Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста
статья по физкультуре (младшая группа)

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная деятельность детей, так и в непосредственной образовательной деятельности. При организации подвижной игры с использованием фольклорапроводилось мной в трех направлениях: народные игры, привлечение внимания воспитанников к игре с помощью потешек, прибауток, закличек, распределение ролей считалками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 165

Тема

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста

Составила : воспитатель

Неменко Екатерина Александровна

Нижний Новгород, 2023г

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Утро в нашей группе начинается с утренней зарядки, где используются элементы физических упражнений с вкраплением фольклора в стихотворной форме. Все это помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость, повысить уверенность в себе. Физические упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него. Правильно подобранные физические упражнения способствуют физическому развитию.

Большое удовольствие детям доставляет прогулка, как одна из форм оздоровления и закаливания с ее подвижными играми и упражнениями соревновательного характера.

Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательныйи музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Немало уделяю внимания практическим методам, таким как: пальчиковым и подвижным играм, играм - хороводам. Например: пальчиковая игра «Динь-динь-дон ходит кошка с бубенцом» и подвижная игра «Мышки и кот» позволяют детям объяснить повадки кошки (кошка любит ловить мышей). Также дети очень любят перебирать пальчики наделяя их именами своих родных, например:

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.

Это доставляет им огромную радость и воспитывает любовь к близким людям.

Использование подвижных и хороводных игр: «Лиса и зайцы», «Мы на луг ходили…», «Караваи», «Ладушки-ладушки», «У медведя во бору», «Пузырь» и т. д. позволяет не только поднять настроение детям, но и активизируют их двигательную активность, речь, позволяют научить детей играть вместе.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Утром во время приема детей бывают ситуации, когда ребенок не хочет расставаться с родителями, я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок Золотой гребешок.

Или Хвостик закорючка.

С помощью народных песенок, потешек воспитываю у детей положительное отношение к режимным моментам:

При умывании:

Водичка - водичка

Умой моё личико.

Буль-буль-буль журчит водица,

Все ребята любят мыться.

При причёсывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд.

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую, и т. д.

Работу по использованию малых форм фольклора в развитии детей провожу совместно с музыкальным руководителем. Организуем неожиданные встречи, сюрпризные моменты для детей например: встреча с дедом морозом, мишкой - топтыжкой, зайчиком, лисичкой, куклой Лялей где дети вместе с персонажем играют в различные игры такие как «Скачут зайки скок - прискок», «Мы милашки куклы - неваляшки». Во время проведения таких игр активизируется в речи детей малые формы фольклора. Это способствует развитиюобразности и выразительности их речи, а так же, что немаловажно, вызывает множество положительных эмоций.

Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки.

«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ,

Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей.

И для решения этой задачи, мы выделили три направления:

1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.

2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.

3) Проведение народных праздников в детском саду.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.

С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь? » приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

Используем малые формы фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Для того, чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование в непосредственно образовательной деятельности малых форм фольклора, делает мероприятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

В работе с детьми младшего возраста, большое внимание уделяем ознакомлению детей с устным народным творчеством - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Это ты, а это я

Ты хороший у меня.

Мой подарок дорогой

И не нужен мне другой!

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Укладывая детей спать, стараемся создать для них ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать

Нами подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Различные виды народных игр широко используются педагогами нашего ДОУ в продуктивной деятельности, во время проведения режимных моментов, закаливающих мероприятий, при проведении оздоровительных мероприятий.

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее:

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием:

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывают кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учат их ходить и ритмично приговаривать ходушку.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм, корзиночку, которую мы держим в руках.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику осуществляем в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.

Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. С детьми старшего дошкольного возраста на фольклорно-игровых мероприятиях педагоги детского сада стараются использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Эти мероприятия часто проводятся в «Русской избе», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.

Неизменный интерес на играх-мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду в соответствии с комплексно-тематическим планированием систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как Осенние посиделки, «Колядки», «Сороки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Праздник русской берёзки » выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.

Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.

Роль фольклора в развитиии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь

Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Оксан Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народf

В связи с этим были поставлены такие задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3. Заучивать потешки.

4. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада.

5. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.

6. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

7. Воспитывать любовь к живому.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у малышей третьего года жизни возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте) .

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы решили использовать фольклор в воспитании детей.

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникации и чтение художественной литературой.

2) Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы проводим по методике Борисенко М. Г., Лукиной Н. А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует:

1. Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

2. Развитию памяти.

3. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии.

Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход в работе по развитию речи через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. И здесь наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками:

#1088;ечевой

#1080;гровой

#1080;зобразительной

4. музыкальной

#1092;изкультурной.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки – незаменимым средством пробуждения познавательной активности и самостоятельности ребёнка. В младшем дошкольном возрасте ребёнок чаще всего встречается с устным народным творчеством.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию.

Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит, колыбельные песенки успокаивают, а потешки, где есть, игровые приёмы вызывают потребности вступать в эмоциональный контакт со взрослым.

Потешки, песенки- первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его и речь, формулирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает малыша. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому и ещё не обучается с другими детьми и взрослыми. И здесь хорошо подобранная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком или вызвать у ребёнка положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку- воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить, любое имя ребёнка не изменяя её содержания.

Например:

1. Вот проснулся петушок

Встала курочка

Поднимайся мой дружок

Встань мой Димочка

2. Кто у нас хороший

Кто у нас пригожий

Сашенька хороший

Сашенька пригожий

Устное народное творчество таит в себе возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому песенки и потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малыша к действию, произнесённые на распев – успокаивают, настраивают на отдых. Воспитатель использует различные произведения в своей работе с малышами.

Например, чтобы заставить двигаться:

Встань малыш ещё разок, сделай маленький шажок, топ, топ, топ

Во время кормления:

Травка – муравка со сна поднялась, птица – синица за зерно взялась, зайка – за капусту, мышка – за корку, детки – за молоко.

Во время подготовки ко сну:

Вот и люди спят, вот и звери спят, птицы спят на веточках, лисы спят на горочках, зайцы спят на травушке, утки на муравушке, детки спят по люлечкам, спят, спят, всему миру спать велят.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Простота и мелодичность потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры: во время кормления куклы или укладывания её спать.

Очень большое значение имеет устное народное творчество для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Например:

Не плачь, не плачь – дам калач.

С помощью фольклора дети знакомятся с различными образами, явлениями общественной жизни, явлениями природы, домашними и дикими животными, временами года.

Обычно в таких произведениях малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Наши уточки с утра кря-кря-кря

Наши гуси у пруда га-га, га-га

Наши курочки в окно ко-ко, ко-ко.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение к описываемым ситуациям.

Вот потешка, которую читают чётко, весело, ритмично:

Как у нашего соседа весела была беседа

Гуси в гусли, утки в дудки, чечётки в трещотки

Чайки в балалайки, две синицы – крошки

Заиграли в ложки, играют, играют, всех потешают.

А эту нужно читать ласково, чуть протяжно:

Уж как я свою коровушку люблю

Уж как я ль-то ей крапивушку нарву

Кушай вволюшку, коровушка моя

Кушай досыта бурёнушка моя.

Сказка это особый вид устного народного творчества. Сказка – это новелла, состоящая из цепи взаимосвязанных, однотипных частей (т.е. повторение эпизодов с нарастанием напряжения и усложнения действия). По сути своей сказка – серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные герои – персонажи. Встрече ребёнка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой. Постепенное формирование у него образного художественного восприятия сюжетов, более широких по объёму и глубоких по содержанию. Работа с народным поэтическим словом для маленьких детей показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слышать и слушать. Тогда, постепенно, по законам красоты открывается перед ними притягательная сила народного слова.

Особое слово хочется сказать о возможности использования фольклора во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Вот примерный план такой работы:

1. Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия. Они включают:

а. двигательно-творческие

б. сюжетные

в. театрализованные

г. музыкально-ритмические

д. познавательные

2. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

а. утренняя и оздоровительная гимнастика после сна

б. ритмическая гимнастика в русском народном стиле

в. Физ. минутки на основе фольклора

г. русские народные подвижные игры, игры-забавы

3. Активный отдых

а. физкультурные досуги

б. спортивные и фольклорные праздники.

в. дни здоровья

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий. Детям должны быть хорошо известны физкультурные упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, танцевальные, п/и. Также с возрастными особенностями должен быть использован и фольклорный материал: потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, русские народные песни и пляски.

Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многообразии повторяемости каждого движения. Основной формой организационного обучения физическим упражнениям в д/с являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря

упражнениям с названиями «Колобок», «Петушок», «Совушка» дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его.

Говоря о фольклоре, в физкультурном воспитании, хочется сказать немножко слов и о русских народных подвижных играх. В эти игры дети начинают играть с самого младшего возраста. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению, удальству. Среди них много игр, цель которых развеселить, позабавить.

Доброжелательный смех взрослого и товарищей, участвующих в игре, действуют сильнее, чем замечание и наказание.

Текст игр, выбор водящего, сопровождающиеся считалкой, помогают детям, развивают память, внимание, обогащают словарный запас:

Аты – баты шли солдаты

Аты – баты на базар

Аты – баты, что купила

Аты – баты самовар

Обращение к народным играм способствует созданию атмосферы радости, веселье, эмоционального спокойствия и потребности ребёнка в д/с.

Итак, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияние на детей, педагог, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. А это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!»

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

Актуальность

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, мы забавляем его песенками и короткими пестушками. Их значение вызвать у ребенка радостные эмоции. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, затем сказок.

Цели и задачи

Цель проекта: Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора( потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, поставили задачи:

  • - развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
  • - развивать интерес и любовь к фольклору.
  • - воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:

  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

В книжном уголке разместили книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа( иллюстрации к потешкам)- « Наша Маша маленькая...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешки.

Хорошо известны детям потешки, я использовала в утренней гимнастике

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании культурно- гигиенических навыков .

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем потешками.

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Алене личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, и читаю потешку:

На нашу Дашеньку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.

Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также показом презентаций.

Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, я использую и «живые картинки».

Потешка «Кот на печку пошел» обыгрываем в русской избе, знакомимся с печкой. Потешка «Чикалочки едет Ваня на палочке» выбирали, ребенка он показывал, как ехал на лошадке, а куколка сидела в тележке.

Потешка «Пошел котик на торжок» изображали, как котик пошел на торжок и купил пирожок.

Используем малые формы
фольклора в разных видах деятельности:

На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет».

На изобразительной деятельности рисуем петушка приговаривая:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Игровая деятельность:

Играем с детьми в дидактические игры с прищепками, подбираем солнышку лучики, петушку хвостик, и т.д. и используем потешку:

«Солнышко, ведрышко…»

«Божья коровка…»

«Петушок-петушок…»

Подвижные игры:

Играем в разные подвижные игры.

«Солнышко и дождик»

«Заинька попляши, серенький попляши…»

Театрализованная деятельность:

Обыгрываем и песенки.

«Серенькая кошечка…»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Водичка, водичка..»

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Также в обыгрывании потешек принимали участие и родители. Дети пришли на сказочную полянку поиграть, а тут их встречают сказочные жители, мамы лесных зверей. Дети были рады сказочным жителям, они играли, пели песни. Затем дети для сказочных зверей исполнили песню. Занятие было необычным интересным, царил дух народности. Активное участие также принимали родители в выполнении домашнего задания. Ими были сняты семейные видеоролики в обыгрывании потешек со своими детьми.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Отмечается, что уровень физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения страны имеет тенденцию к снижению. Владение навыками здорового образа жизни, неотъемлемой составляющей частью которого являются занятия физической культурой, у взрослых и детей находится на чрезвычайно низком уровне. Одновременно с этим состояние здоровья подрастающего поколения не может удовлетворить современное общество, поскольку не отвечает требованиям общественного производства. На наш взгляд, помочь детям и подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях может опыт, накопленный народной культурой. В начале третьего тысячелетия снова актуальным становится обращение к народной педагогике, основным принципом которой, является гуманное отношение к личности ребенка.К проблеме возможностей народной культуры обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.Фольклор является знаковым феноменом национальной духовной культуры, имеющим глубокие исторические корни. Он обладает свойством быть и устойчивым, и изменяющимся в пространстве и во времени, сохраняет незапамятную древность и вместе с тем впитывает новые явления, обусловленные жизненными реалиями. В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.Целью данной работы (статьи) является распространение опыта использования фольклора как значимого элемента поликультурного образовательного пространства при акценте на использование фольклора в различных видах двигательной деятельности с целью повышения уровня ДА (двигательной активности) - основы ЗОЖ.Опыт работы по данному направлению имеет положительные результаты (подтвержденные диагностикой) и по форме носит характер методических и практических рекомендаций для всех педагогов осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс. Данные наработки могут существенно обогатить содержание ООП ДО в соответствии с ФГос.В процессе поиска путей модернизации образования, встает одна из актуальных проблем сохранение национальной культуры. От уровня владения личностью ценностями культуры, направленными на благо человека, зависят динамика общественного прогресса, его широкомасштабные социальные и культурные последствия. Соответственно реализовывать современные образовательные направления необходимо через культурологический подход, т. к. образование является частью культуры, которая, с одной стороны, «питается» ею, с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека.В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни и отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Народная культура рассматривается, как средство становления у подрастающего поколения здоровье сберегающего опыта.Поиски решений поставленных задач могут быть сфокусированы в содержании образовательных программ дошкольных учреждений.Анализ методической литературы обнаруживает основную проблему физического воспитания детей дошкольного возраста - процесс воспитания не рассматривался как социокультурная практика приобретения опыта сохранения своего здоровья, которая могла бы опираться на накопленный ценностный потенциал народной культуры по данному направлению.Представленный опыт нашего ДОУ по теме «Использование фольклора как эффективного средства повышения уровня двигательной активности дошкольников» раскрывает возможные пути решения указанной проблемы, проблемы регионализации образования и раскрывает возможности этнических факторов в развитии личности в целом и в развитии физической культуры ребенка в частности.На наш взгляд, современные критерии и показатели физической культуры дошкольника, должны быть представлены следующими составляющими:\- культура движения, выраженная в представлениях о движениях и их особенностях назначении, характере, направленности, о взаимосвязи и взаимозависимости между движениями человека и изменениями в жизни и в природе, о ценностях движения – красота, созидательность, результативность, в самостоятельной двигательной активности и др.;

- культура телосложения, отраженная в представлениях ребенка о строении тела человека и животного, женского и мужского, физическом идеале, взаимосвязи и взаимозависимости строения тела и возраста, видами деятельности, способах сохранения здоровья и др.; эмоционально-ценностных отношениях к состоянию своего тела и др.;

- культура здоровья, включающая представления о своем состоянии, способах сохранения здоровья, детский активный опыт сохранения здоровья в самостоятельной двигательной деятельности и др.

В последние годы в дошкольных учреждениях работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа заметно активизировалась. Приходит понимание того, что ребенок должен иметь возможность эффективно творчески само реализоваться, добиваться цели. Для этого он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку. Фольклор прежде всего помогает развивать речь; многие малые фольклорные жанры сопровождают первые сознательные движения малыша, помогая ему таким образом ассоциировать свои действия со звуковым сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. А способен ли фольклор оказывать влияние и на развитие различных сторон двигательной деятельности дошкольников? Наш опыт работы показывает, что занятия, которые проводились с использованием фольклора , благоприятно влияют на развитие и характер двигательной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.

Характеристика уровня развития ДА в современном ДОУ .Никто не будет оспаривать значение движения для здоровья детей. Здоровье дошкольников напрямую зависит от уровня развития их двигательной активности (М.А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»), который в свою очередь зависит от качества, содержания и целенаправленного характера организации ДА (двигательной активности) педагогами и родителями. Уровень ДА включает в себя не только объем (количество) движений за единицу времени в период бодрствования детей, но и качество и характер движений (не хаотичные, бессмысленные, импульсивные с агрессивной мотивацией, а осмысленные, с соразмерной возрасту нагрузкой, развивающие как основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость; дополнительные, влияющие на характер движений: ритмичность, пластичность, гибкость и т.п., так и личностные

качества. Иными словами, уровень ДА характеризуется так же, как «культура движений» и «культура тела». Многие согласятся, что сейчас мы наблюдаем излишнюю заорганизованность процесса воспитания и обучения, который нельзя пока назвать «педагогикой оздоровления» (Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления»), и как следствие - недостаточный учет возрастных особенностей детей (не столько физиологических, сколько психологических), а методы здоровье сберегающими.Поэтому основными, в соответствии с новыми ФГос, задачами для педагогов ДОУ являются: создание эмоционального природосообразного комфорта и предметно - двигательной среды, стимулирующие желание детей заниматься различными видами двигательной деятельности.Причем реализуя поставленные цели, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы двигательный опыт ребенка мог иметь потенциал для интеграции его в другие виды детской деятельность (труд, музыкально – ритмическая, театрализованная, продуктивная и др.) Дети испытывают недостаток движения. Отсюда психологическое перенапряжение, сопутствующие болезни. Почему ребята мало двигаются? Говорят, что много времени проводят перед экранами телевизоров, за компьютерными играми и т.п.Объясняют гиподинамию, как уже отмечалось выше, заорганизованностью воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, основной акцент, которого направлен на интеллектуальное развитие, познавательную деятельность детей. Кроме того, следует отметить, что природные и региональные факторы (климатические и экологические условия большинства регионов Иркутской области сокращают время пребывания детей на воздухе), не способствуют увеличению уровня двигательной активности дошкольников. Стоит так же отметить некоторую инфантильность родителей в отношении к ЗОЖ и приобщению к ЗОЖ своих детей. Однако, гуляя во дворах, на открытых площадках, дети и сами мало играют. Почему? Есть такое мнение: игры забылись. Поэтому их надо больше пропагандировать.Внесение игрового элемента в двигательную деятельность дошкольников существа дела не меняет. В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить двигательное содержание детей, соотнеся его с возрастными особенностями и возможностями дошкольников. Тем не менее, в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный подход (освоение и совершенствование техники основных видов движения и развитие физических качеств).Перед педагогами ставится задача не только найти такие средства, формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с движением, его красотой, выразительностью, пользой для жизни и здоровья, но пересмотреть и обогатить содержание самой основной образовательной программы ДОУ, чтобы эффективнее решать актуальные задачи, стоящие перед физической культурой. Основная часть .Использование разных фольклорных жанров позволило разнообразить не только процесс физического воспитания, но и организовать весь педагогический процесс с позиции укрепления и сбережения здоровья детей.Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения.В педагогической практике нашего ДОУ фольклор используется в организованных видах двигательной деятельности: В утренней гимнастике

- комплексы составленные на основе народных подвижных игр,- музыкально-ритмические комплексы в стиле народного (русского и др.) танца На физкультурных занятиях сюжетно- игровые по сюжету знакомой детям сказки - игровое (с подбором народных подвижных игр, закрепляющие и совершенствующие ОВД), - оздоровительное (сказкотерапевтические, с элементами логоритмики и арттерапии), - танцевально-ритмические (построенное на танцевальном материале и играх – хороводах, играх и упражнениях с элементами логоритмики) ;Выбор формы организации занятий тоже выступает как средство развития уровня ДА, а также развития двигательного воображения, как основы творческой, осмысленной моторики.В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний, благодаря сказке ребенок может познавать мир не только умом и сердцем, но и телом. Наиболее эффективным средством развития двигательной инициативы детей выступают подвижные игры. Мы уделяет им особое внимание. Преимущественно это сюжетные народные игры, игры – инсценировки или игры-хороводы. Другие организованные виды двигательной деятельности (физминутки на познавательных занятия, досуги, праздники, организация игровой деятельность детей и др.), также ориентированы на широкое использование двигательных инсценировок, которые не требуют предварительной подготовки, и проходят в форме двигательной импровизации.Праздник и досуг - это демонстрация и совершенствование умений и навыков детей в эмоциональной и непринужденной обстановке.Составление сценария и проведения развлечения - это проявление фантазии, творчество, импровизация и экспромт педагога; это "кулинария высшего класса на основе простых, знакомых продуктов"Этими "продуктами" (в контексте физического воспитания) может и должен стать знакомый детям двигательный, речевой, музыкальный и другой материал с использованием обширного арсенала фольклорных жанров.Комплексы корригирующей гимнастики и гимнастики после сна - для детей с нарушениями осанки и плоскостопием периодически содержат фольклорный материал. Затем опыт использования фольклора в организованной двигательной деятельности (на занятиях), был распространен на совершенствование двигательной активности детей в другие сферы двигательной деятельности дошкольников в режиме пребывания их в детском саду и дома. Потому что двигательная деятельность дошкольников не ограничивается только физкультурными занятиями, и большая её часть осуществляется не столько инструктором, сколько воспитателями и другими специалистами ДОУ. Но у педагогов возникает противоречие между желанием обогатить двигательное содержание детей (в том числе посредством фольклора) с возможностью реализовать эту потребность. Далеко не всегда у воспитателя есть время и силы искать и самостоятельно прорабатывать литературу по проблемам народного искусства и развитию ДА дошкольников.Поэтому свои методические наработки (итог экспериментальной работы) рассматри-ваем ещё и как частную попытку удовлетворения этой потребности.

Фольклор и подвижная игра в младшем дошкольном возрасте.

Современный ритм жизни и стремление к успеху требуют от человека способности быстро и эффективно реагировать в соответствии с постоянно меняющимися условиями. Именно скорость перемен в 21 веке подтолкнула специалистов при создании ФГОС ДО обратить внимание воспитателей на формирование у дошкольников таких качеств как активность, инициативность и самостоятельность. Попутно с ускоренным темпом, технологическим прогрессом и экологическими изменениями очень остро встает вопрос о здоровье и детей, и взрослых. Уже при поступлении в дошкольное учреждение некоторые дети имеют ослабленное здоровье, часто встречается неконтролируемая активность или малая подвижность детей. Но ведь именно движения в раннем возрасте являются источником полноценного физического, эмоционального и познавательного развития маленького человека. Исходя из внешних факторов и внутренней потребности детского организма, особое место в педагогическом процессе занимает развитие двигательной активности воспитанников ДОУ.

При формировании у детей устойчивого навыка физических упражнений и потребности в движении мы опираемся на особенность дошкольников эмоционального восприятия окружающего и ведущий вид деятельности – игру. В период младшего дошкольного возраста происходит переход малыша к новым отношениям со взрослым, сверстниками и окружающим миром. Ведущим видом общения в данном возрасте становится ситуативно – деловое. Возрастает потребность в общении как со взрослым, так и со сверстником, начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом совместные игры. У ребенка сохраняется высокая потребность в движении, он не способен длительное время удерживать свое внимание. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей. Поэтому в своей работе по формированию двигательной активности и физическому развитию детей младшего дошкольного возраста я обратила внимание на фольклор и подвижную игру.

С помощью фольклора взрослый легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. А интересное содержание, яркость художественного образа привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Благодаря своей ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности фольклор позволяет включить детей в активную деятельность.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Если в раннем возрасте малыш в подвижной игре подражает действиям взрослого, то в младшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от отобразительной игры к играм с правилами. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. Играпривлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей, доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослого он овладевает новыми, более сложными движениями. Изменение игровых ситуаций и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого – то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая их; пробежать между кеглями, не свалив ни одной; обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает малышу трудно выполнить какое – либо движение на глазах у всех, а в процессе игры, подражая действиям своих товарищей и увлеченный сюжетом, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная деятельность детей, так и в непосредственной образовательной деятельности. При организации подвижной игры с использованием фольклорапроводилось мной в трех направлениях: народные игры, привлечение внимания воспитанников к игре с помощью потешек, прибауток, закличек, распределение ролей считалками.

В начале я подбирала народные игры, в которых от ребенка требовалось повторять движения за воспитателем в соответствии с текстом потешки («По лесной лужайке», «Ходит Ваня…», «Лошадки» и другие, что помогает отработать правильное выполнение общеразвивающих упражнений и основных видов движений, способствует развитию уверенности, координированости, самостоятельности. Постепенно игры усложнялись появлением в них определенных правил: убежать от кошки, спрятаться под зонтик, пройти тихонечко(«Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Куры в огороде» и другие»). Затем поведение ребенка должно полностью подчиняться требованиям текстового сопровождения и координировать свои действия в соответствии с правилами: убегать только после того, как будут сказаны определенные слова, двигаться в соответствии с характером потешки («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Огуречик, огуречик…», «Васька – кот» и другие).

Для привлечения внимания детей к играм я использовала заклички, потешки, прибаутки, произносимые с разной интонацией, силой голоса, напевностью. Но наибольший эффект от словесного воздействия бывает, если потешки, заклички и прибаутки исходят от главного героя игры зайчика, кота, медведя и др. Игрушки и куклы театра би-ба-бо помогают мне сочетать словесный и наглядный прием, что усиливает воспитательное воздействие и побуждает малышей к более правильному выполнению, вызывает эмоциональное желание постараться.

С усложнением игровой деятельности дошкольников появляются правила и роли, выполнение которых является обязательным условием игр. В играх появляются ведущие и водящие. Наиболее активные и уверенные дети всегда хотят выполнять эти роли, и к концу младшего возраста для предотвращения конфликтных ситуаций я использую считалки. Веселые и заводные они побуждают ребят соответствовать имеющимся в игре правилам.

Фольклор – это то лучше, что накопилось в истории предшествующих поколений и дошедшее до нас, истинное богатство, имеющее огромную ценность в становлении личности человека. Фольклор предусматривает развитие человека с момента появления и подталкивает его развитие. Яркость, динамичность, насыщенность фольклора помогают мне в работе добиваться положительных результатов в процессе развития двигательной активности моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: ...

"Использование фольклора в развитии двигательной активности детей"

В статье говорится о том, что такое фольклор, как он влияет на нравственное воспитание детей, где и как его используют в двигательной деятельности детей....

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Спортивно- интегрированное занятие по проекту " Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста", "По страницам сказок"

Развитие у детей младшего дошкольного возраста двигательной активности, развитие личных качеств таких как выдержка, смелость, решительность, умение играть сообща....