осуществление индивидуального подхода в физическом развитии дошкольника
статья по физкультуре

изучение индивидуальных особенностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья-публикация22.52 КБ

Предварительный просмотр:

     ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА

                                   В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

   Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов физического развития с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Психологи А.В.Запорожец, А.Н.Лелнтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.  Современная  психология выделяет следующие  существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека,  его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть  поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность.  Основными видами деятельности ребенка является игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, познавательная деятельность.

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе физического развития. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Индивидуальный подход в физическом развитии ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Физическое развитие тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое развитие тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим.  Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического развития.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом развитии.  Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического развития при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память.  Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы.  В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое развитие обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомляемость.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

Методы осуществления индивидуального подхода в физическом развитии дошкольника.

Разработка инновационных технологий физического развития детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных, хотя и достаточно сложных задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.

По мнению В.К.Бальсевича, концепция тренировки – пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

Цель физической тренировки ребенка определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, и специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Таким образом, применительно к решению задач физического развития детей под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка.

Для повышения оздоровительной эффективности физического развития при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее  воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

В данном случае в качестве эффективной и  хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.

Разработаны методика и алгоритм применения круговой тренировки в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Методическими особенностями круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:

- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физической культуре,

- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности,

- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического развития, разностороннюю физическую подготовку детей и  гармоничное развитие двигательных качеств,

- оптимальная моторная плотность с использованием круговой тренировки, которая должна составлять 75-87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей – 140-160уд/мин.

- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического развития.

Следует подчеркнуть, что оздоровительная эффективность физических упражнений определяется степенью индивидуализации и дифференциации программ тренировки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Это обусловливает необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния детей дошкольного возраста . В этой связи при разработке различных комплексов круговой тренировки, предназначенных для дошкольников, необходимо прежде всего изучить данные о состоянии здоровья,  физического развития и физической подготовленности детей. Изучение состояния здоровья производится  на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определяется группа здоровья, к которой отнесен ребенок,  группа допуска к занятиям по физической культуре, выявляется наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определяется гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников  оценивается в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов. Зарегистрированные результаты сравниваются с региональными нормативами, определяется уровень подготовленности, изучается ее структура. Полученные данные учитывают при разработке комплексов круговой тренировки различной направленности с  целью оптимизации физического состояния детей.

Реализация дифференцированного подхода в процессе круговой тренировки на основе применения различных вариантов однотипных упражнений на «станциях»

Вариант упражнения

      для первой

  подгруппы

Вариант упражнения

      для второй

  подгруппы

Вариант упражнения

      для третьей

  подгруппы

                                   «Ванька-встанька»

И.п. – сидя, согнув ноги,

Руки за головой,

1-2 – лечь на спину,

3-4 – и.п.

То же, но руки на пояс или скрестно к плечам

То же, но руки в упоре сзади, выполнять с помощью рук

                                      «Туры – горные козлы»

И.П. – стоя ноги вместе лицом к скамейке (высота 30см), руки внизу, 1-2- встать на скамейку, 3-4 – и.п.

То же на скамейке высотой 20см

И.п. – то же, 1 – согнуть правую ногу вперед на скамейку, 2 - и.п., 3-4 –то же с левой

                                        «Мячики»

И.п. – присед, руки на коленях, выпрыгивания вверх

И.п. – то же, прыжки в приседе

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте

                                       «Котенок на заборе»

Ходьба по напольному гимнастическому бревну, руки за голову

То же, но руки свободно балансируют

Ходьба по гимнастической скамейке

                                    «По мачтам и реям»

Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом с переходом приставными шагами с пролета на пролет (шесть секций)

Ограничить число преодолеваемых секций гимнастической стенки до четырех

Уменьшить высоту лазания и число преодолеваемых секций

Для реализации дифференцированного подхода к занимающимся необходимо распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей.  Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физического состояния.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода является важнейшим условием успешного формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

                                 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб.для студ. Высш.учеб.заведений – М.-ВЛАДОС-ПРЕСС.2003 -160с.
  2. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания и дошкольных учреждений. Учебник для учащихся пед.колледжей и училищ –Мн: Унiверсiтэцкае.1998.-184с.
  3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2005.-416с.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М: Мозаика-Синтез,2000.-256с.
  5. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн: для паедагогов и родителей. М.: Дрофа,2002.-416с.
  6. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М.: - Сфера,2005 – 57с.
  7. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М: Генезис,2003.-271с.
  8. Громова С.П. Здоровый дошкольник : Программа и методические рекомендации. – Калининград: ИПК и ПРО,1997.-160с.
  9. Алиева Г.И., Арушанова А.Г., Головкин Ю.В., Дьяченко О.М., Парамонова Л.А. Карта  индивидуального развития ребенка- дошкольника / Обруч.-1998.-№5-с.18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Любим играть в баскетбол» дифференцированный подход в физическом развитии дошкольников

Применяю в своей работе разные приемы с целью повышения двигательной деятельности детей во время физкультурных занятий:1. Использование разных способов организации детей (фронтальный, поточный, группо...

Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...

Гендерный подход в физическом развитии дошкольников

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»...

Консультация для воспитателей "Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности".

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и пр...

Доклад на тему: «Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников»

laquo;Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятель...

«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».

           «Гендерный подход в физическом развитии дошкольников». «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать&r...