Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе

«Знакомство с рассказом В. Драгунского

«Тайное становится явным»

 

 

Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.

Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием.

Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.

Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.


 

Ход НОД

Настрой на работу.

Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.

Чтение и анализ стихотворения.

Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

 

Что сделал Петя?

Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?

Правильно ли поступил мальчик?

Кто узнал о поступке Мальчика?

Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.

Включаю Презентацию

1 слайд Драгунский Виктор Юзефович советский писатель, прозаик, автор популярных рассказов для детей (Повторите – Виктор Драгунский)

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях.

2 слайд Драгунский с сыном

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис ( 15 декабря 1950 года), с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

- Сегодня я хочу вас познакомить с одним из произведений В. Драгунского, но перед этим давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

Послушайте произведение В. Драгунского « Тайное становится явным» и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.

Вам понравилось это произведение?

Что это рассказ, сказка или стихотворение?

Почему вы считаете, что это рассказ?

- Что Денис съел сначала на завтрак? ( Яйцо)

- Что он не хотел есть? ( Кашу)

-. Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

( Вылитый Кощей Вредный ребенок Голодный)

-. Куда пообещала сводить мама Дениску, если он съест кашу?

(В Кремль)

-Какую приправу добавил Денис в кашу, что её совсем нельзя стало есть? ( Хрен)

-. Куда Дениска выбросил кашу? ( В окно)

-На кого была вылита каша? (На прохожего)

- С какими ягодами сравнил Денис мамины глаза? ( Крыжовник)

Ребята, что такое тайна?

(Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).

Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?

- Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

«Тайное становится явным

Что можно сказать о Денискином поступке?

Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?

Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?

Динамическая пауза.

Дети выполняют танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему свету».

Составление плана рассказа.

В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). 

О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

Чем закончилась история про мальчика и его тайну?

Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не раскрылась?

-Послушайте народную пословицу «Нет той тайны, чтобы не была явна».

-Подходит ли она для этого рассказа?

Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»

Как вы понимаете эту пословицу?

Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились..

Игра «Сверток».

Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в этом свертке, вы должны его раскрыть.

Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает сверток с сюрпризом дальше по кругу.

Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.

Рефлексия:

Что мы сегодня делали?

Каким было ваше настроение?

Почему?

Что вам больше понравилось?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия в подготовительной группе

«Знакомство с рассказом В. Драгунского

«Тайное становится явным»

Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

• Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.

• Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием.

• Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.

• Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

• Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Ход НОД

Настрой на работу.

– Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.

Чтение и анализ стихотворения.

– Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

– Что сделал Петя?

– Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?

– Правильно ли поступил мальчик?

– Кто узнал о поступке Мальчика?

– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

– С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.

Включаю Презентацию

1 слайд Драгунский Виктор Юзефович советский писатель, прозаик, автор популярных рассказов для детей (Повторите – Виктор Драгунский)

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях.

2 слайд Драгунский с сыном

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис ( 15 декабря 1950 года), с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

- Сегодня я хочу вас познакомить с одним из произведений В. Драгунского, но перед этим давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

– Послушайте произведение В. Драгунского « Тайное становится явным» и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.

– Вам понравилось это произведение?

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы считаете, что это рассказ?

- Что Денис съел сначала на завтрак?   ( Яйцо)

- Что он не хотел есть?   ( Кашу)

-. Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?

            ( Вылитый Кощей     Вредный ребенок      Голодный)

-. Куда пообещала сводить мама Дениску, если он съест кашу?

                        (В Кремль)

-Какую приправу добавил Денис в кашу, что её совсем нельзя стало есть?                                                                                                                                                                 ( Хрен)

-. Куда Дениска выбросил кашу?      (   В окно)

-На кого была вылита каша?    (На прохожего)

- С какими ягодами сравнил Денис мамины глаза?    ( Крыжовник)

– Ребята, что такое тайна?

(Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).

– Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?

- Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

«Тайное становится явным

– Что можно сказать о Денискином поступке?

– Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

– Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?

– Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?

Динамическая пауза.

Дети выполняют танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему свету».

Составление плана рассказа.

– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

– Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). 

– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

– Чем закончилась история про мальчика и его тайну?

– Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не раскрылась?

-Послушайте народную пословицу «Нет той тайны, чтобы не была явна».

-Подходит ли она для этого рассказа?

– Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»

– Как вы понимаете эту пословицу?

Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились..

Игра «Сверток».

– Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в этом свертке, вы должны его раскрыть.

Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает сверток с сюрпризом дальше по кругу.

– Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.

Рефлексия:

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....

Беседа о честности и правдивости на примере рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Цель: дать детям понятия о честности и правдивости.Задачи:-формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;-развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих ...

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Конспект часа интересных дел в подготовительной группе в виде игровой ситуации «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».Тема: «Знакомство с расска...

Конспект занятия в подготовительной группе Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка»

Цель   -- Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг посредством     знакомства с произведением Н.Носова «Заплатка» Задачи - Познакомить дет...

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Удивительные тайны здоровья»

Развитие познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»....