Курсовая работа на тему: "Подвижная игра как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
материал по физкультуре (средняя группа)

Разина Дарья Валерьевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota._razina_darya.docx68.12 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Подвижная игра как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Разина Дарья Валерьевна,

студентка 3 курса,

заочной формы обучения

специальность

Дошкольное образование

Научный руководитель: Нефедова Елизавета Сергеевна,

преподаватель дисциплин

профессионального цикла.

2023 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста ………………………….6

Сущность понятия «двигательная активность»…………………….6

Особенности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..11

Использование подвижных игр для развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста………………………...18

Выводы по первой главе ………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………29

Список литературы ………………………………………………………...30

Введение

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для физического становления и развития ребенка. В этот период закладываются основы детского здоровья, формируются двигательные умения, которые в дальнейшем перерастают в двигательные навыки.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования определяет задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, одна, из которых заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физического развития дошкольников [ФГОС ДО 1, с.270].

Исходя из анализа опыта практикующих педагогов, отмечается, что на современном этапе, в век цифровизации у детей наблюдается «двигательный дефицит». Это связано с отсутствием интереса у старших дошкольников к двигательной деятельности.

Актуальность данного исследования обусловлена значением двигательной активности для полноценного развития дошкольников, поскольку все стороны развития личности находятся в прямой зависимости от полного психического и физического благополучия организма.

Согласно мнениям исследователей, А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной, двигательная активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности [10, с.328].

Рассмотрев понятие «двигательная активность» В.П. Дудьева, О.В. Головин, отмечают, что активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям [6, с.218].

Исследования Э.Я.Степаненковой [16,с.368], Д.В.Хухлаевой [18, с.208], подтверждают важность развития движений у детей старшего дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. В связи с этим исследователи предлагают эффективное средство развития двигательной активности – включение в работу с детьми подвижных игр разной степени подвижности. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и качеств, а, следовательно, могут способствовать развитию двигательной активности в целом.

Несмотря на выше изложенное, педагог дошкольного образования все чаще сталкивается с проблемой по организации двигательной деятельности детей. Это связано с отсутствием детского интереса к выполнению разнообразных движений и комплексов физических упражнений, быстрой утомляемостью, а также несоблюдением режима дня дошкольником (опоздание на утреннюю гимнастику, неправильное питание, нарушение режима сна).

Исходя из практики наблюдений и анализа методической литературы, мы выявили следующее противоречие: между необходимостью развития двигательной активности и отсутствием интереса у детей к двигательной деятельности.

Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: как способствовать развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста? Мы считаем, что одним из средств решения данной проблемы является включение в воспитательно-образовательный процесс большого количества разнообразных подвижных игр.

В связи с этим мы определили цель исследования: изучить возможности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать возможности использования подвижной игры в развитии двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, анализ понятийного аппарата, обобщение педагогического опыта.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка [24, с.282].

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «двигательная активность».

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста является двигательная активность.

Рассмотрим сущность понятия «двигательная активность».

В.П. Дудьев, под активностью понимал: «деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Автор подчеркивал, что активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность проявляет себя в активации различных рефлексов, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения [6, с.218].

О.В. Головин считает, что двигательная активность - это естественно биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени удовлетворения, которой, зависит состояние его физического и психического здоровья [6, c. 218].

Являясь естественной биологической потребностью живого организма, двигательная активность относится к основному специфическому средству физического воспитания дошкольников, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Э.Я. Степаненкова определяет двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека [16, c. 368].

Двигательная активность оказывает на ребенка многостороннее воздействие, способствуя осуществлению задач умственного, нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания, а также развития его психических функций. Она должна отвечать по содержанию и по форме состоянию здоровья, физической подготовленности и возрастным возможностям организма ребенка.

В режиме работы дошкольной образовательной организации двигательная активность реализуется через основные организационные формы физкультурно - оздоровительной работы, среди которых: утренняя гимнастика; физкультурные занятия, физкультурные паузы на занятиях познавательного цикла; прогулки на открытом воздухе; подвижные и элементы спортивных игр; физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые развлечения и другие.

Наряду с самостоятельной двигательной активностью ребенка, выделяют еще и организованную педагогом или нормированную двигательную активность.

Уровень такой двигательной активности является генетически обусловленной величиной. Исследования показывают, что для человека и животных существует некая норма двигательной активности, которая должна быть такой же определенной, как интенсивность обмена веществ или количество потребляемой пищи. При этом более высокая двигательная активность существенно улучшает физическое развитие организма, а хорошее физическое развитие организма, в свою очередь, стимулирует двигательную активность. Это отражает обоюдную зависимость между двигательной активностью и физическим развитием. Например, у детей дошкольного возраста при продлении послеобеденного отдыха значительно увеличивается двигательная активность в вечернее время.

Такая двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте выступает фактором средового влияния и опосредована в основном научением и тренировкой (т.е. многократным повторением изученного материала), которые должны осуществляться воспитателем в режиме дня при помощи различных средств, методов и форм организации физического воспитания детей [13, ].

В теории и методике физического воспитания дошкольников выделяют различные параметры, характеризующие нормирование двигательной активности.

Однако к оптимальным и более информативным параметрам мы все же относим нормирование объема двигательной активности ребенка по времени, отводимым на выполнение физических упражнений и физиологическую стоимость физической нагрузки, определяемую частотой сердечных сокращений. Объем общей двигательной активности должен составлять не менее 50-60% периода бодрствования ребенка от общего 12-ти часового бюджета времени пребывания его в детском саду, предполагая:

- первое, перевод хаотичной двигательной активности ребенка в нормированный (т.е. организованный педагогом) режим;

- второе, нормирование двигательной активности детей в режиме дня в пределах 25-30% от общего ее объема;

- третье, расширение объема двигательной активности, без нарушений общей структуры режимных моментов;

- четвертое, сокращение организационной части всех режимных моментов;

- пятое, перераспределение содержания двигательного материала в режиме дня.

Кроме того, воспитателям при планировании режима двигательной активности детей необходимо учитывать то обстоятельство, что наиболее благоприятной и приемлемой для организма ребенка дошкольного возраста является физическая нагрузка преимущественно циклического характера (это различные виды ходьбы, бега, передвижений на лыжах, езда на велосипеде и другие), которая должна занимать до 45-50% времени физкультурного занятия [4, ].

Трудно переоценить положительное влияние двигательной активности на развитие растущего организма ребенка и его функций.

Известно, что в первые недели после рождения стимуляция мышц младенца связана с неспецифическими воздействиями (как правило, это понижение температуры внешней среды), а затем уже и специфическими, - в виде непосредственной двигательной активности.

При каждом сокращении мышц ребенка возникают нервные импульсы, стимулирующие деятельность центральной нервной системы и внутренних органов. Реализация этих стимулов в процессе двигательной активности служит тем пусковым механизмом, который и обеспечивает созревание структур и функций в развитии ребенка, поддерживая физиологически нормальную жизнедеятельность его организма.

Однако и саму потребность в двигательной активности, как базовое условие нормального развития организма ребенка, нельзя рассматривать лишь в качестве функции возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она заметно изменяется в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности ребенка, и, наконец, условий его жизни.

Положительное влияние двигательной активности на организм человека можно наблюдать и при соответствии объема и интенсивности физических нагрузок его возможностям. Если же физическая нагрузка превышает эти возможности, то она играет роль патологического стресса и вызывает отрицательные изменения в организме взрослого, а у ребенка перестает быть фактором развития [9, ].

Таким образом, под двигательной активностью понимается всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; двигательная активность рассматривается как:

- главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию;

- основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский) [2, ];

- кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Г.П.Юрко) [20, ];

- удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.) [8, ].

Развитие двигательной активности у детей способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Рассмотрим особенности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни. Для обеспечения оптимального режима двигательной активности старших дошкольников большую роль играет повышение интереса к физической активности. В процессе выполнения интересного дела повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе [5, ].

Основой индивидуального развития и жизнеобеспечения организма является двигательная активность, оказывающая воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским.

Двигательная активность ребенка складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня: 50-60 % времени они должны двигаться. В старшем дошкольном возрасте она становится более целенаправленной, в меру зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Главное внимание в этой связи необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима, двигательной активности проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности.

Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50-60% естественной потребности детей в движениях.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении - по шагомеру для детей в возрасте:

- трех лет-9000-9500 движений;

- четырех лет-10000-10500 движений;

- пяти лет-11000-12000 движений;

- шести лет-13000-13500 движений;

- семи лет-14000 – 15000 движений [15, с.256].

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании регламентированных (организованных) форм двигательной деятельности детей, к которым относятся:

Физкультурные занятия - основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей, которая проводится три раза в неделю. Цель и задачи таких занятий заключаются в формировании двигательных умений и навыков; развитии физических качеств; удовлетворении естественной биологической потребности в движении; обеспечении развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; создании условий для всестороннего развития детей. Характерными особенностями являются выраженная дидактическая направленность, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки, руководящая роль воспитателя.

Утренняя гимнастика – обязательная часть двигательного режима, организация которой направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличе¬ния работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Проводится ежедневно до завтрака в течение 10-12 минут. Содержание утренней гимнастики составляют хорошо знакомые детям упражнения, которые предусматривают поочередное включение в работу новых групп мышц.

Физкультминутки - кратковременные физические упражнения, которые проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности и способствуют активизации мышления, созданию положительного эмоционального фона, снятию утомления мышц и нервной системы. Проводятся ежедневно на начальном этапе утомления, продолжительность 1,5-2 минуты [12, ].

Бодрящая гимнастика – помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 5-7 минут.

Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Подбор их осуществляется в соответствии с сезоном, погодой, уровнем физической подготовленности детей, особенностями высшей нервной деятельности, двигательной активности, в целом - состоянием здоровья детей.

Физкультурный досуг – эффективная форма отдыха, наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении. Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня, продолжительностью 30-35 минут .

Физкультурный праздник – форма активного отдыха, демонстрирующая здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Проводится 2-3 раза в год, продолжительностью 1ч-1ч 20 мин.

К нерегламентированной двигательной активности относится самостоятельная двигательная деятельность детей, которая является важным источником активности и саморазвития ребенка и дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет. Для этого он осуществляет организацию физкультурно-игровой среды: обеспечивает достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие и сменяемость пособий; выделяет время в режиме дня и активизирует движения детей. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. В руководстве самостоятельной двигательной деятельностью детей педагогу необходимо наблюдать за ними, видеть каждого и при необходимости прийти на помощь.

А также дни здоровья и каникулы, которые содействуют оздоровлению детей и предупреждают утомление. День здоровья проводится 1 раз в квартал, каникулы – 2-3 раза в год. Двигательный режим насыщается играми, развлечениями, походами, спортивными играми и соревнованиями, художественным творчеством, трудом [19, ].

Двигательная активность в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности.

В пятилетнем возрасте наблюдаются наиболее выраженные отличия в показателях двигательной активности между мальчиками и девочкам во время самостоятельной деятельности, что обусловлено спецификой их игровой деятельности. У мальчиков преобладают подвижные игры, а у девочек игры спокойного характера с преобладанием статических поз (как правило, сюжетно-ролевые). Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2300 движений, а у девочек – 1370 движений.

У детей шестилетнего возраста двигательная активность становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками проявляется значительный интерес к спортивным играм. Ребята объединяются в небольшие группы и вместе выполняют те или иные упражнения, например, бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну и др. Средний объем двигательной активности в самостоятельной деятельности у мальчиков составляет 2500 движений, а у девочек – 2210 движений.

Наибольший показатель двигательной активности у детей семилетнего возраста, которая увеличивается за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и упражнениями. Дети часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяют их, стремятся добиться хорошего результата. Средний объем двигательной активности и мальчиков и девочек данного возраста в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно [14, ].

Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста имеет свои закономерности. Это:

Нарастание основных показателей двигательной активности - объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма, а также обогащением двигательного опыта детей.

Сезонные колебания - зависимость от времени года. Повышение наблюдается в весенне-летний период, а снижение - в осенне-зимний. Это общебиологическое явление необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания.

Суточные колебания - двигательная активность в течение дня распределяется неравномерно: периоды активности наблюдаются в дневной (с до ) и вечерний (с до ) промежутки времени, что обуславливается биологическим фактором и режимом дня в ДОО. Причем объем движений в первую половину дня больше, чем во вторую.

Недельная динамика - как показывают наблюдения, суточный объем двигательной активности изменяется по дням недели. Увеличение наблюдается от вторника к четвергу, а спад - к пятнице, что обуславливается общим утомлением детей и снижением их активности.

Индивидуальные различия показателей - двигательная активность детей 5-7лет имеет индивидуальные проявления, что характеризуется индивидуальными особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм и др.

Основными параметрами двигательной активности детей, помимо объема, который мы рассмотрели ранее, являются также продолжительность и интенсивность. Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 60% периода бодрствования. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующих санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов.

Не менее существенную роль в оценке ДА детей играет показатель ее интенсивности. Интенсивность нагрузки служит, как воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Изменениями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании). По данным М.А.Руновой интенсивность двигательной активности у детей 5-7 лет колеблется в пределах 55-70 движений в минуту [15, ].

Выделяют следующие степени интенсивности двигательной активности:

- высокий - характеризуется высокой подвижностью, высоким уровнем развития основных видов движений, достаточно богатым двигательным опытом, позволяющим обогащать самостоятельную деятельность. При высокой физической нагрузке характерна ЧСС – 160-190уд./мин., длительность непрерывной работы 2-3 минуты, восстановительный период 3-5 минут;

- средний – характеризуется средними и высокими показателями физической подготовленности и хорошим уровнем развития двигательных качеств. При средней физической нагрузке характерна ЧСС – 140-160уд./мин., длительность непрерывной работы 5-10 минут, восстановительный период 2-3 минуты;

- низкий – характеризуется малоподвижностью, отставанием показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. При низкой физической нагрузке характерна ЧСС – 110-130уд./мин., длительность непрерывной работы не более 10 минут, восстановительный период 1 минута.

Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Основными параметрами двигательной активности являются объем движений, их продолжительность и интенсивность. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении.

Использование подвижных игр для развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом [3, ].

Верное решение проблемы развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста обуславливается применением различных средств на занятиях физической культурой, увеличивается значимость постоянных, ежедневных занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Средствами развития двигательной активности являются:

- утренняя гимнастика,

- гимнастика пробуждения;

- подвижные игры, физкультминутки;

- занятия физической культурой, в том числе и на улице.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому рекомендуется использовать ее для развития двигательной активности детей.

В развитии разносторонне сформированной личности дошкольника подвижные игры играют особую роль. Они рассматриваются как ключевое средство физического воспитания. Являясь важнейшим средством физического воспитания, подвижная игра в то же время оказывает и оздоровительное воздействие на детский организм. Игра – незаменимое средство совершенствования движений, развивая их, содействует развитию быстроты, выносливости, координации движений. Колоссальное число движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, что в свою очередь оказывает положительное влияние на психическую деятельность [6, с.114].

Игра существовала как спутник человека с давних лет. Прогрессивные отечественные ученые-педагоги, гигиенисты например П.Ф. Лесгафт либо А.П. Усова, выявили значимость игры как деятельности, содействующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии малыша, способствующей многостороннему воздействию на формирование его личности [9, с.410].

Рассмотрим, то, что говорили о смысле подвижной игры в жизни детей известные педагоги.

Г.П.Юрко провел исследование педагогической и психологической литературы по вопросу исторического возникновения игры, он утверждал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающего поколения в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Загруженность родителей и раннее включение детей в деятельность взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало особой разницы среди возрастных категорий, и в итоге очень рано становились действительно независимыми [20, с.132].

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.С. Филитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни [17, ].

Основоположник российской системы физического воспитания Ф.Лесгафт уделял игре особое место, определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Сообразно установленному определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся четким и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Он исследовал игру как одно из основных средств физического воспитания и уделял более значительное место играм на занятиях физической культуры. Он полагал, что подвижные игры представляют собой более сложное действие, нежели отдельные гимнастические упражнения и имеют огромное образовательное и воспитательное значение [9, с.410].

Э.Я. Степаненкова полагает, что «подвижная игра – это средство пополнения дошкольником знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств» [16, ].

По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [7, с.160].

В.Г. Марц считал, что подвижные игры являются средством физического и нравственного воспитания детей, и разработал методику руководства играми, а так же полагал, что от руководства игрой во многом зависит ее успех. Так же автор органически связывал подвижную игру со спортивной. Первой ступенькой той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх до спортивной игры он видел самую простую подвижную игру [12, ].

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и как правило формирование новых психических процессов и качеств личности ребенка. Игра, как осмысленная деятельность, направлена на достижение определенных двигательных задач в стремительно меняющихся условиях, в которых проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями [3, с.160].

В теории и методике физического воспитания имеется общепризнанная классификация подвижных игр. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры (баскетбол, хоккей, футбол и др.), подвижные игры – игры

с правилами. В дошкольном учреждении применяются по большей части элементарные подвижные игры. Подвижные игры так же классифицируются по таким параметрам как: возраст, степень подвижности малыша в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), виды движений (игры с бегом, метание и т.д.). Выделяется еще один вид игр – игры-забавы, которые предусматривают выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.) и требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

Спортивные игры рационально проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте – это баскетбол, городки настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные и несюжетные игры с правилами относятся к подвижным играм

Вызывающие интерес у дошкольников двигательные игровые задания, которые ведут к достижению цели содержат несюжетные подвижные игры:

- перебежки, ловишки;

- игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и т.п.);

- игры-эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»);

- игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

В каком-то смысле сюжетные подвижные игры отображают жизненный или сказочный эпизод. Дошкольника привлекают игровые образы, он творчески проявляет себя, изображая кошку, воробья, автомобиль, волка, гуся, обезьянку и др.

Сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия – есть содержание подвижной игры [4, с.37-40].

По мнению М.А. Руновой методика проведения подвижной игры содержит безграничные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка,

на умелое педагогическое руководство ею. Важное место занимает профессиональная подготовка педагога, педагогическая наблюдательность и предвидение. Образовательные и воспитательные функции подвижной игры успешно осуществляются только при умелом руководстве ею, которое предполагает управление двигательным и нравственным поведением старших дошкольников [15, ].

Методика проведения подвижных игр содержит в себе:

- Название.

- Задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).

- Цель (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).

- Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.).

- Содержание (старший дошкольный возраст).

- Правила (знание правил игры, начинаем игру после сигнала). - Ход (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал).

- Руководство (отслеживаем развитие сюжета).

- Варианты (усложнения).

- Анализ (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится).

В период проведения подвижной игры необходимо учитывать, что сбор детей необходим там, где будут начинаться игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно.

Объяснение игры – это инструкция, которая должна быть краткой, понятной, интересной и эмоциональной. Действия дошкольников в игре определяет роль, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх для детей-дошкольников применяются наиболее сложные движения. Перед дошкольниками стоит задача моментально отвечать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, роли распределяются меж всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Создание условных обстоятельств, при проведении подвижной игры, могут осуществлять сами дети. В дальнейшем эти умения имеют шансы пригодиться в самостоятельной деятельности.

По ходу развития двигательной активности детей игры необходимо усложнять, хотя при этом последовательность действий и эпизодов остается при этом неизменной. Усложнения должны быть всегда обоснованы, кроме того, они делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Целенаправленное, методически-продуманное управление подвижной игрой существенно активизирует и совершенствует деятельность детей. В развитии двигательной активности в процессе подвижной игры детей особое место занимает методика руководства педагогом [18, с.208].

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр.

- подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

- игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

- совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр:

- игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;

- правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи нужно решать в комплексе, только тогда каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей [18, ].

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и

совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела. Следуя общим целям физического воспитания дошкольников, выделим приоритетные задачи, решаемые при проведении подвижных игр:

- укреплять здоровье детей;

- содействовать правильному физическому развитию дошкольников;

- способствовать развитию жизненно необходимой двигательной активности и ее совершенствование;

- воспитывать морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься подвижными играми.

Во время участия в подвижной игре у дошкольников развиваются и совершенствуются различные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка выполнять известные ему движения в соответствии с ситуацией, что благоприятно отражается на развитии двигательной активности дошкольника.

Большое значение подвижные игры имеют в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Подвижные игры содействуют воспитанию у детей чувства единства, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры содействуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения [16, с.286].

Решая вторую задачу, нашей опытно-поисковой работы мы выяснили, что ценность игр заключается в том, что даже самые простые умения и навыки, приобретенные детьми в условиях подвижной игры, облегчают дальнейшее овладение сообразными техническими приемами. На этапе развития двигательной активности многократное повторение игровых условий развивает у детей способность более экономно и целенаправленно выполнять множество изучаемых движений в законченном виде. Возможно предположить, что использование дошкольниками 6-7 летнего возраста подвижных игр любой различной направленности на порядок повысят уровень и темп их развития.

Подвижные игры создают радостную атмосферу и поэтому комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач становится более эффективным. Активные движения, обоснованные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и стимулируют все физиологические процессы. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные игры – эффективное средство разностороннего развития личности дошкольника, в том числе развитие его двигательной активности.

Выводы по первой главе

Из анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

О.В.Головин, В.П.Дудьев определяют двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека [6, ].

Оптимальный для каждого ребенка уровень двигательной активности благотворно влияет на все функции и системы организма, повышает устойчивость к воздействию стрессогеных факторов: охлаждению, перегреванию, инфекциям.

Анализ понятий «двигательная активность» и «двигательная деятельность» показывает, что активность является базисом для деятельности и определяет ее качество. Однако двигательная активность может способствовать развитию не только физических, но и духовных качеств ребенка можно сказать, что двигательную природу имеют даже мысли, и этот факт подтвержден классиками отечественной науки.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. По мнению Л.Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний» [3, ].

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

старшего дошкольного возраста;

- включать подвижные игры и игровые упражнения в режим дня

дошкольников;

- использовать возможности развивающей предметно-

пространственной среды.

Заключение

Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

Эффективным средством повышения двигательной активности дошкольников являются подвижные игры, так как в процессе их проведения у ребенка в привычной и увлекательной для него игровой деятельности происходит развитие основных движений, жизненно важных двигательных умений и навыков.

Действенным средством комплексного развития двигательной активности являются подвижные игры различной направленности. Они же в большей степени дают возможность совершенствовать физические качества старших дошкольников, такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Список использованной литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013. – 270 с.
  2. Аршавский, И. А. Ваш ребенок. У истоков здоровья [Текст]/ Аршавский И.А. – М., 2019. - 40 с.
  3. Волошина, Л.Н Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. [Текст]/ Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2014. – 160 с.
  4. Волошина, Л.Н. Активизация двигательной деятельности детей посредством игр с элементами спорта [Текст]/ Л.Н. Волошина, А.К. Ковалевский // «Юность России»: 60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2013. – С. 37 – 40.
  5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: старший возраст [Текст]/ Л.Д. Глазырина. – М., Владос, 2015. – 250 с.
  6. Головин, О. В., Дудьев В.П. Двигательная активность дошкольников [Текст]/ О.В.Головин, Дудьев В.П. – Новосибирск. - 218 с.
  7. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов [Текст]/М.Н.Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 160с.
  8. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст]/ Ю.Ф. Змановский. – М., Просвещение, 2012. – 161 с.
  9. Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания [Текст]/ П.Ф. Лесгафт. – Москва – Воронеж. – 2018. – 410 с.
  10. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковский, Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2011. - 328 с.
  11. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). -М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2015. - 448 с.
  12. Марц, В.Г. Беседы по методике и теории игры [Текст]: Учеб. пособие [Текст] / В.Г. Марц. - М., СпортАкадемПресс, 2013. - 185 с.
  13. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]/Т.И. Осокина. – М., Просвещение, 2019. – 294 с.
  14. Рунова, М.А. Формирование оптимальной двигательной активности. Старший дошкольный возраст [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С.30
  15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов [Текст] /М.А,Рунова. - М., Мозаика-Синтез, 2014. – 256 с.
  16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. – М., Академия, 2016. – 368 с.
  17. Филитис, Н. С. Подвижные игры... С таблицей их характеристики по влиянию на растущий организм [Текст]/ Н. Филитис. - 2-е изд., испр. и доп. – М., Гудок, 2021. - 2 т. - 120 с.
  18. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» [Текст]/Д.В.Хухлаева. – 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 2014. - 208 с.
  19. Шебеко, В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие [Текст] / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М., Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.
  20. Юрко, Г.П. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.П. Юрко. – М., Граница, 2010. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

 Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.                       ...

«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...