Выступление на педсовете .Тема: « Создание условий для развития у дошкольников физических качеств, через организацию подвижных игр»
консультация по физкультуре

Масалимова Равиля Равиловна

          Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни .

          Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_sovet_doklad_sobr.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Звездочка» города Дюртюли муниципального района      Дюртюлинский район Республики Башкортостан                                               

                                           Выступление на педсовете          

                             

                    Тема: « Создание условий для развития у дошкольников

                                     физических качеств, через организацию      

                             подвижных игр, спортивных игр и упражнений»

                                                (теория и практика)

                                 

           

                                                                           

                                                                                 Дата: Ноябрь 2021

                                                                                 Воспитатель: Масалимова

                                                                                               Равиля Равиловна

                                                                                       

                                                      г.Дюртюли 2021

          Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни .

          Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

    В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании) ; постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

         Главным условием физического развития дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка .

         Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку . Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

     Следующим важным условием считаем, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, т.е. возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается "переход ребенка к новой высшей ступени его развития" .

   Условием физического развития детей дошкольного возраста является – творчество, а в частности двигательное творчество. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.

    Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач .

      Еще одним важным условием считаем единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Так как, обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

     В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

       Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

         Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти:

- эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик;

- образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми;

- словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения;

- двигательно-моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми;

- произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

            Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

       Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие - не только естественный, но и социально обусловленный процесс.

      Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (условий распределения и использования, материальных благ, воспитания, труда, быта и т. д.) , в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

      В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным .

     Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс, прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитании

     Здоровый образ жизни - еще одно важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

  Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье .

       Подвижные игры, спротивные игры и упражнения являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

       Ценность подвижных, спортивных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

        Я в своей работе использую подвижныеи спортивные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке.

        Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

       Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

        Я использую в своей работе:
1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей
2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.
3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
5. Самостоятельную группу представляют
игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

         Подвижная игра может быть и с дидактической направленностью – это осознанная инициативная деятельность. Игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Играя в такие игры, дошкольник задействует для достижения цели не только своё тело и двигательные умения, но и решает дидактическую задачу, что приносит ему, несомненно, личное удовлетворение и эмоциональный подъем.

        Подвижные игры с дидактической направленностью поддерживают высокий уровень положительного психоэмоционального состояния ребёнка и уровень комфортного пребывания его в детском саду, так как это является главным условием его хорошего здоровья и самочувствия.

    В группе мы играем с детьми, например: « Классики», «Найди пару» (по цвету, по геометрическим фигурам и т.д) Детям нашей группы нравятся и народные игры. Башкирские «Юрта», «Липкие пенечки», «Займи место».

      Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада.

     Одно из определений понятия жизнь звучит следующим образом: «Жизнь-это система движений». Потребность в движении дана человеку природой.

    Растущий организм особо нуждается в движении. Полноценное всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

      Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребёнка, а та так же приобщение его к здоровому образу жизни.

    ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт дошколного образования)включает в себя пять образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей».

      Физическое развитие включает в себя приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности детей:

связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук;

знакомство с правилами выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, без нанесения ущерба здоровью;

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

овладение подвижными играми с правилами;

овладение элементами, нормами и правилами ЗОЖ (в питании, двигательном режиме, закаливании и т. д.)

В теории и методике физического воспитания выделяют три вида двигательной активности (ДА):

Регламентированная (ООД: физ-ра, музыка, динамические и физ. минутки);

Частично- регламентированная (совместная деятельность, прогулки, п\и, игры, требующие соблюдения правил);

Нерегламентированная (самостоятельная).

     Какие же условия необходимо и можно создать в условия ДОУ для развития двигательной активности детей?

       Это конечно: оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, прогулочных участков, разнообразие спортинвентаря, а так же создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.

    В наших группах детского сада иметься просторные, светлые  залы, оснащенные необходимым оборудованием.

   На групповых участках так же имеются необходимые условия и оборудование для развития двигательной активности детей.. 

 Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет содание благоприятной предметно-развивающей среды в помещении ДОУ-группах. Этому вопрсу мы уделили очень важное внимание при оборудовании нашей группы.

   Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе д\с должна быть: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Все эти критерии мы учли и при создании среды в своей группе:

1. Насыщенность среды отражается в соответствии возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным, оздоровительным инвентарём и материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образоввательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например матов, массажных дорожек, мягких модулей и т. д.

4.Вариативность среда предполагает: наличие в группе различных пространств (физкультурного, для игры и т. д., а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих ДА детей.

5. Доступность среды выражается в свободном доступе детей к играм и пособиям.

6. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по безопасности их использования.

   В нашей группе организован центр двигательно-игровой деятельности в котором имеется достаточное количество спортинвентаря (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры, массажеры, кегли, кольцеброс, различные элементы «Дорожки здоровья», мешочки для метания, и пр.)для организации разнообразной двигательной деятельности детей в группе и на прогулках,для выполнения основных видов движений: прыжков, метания, подлезания, бега и т. д., что позволяет болееэффективно осуществлять индивидуальную работу с детьми.

      Разработаны картотеки утренних гимнастик, физминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений.

      Оборудование физкультурного уголка периодически обновляется. Приобретаютя или изготавливаются самостояятельно или с помощью родителей нестандартное оборудование, атрибуты для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке.

    Нестандартные оборудования для подвижных и физических упражнений  больше радует детей. Мы с большим удовольствием делаю нестандартное оборудование и играем с детьми. Например: «Карусель» многофункциональная, «Повтори» с разноцветными кругами, «Иди по следам», для упражнений «Ручеек», для эстафеты «Гонки» (автомобиль) и мн. др. Они очень нравятся детям нашим.

     Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.                           Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

     Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной деятельности в семье, по ЗОЖ т. п.

     Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа. Такую активность в своей группемы стараемся обеспечить следующими мероприяятиями:

-утренняя гимнастика, физическая культура (ООД);

-двигательная активность на пргулке;

       С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок в зимний период используем разные приемы. Каждый год стараемся оформить зимний участок. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности.

        Делаем на участке зимой крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто пробегать, например: от Снеговика до елочки. Постройки могут быть для подлезания,  лазания, перешагивания для бросания в цель, для равновесия.  Снежная горка с которой дети будут съезжать.

    В летнее время значительно улушаеться условия для развития движения детей, природа создает многообразие условий. Двигательная активность детей состоит в основном из подвижных игр, спортивных игр и спортивных упражнений

-подвижные игры, игровые упражнения на прогулке;

-динамические паузы, физминутки;

-гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика;

-активный отдых: спортивные праздники, физкультурные досуги, развлечения;

-индивидуальная работа по физ. развитию;

-самостоятельная двигательная деятельность в течении дня;

-комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам);

-комплекс упражнений по профилактике нарушения зрения (во время занятий, в режиме дня).

      Работая в этом напрвлении очень важно следить чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в детском саду, как организованные, самостоятельные так и индивидуальные положительно отразились на физическом, психическом здоровье детей, на развитии их общей и мелкой моторики.

       Я пришла к выводу, что подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию дошкольного возраста, при условии их систематического проведения.
    Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка здоровым, сильным, крепким – это желание каждого родителя и воспитателей детского сада. Но как это сделать, какими средствами и путями?
      Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном возрасте, в результате целенаправленного, педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость организма и другого качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

    Предлагаю вашему вниманию презентацию на эту тему. Будьте здоровы.
   

 

Литература

1. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.
2. Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г.
3. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»

Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....

Статья "Развитие у дошкольников физических качеств в подвижных играх"

В статье раскрыта система работы по развитию у дошкольников физических качеств в подвижных играх....

Развитие физических качеств через спортивные, подвижные игры

Направления работы: - создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; - повышение педагогического мастерства квалификации воспитателей детского сада; -комплек...

Педагогический совет «Создание условий для развития творчества дошкольников через систему краткосрочных проектов «Сказки нашего детства»

данный материал будет полезен старшим воспитателям при планировании работы с педагогами по теме "Театрализованная деятельность"...