Педагогические условия формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе

 

Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования. Для того что чтобы решить все задачи, которые педагоги ставят перед собой, существует множество форм работы с книгой в детском саду и в семье.

Г.И. Щукина выделяет следующие условия, соблюдение которых, по мнению исследователя, способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса:

-максимально полное использование активной мыслительной деятельности ребенка. Основой для развития познавательного интереса является организация ситуации решения познавательных задач, стимулирования активного поиска, догадок, размышления, когда происходит активизация мыслительного напряжения при столкновении различных позиций, в которых ребенку необходимо разобраться самостоятельно и самостоятельно же принять определенную точку зрения;

-организация процессов развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне, который бы соответствовал уровню актуального развития ребенка;

-создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, учебного процесса. Благожелательная атмосфера учения способствует появлению у детей желания быть умнее, активнее, догадливее. Стремление двигаться вперед, отталкиваясь от уже достигнутого, позволяет ребенку утвердиться в чувстве собственного достоинства, приносит глубокое удовлетворение при условии успешной деятельности, хорошее настроение, позволяющее работать продуктивнее;

-создание атмосферы благоприятного общения на уровнях «ребенок - воспитатель», «ребенок - родители и близкие», «ребенок - коллектив». При этом необходимо учитывать некоторые индивидуальные особенности самого ребенка. Например, формы переживания успеха и неудач, эмоциональные и интеллектуальные возможности ребенка, наличие других сильных интересов. Каждая из сторон отношений может повлиять на заинтересованность ребенка процессом познания, как в положительно, так и отрицательно.

Максимально полное использование активной мыслительной деятельности ребенка, организация процессов развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне, который бы соответствовал уровню актуального развития ребенка, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, учебного процесса может решаться через образовательные ситуации, которые являются основной формой организации педагогического процесса детского сада. Образовательные ситуации могут быть разного вида, но при ознакомлении с книгой, с художественной литературой чаще используется технология, разработанная К.Д. Ушинским. Она предполагает предварительную подготовку ребёнка к восприятию литературного текста, его смысла, непосредственно само чтение художественного произведения и последующую беседу, призванную помочь более глубоко осмыслить его содержание.

Многие педагоги выделяют три обязательных этапа в образовательной ситуации, построенной «с опорой на природосообразную технологию продуктивного чтения». Прежде всего это рассматривание книги с детьми с целью вызвать у детей желание прочитать книгу, обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему. Именно с этим этапом связано эмоциональное отношение к книге, любопытство, которые лягут в основу интереса.

Следующим этапом будет чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включать читательское воображение), задача которых – помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослых.

Завершающим этапом будет работа с текстом после чтения (беседа-обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного, использование дидактических игр, современного интерактивного оборудования.

Чтение способствует созданию у дошкольника образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение и тем самым воспитать интерес к книге. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, выдерживать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка.

При слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на ребёнка, а их взаимодействие, так как источник действия исходит и от взрослого, и от ребёнка. Это позволяет превратить слушание из «неполноценной», временной (пока ребёнок не умеет читать сам) в полноценную деятельность, субъектом которой он является.

К методическим приёмам литературного слушания отнесём следующее:

-прогнозирование содержания по заголовку, обложке; проверка предположений после первичного чтения взрослого;

-первичное чтение с остановками, в которых происходит прогнозирование развития событий, поведения героев;

-коллективное воссоздание прочитанного: педагог начинает фразу (отрывок), а ребёнок её заканчивает;

-«Ловушка»: взрослый читает с фактическими ошибками, дети реагируют на них (жестом, хлопком) и исправляют;

-реконструирование и конструирование заголовка;

-игра «Да-нет». У детей карточки двух цветов. Педагог говорит какое-то утверждение, связанное с содержанием текста, а дети показывают соответствующую карточку: «да», если утверждение верное, «нет» если неверное.

-игра «Поставь по порядку»: к тексту прилагается набор сюжетных картинок, которые дети расставляют по порядку (в паре, в группе); затем по этому картинному плану можно пересказать прослушанный текст.

Важным педагогическим условием формирования читательских интересов будет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович. О.Н. Сомковой и др. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Разработано несколько критериев:

-идейная направленность детской книги. В книге должна быть четко выражена позиция автора;

-высокое художественное мастерство, литературная ценность;

-доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Огромное влияние на формирование читательских интересов у детей дошкольного возраста оказывает развивающая предметно-пространственная среда: литературный центр или уголок книги в детском саду.  Важной составляющей художественно-речевой среды является и домашняя библиотека ребёнка.

         Основными требованиями к организации работы литературного центра являются:

-динамичность содержания (регулярное обновление содержания центра: внесение новых и вновь прочитанных книг, книг из домашних библиотек детей, размещение в центре альбомов и папок с иллюстрациями к произведениям к произведениям, а в старших группах иллюстрации разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению и т.д.);

-коммуникативный подход к работе с книгой, ознакомление с книжной культурой и детской литературой (совместное со сверстниками и взрослыми рассматривание книг, обсуждение содержания произведений, иллюстраций и т.д.);

-разнообразие форм организации деятельности детей (не только чтение, рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, но и починка книг, их классификация, оформление книжных выставок и т.д.);

-гармоничное сочетание совместной со взрослым самостоятельной деятельности детей.

Интересной для современных дошкольников является организованная проектная деятельность. При правильной организации она действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению, способствует воспитанию читателя. Культурно-образовательный проект, инициируемый сотрудниками дошкольной образовательной организации и реализуемый как детьми, так и их родителями, является одним из педагогических инструментов стимулирования семейного чтения, а, следовательно, обогащения и развития читательской культуры дошкольников. Они могут разного вида. Особенностью культурно-образовательного проекта является то, что источником информации служат самые разнообразные тексты культуры, доступные для детского исследования. Организация детского исследования осуществляется в условиях открытого образовательного пространства, что предполагает использование педагогического потенциала различных социокультурных институтов. Без походов в библиотеку, музей, книжный магазин, театр, концертный зал не обходится ни один культурно -образовательный проект.

Ещё одним эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к книге могут быть тематические дни, тематические недели. В рамках тематической недели всё учреждение работает над одной темой, которая раскрывается в каждой возрастной группе через разнообразные виды и формы организации деятельности детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей. Планирование тематических недель осуществляется командой педагогов и предполагает:

-сбор информационного материала по теме;

-определение цели, образовательных задач творческой недели и содержания работы на каждый день;

-составление перечня возможных видов и форм организации деятельности детей как в учреждении, так и за его пределами;

-определение форм взаимодействия детей разного возраста между собой, а также способов участия родителей и социальных партнеров в неделе.

Работа с родителями как участниками образовательного процесса является важнейшим педагогическим условием формирования читательских интересов у дошкольников. Заинтересованность родителей, понимание проблемы, компетентность в данном вопросе даст положительные результаты. Педагогам необходимо проводить просветительскую работу, консультационную работу по проблеме формирования читательских интересов у детей. Как показывает практика, вмешательство со стороны библиотеки в формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста пока минимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлением деятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Библиотеки семейного чтения, осознав значимость работы с данной группой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми, используют различные формы и методы работы, хотя о системе взаимодействия с семьями детей этого возраста говорить пока сложно. Педагоги, литературоведы считают негативным фактором в формировании читателя-ребенка утрату традиций семейного чтения. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. Большое значение имеет состав домашней библиотеки, отражающий вкус и интересы родителей. Детская книга в семье, по мнению педагогов, индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании детей.

Таким образом, педагогические условия, знание и понимание всеми участниками образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей детей, активность ребенка в различных видах деятельности будут способствовать формированию читательских интересов у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: Педагогические условия формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Герасимова Виктория Валерьевна .

Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования. Для того что чтобы решить все задачи, которые педагоги ставят перед собой, существует множество форм работы с книгой в детском саду и в семье.

Г.И. Щукина выделяет следующие условия, соблюдение которых, по мнению исследователя, способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса:

-максимально полное использование активной мыслительной деятельности ребенка. Основой для развития познавательного интереса является организация ситуации решения познавательных задач, стимулирования активного поиска, догадок, размышления, когда происходит активизация мыслительного напряжения при столкновении различных позиций, в которых ребенку необходимо разобраться самостоятельно и самостоятельно же принять определенную точку зрения;

-организация процессов развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне, который бы соответствовал уровню актуального развития ребенка;

-создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, учебного процесса. Благожелательная атмосфера учения способствует появлению у детей желания быть умнее, активнее, догадливее. Стремление двигаться вперед, отталкиваясь от уже достигнутого, позволяет ребенку утвердиться в чувстве собственного достоинства, приносит глубокое удовлетворение при условии успешной деятельности, хорошее настроение, позволяющее работать продуктивнее;

-создание атмосферы благоприятного общения на уровнях «ребенок - воспитатель», «ребенок - родители и близкие», «ребенок - коллектив». При этом необходимо учитывать некоторые индивидуальные особенности самого ребенка. Например, формы переживания успеха и неудач, эмоциональные и интеллектуальные возможности ребенка, наличие других сильных интересов. Каждая из сторон отношений может повлиять на заинтересованность ребенка процессом познания, как в положительно, так и отрицательно.

Максимально полное использование активной мыслительной деятельности ребенка, организация процессов развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне, который бы соответствовал уровню актуального развития ребенка, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, учебного процесса может решаться через образовательные ситуации, которые являются основной формой организации педагогического процесса детского сада. Образовательные ситуации могут быть разного вида, но при ознакомлении с книгой, с художественной литературой чаще используется технология, разработанная К.Д. Ушинским. Она предполагает предварительную подготовку ребёнка к восприятию литературного текста, его смысла, непосредственно само чтение художественного произведения и последующую беседу, призванную помочь более глубоко осмыслить его содержание.

Многие педагоги выделяют три обязательных этапа в образовательной ситуации, построенной «с опорой на природосообразную технологию продуктивного чтения». Прежде всего это рассматривание книги с детьми с целью вызвать у детей желание прочитать книгу, обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему. Именно с этим этапом связано эмоциональное отношение к книге, любопытство, которые лягут в основу интереса.

Следующим этапом будет чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включать читательское воображение), задача которых – помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослых.

Завершающим этапом будет работа с текстом после чтения (беседа-обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного, использование дидактических игр, современного интерактивного оборудования.

Чтение способствует созданию у дошкольника образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение и тем самым воспитать интерес к книге. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, выдерживать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка.

При слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на ребёнка, а их взаимодействие, так как источник действия исходит и от взрослого, и от ребёнка. Это позволяет превратить слушание из «неполноценной», временной (пока ребёнок не умеет читать сам) в полноценную деятельность, субъектом которой он является.

К методическим приёмам литературного слушания отнесём следующее:

-прогнозирование содержания по заголовку, обложке; проверка предположений после первичного чтения взрослого;

-первичное чтение с остановками, в которых происходит прогнозирование развития событий, поведения героев;

-коллективное воссоздание прочитанного: педагог начинает фразу (отрывок), а ребёнок её заканчивает;

-«Ловушка»: взрослый читает с фактическими ошибками, дети реагируют на них (жестом, хлопком) и исправляют;

-реконструирование и конструирование заголовка;

-игра «Да-нет». У детей карточки двух цветов. Педагог говорит какое-то утверждение, связанное с содержанием текста, а дети показывают соответствующую карточку: «да», если утверждение верное, «нет» если неверное.

-игра «Поставь по порядку»: к тексту прилагается набор сюжетных картинок, которые дети расставляют по порядку (в паре, в группе); затем по этому картинному плану можно пересказать прослушанный текст.

Важным педагогическим условием формирования читательских интересов будет отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович. О.Н. Сомковой и др. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Разработано несколько критериев:

-идейная направленность детской книги. В книге должна быть четко выражена позиция автора;

-высокое художественное мастерство, литературная ценность;

-доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Огромное влияние на формирование читательских интересов у детей дошкольного возраста оказывает развивающая предметно-пространственная среда: литературный центр или уголок книги в детском саду. Важной составляющей художественно-речевой среды является и домашняя библиотека ребёнка.

Основными требованиями к организации работы литературного центра являются:

-динамичность содержания (регулярное обновление содержания центра: внесение новых и вновь прочитанных книг, книг из домашних библиотек детей, размещение в центре альбомов и папок с иллюстрациями к произведениям к произведениям, а в старших группах иллюстрации разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению и т.д.);

-коммуникативный подход к работе с книгой, ознакомление с книжной культурой и детской литературой (совместное со сверстниками и взрослыми рассматривание книг, обсуждение содержания произведений, иллюстраций и т.д.);

-разнообразие форм организации деятельности детей (не только чтение, рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, но и починка книг, их классификация, оформление книжных выставок и т.д.);

-гармоничное сочетание совместной со взрослым самостоятельной деятельности детей.

Интересной для современных дошкольников является организованная проектная деятельность. При правильной организации она действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению, способствует воспитанию читателя. Культурно-образовательный проект, инициируемый сотрудниками дошкольной образовательной организации и реализуемый как детьми, так и их родителями, является одним из педагогических инструментов стимулирования семейного чтения, а, следовательно, обогащения и развития читательской культуры дошкольников. Они могут разного вида. Особенностью культурно-образовательного проекта является то, что источником информации служат самые разнообразные тексты культуры, доступные для детского исследования. Организация детского исследования осуществляется в условиях открытого образовательного пространства, что предполагает использование педагогического потенциала различных социокультурных институтов. Без походов в библиотеку, музей, книжный магазин, театр, концертный зал не обходится ни один культурно -образовательный проект.

Ещё одним эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к книге могут быть тематические дни, тематические недели. В рамках тематической недели всё учреждение работает над одной темой, которая раскрывается в каждой возрастной группе через разнообразные виды и формы организации деятельности детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей. Планирование тематических недель осуществляется командой педагогов и предполагает:

-сбор информационного материала по теме;

-определение цели, образовательных задач творческой недели и содержания работы на каждый день;

-составление перечня возможных видов и форм организации деятельности детей как в учреждении, так и за его пределами;

-определение форм взаимодействия детей разного возраста между собой, а также способов участия родителей и социальных партнеров в неделе.

Работа с родителями как участниками образовательного процесса является важнейшим педагогическим условием формирования читательских интересов у дошкольников. Заинтересованность родителей, понимание проблемы, компетентность в данном вопросе даст положительные результаты. Педагогам необходимо проводить просветительскую работу, консультационную работу по проблеме формирования читательских интересов у детей. Как показывает практика, вмешательство со стороны библиотеки в формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста пока минимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлением деятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Библиотеки семейного чтения, осознав значимость работы с данной группой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми, используют различные формы и методы работы, хотя о системе взаимодействия с семьями детей этого возраста говорить пока сложно. Педагоги, литературоведы считают негативным фактором в формировании читателя-ребенка утрату традиций семейного чтения. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. Большое значение имеет состав домашней библиотеки, отражающий вкус и интересы родителей. Детская книга в семье, по мнению педагогов, индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании детей.

Таким образом, педагогические условия, знание и понимание всеми участниками образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей детей, активность ребенка в различных видах деятельности будут способствовать формированию читательских интересов у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста,  а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...

Формирование читательских интересов у детей дошкольного возраста

Проблема развития читательского интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогической наукой аргументирована значимость теоретической разработки данной проблемы и реа...

Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"

Презентация  для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...