам предлагаю поиграть в игру «Молчанка» (Сăмах ан чĕн), где нужно быть именно таким.  

Подвижная игра «Молчанка»

Игрокам необходимо встать в круг. Один из детей-игроков выбирается ведущим. Он выходит в круг и произносит такие слова: «Ты не смейся, не кричи, зубки спрячь и помолчи!» Игрокам нужно замолчать. Ведущий наблюдает за ними и указывает на ребенка, который засмеялся или заговорил. Тот выходит из круга и встает спиной к нему. Остальным игрокам надо взяться за руки и образовать путаницу. Ведущий просит игрока, который стоит в стороне, распутать путаницу, которые образовали участники игры.

Правила игры. Ведущий должен следить за тем, чтобы игроки путались, не размыкая рук. Если игрок не сможет распутать путаницу – то выбывает из игры.

Считалочка:

Атте пура пуралать,

 çăраççине  çухатать.             

Кам тупать – çав пулать!

Инструктор по физкультуре: Ребята вы большие молодцы, все правила игр помните и соблюдаете их. Я вами очень довольна, и хочу вас познакомить с чувашской игрой, с которой вас еще не знакомила.  Вы согласны?

Дети: да!

Инструктор по физкультуре: Тогда слушайте внимательно правила игры. Игра называется «Меня зовут Иванушка» (Эпĕ Ванюк ятлă).

Подвижная игра «Меня зовут Иванушка» (Эпĕ Ванюк ятлă).  

Среди игроков выбирают водящего – Ивана. Остальные ребята встают в круг, а водящий выходит в середину. Игроки берутся за руки и идут по кругу, припевая:

Савăнаççĕ чĕр-чунсем,

Хĕпĕртеççĕ кайăксем:

çӳлтупе хĕвеллĕ,

Ачасем телейлĕ.

Тухăр пурте урама,              

Пĕр-пĕринпе выляма!

Игроки разбегаются, водящий их ловит.

Правила игры. Игрок, которого осалили становится водящим. Ему нужно громко крикнуть: «Я – Иван» и начать ловить игроков. Если водящий в течение установленного времени никого не сможет поймать, то выбирается новый водящий.

Нам необходимо выбрать водящего считалочкой.

Считалочка:

Пирĕн пĕчĕк пахчара-            

Саркайăк чĕппи.

Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ –

Чăн та сан пекки.

Инструктор по физкультуре: Водящего мы выбрали, предлагаю начать играть.

Инструктор по физкультуре: Я вам предлагаю запомнить игру, в следующий раз мы ее с вами будем играть. А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в вашу любимую игру «Колобок».

Инструктор по физкультуре: Вот и подошло к концу наше занятие.

Направо, за направляющим в колонну по одному шагом-марш!

Заключительная часть:

Построение детей в одну шеренгу.

Инструктор по физкультуре: Ребята, мне очень понравилось, что вы не нарушали правила игр, соблюдали их. В течение всего занятия вы были активными, внимательными. Я не сомневаюсь, что вы такие же сильные, смелые, ловкие и быстрые как наш предок Улып, и чтобы вы всегда оставались такими я вам предлагаю также продолжать учить новые чувашские подвижные игры.

Список использованной литературы:

1. Махалова, И. В., Николаева, Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003.

2. Махалова, И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду. / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары: Новое время, 2006. – 164 с.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение, посвященное празднику "День защитника Отечества" для детей подготовительной к школе группы.

Сценарий , посвященный празднику "День защитника Отечества" под названием "Святое дело - Родине служить!" для детей подготовительной к школе группы....

Музыкально-спортивный праздник «23 Февраля – день защитника отечества» для детей подготовительной к школе группы

Цель: обогащение представлений детей о Российской армии, воспитание патриотических чувств. Задачи:• формировать чувство уважения к Российской Армии; уточнить представления детей о родах войс...

Спортивный праздник ко Дню знаний «Весёлый колокольчик» для детей подготовительной к школе группы

Данный методический материал о том, как весело и празднично начался учебный год в нашем детском саду.Пусть учебный год счастливо для всех пройдёт!В мир без знаний не шагнуть, всем сегодня – в до...

Сценарий осеннего развлечения «Царь Горох и волшебная горошина», для детей подготовительной к школе группы

Промелькнуло быстро летоПробежало по цветам.За горами бродит где-тоИ без нас скучает там.Будто рыжая лисицаОсень бродит по лесам.Где махнет хвостом пушистымЗолотыми стали листья.Стали желтыми плодыЭто...

Сценарий спортивного развлечения к 23 февраля «Бравые солдаты» (для детей подготовительной к школе группы)

Сценарий спортивного развлечения к 23 февраля«Бравые солдаты» (для детей подготовительной к школе группы) способствует сближению семьи...