Консультация для педагогов. «LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация по художественной литературе

Мусина Азалия Азатовна

«Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так и совершенствует свою речь, учась мыслить»

Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения.

Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Поэтому для развития речи детей я использую различные метода, приемы, технологии–беседы, рассказы, наблюдения, рассматривание, мнемотехника и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_konstruirovanie.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»

«Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так и совершенствует свою речь, учась мыслить»

Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения.

Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Поэтому для развития речи детей я использую различные метода, приемы, технологии–беседы, рассказы, наблюдения, рассматривание, мнемотехника и др.

Все перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи дошкольников, но не всегда бывают эффективными. Поэтому постоянно находясь в творческом поиске современных нетрадиционных методов и технологий развития речи, я выбрала тему «Игра в LEGO и развитие речи ребенка».

Начиная работу по вышеуказанной теме, я изучила теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO–технологии, познакомилась с трудами отечественных и зарубежных ученых и педагогов. Изучение содержание речевого развития необходимо для осознания того, как эта проблема формируется учеными дидактами и разработчиками методик развития речи.

Внимание к проблеме развития речи можно найти в труде чешского педагога- гуманиста Я.А. Коменского, который предлагал в качестве средства развития речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

К.Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке. «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», утверждал К.Д. Ушинский. По словам В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на

кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и эффективно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией «GROUP LEGO DACTA». Методика обучения LEGO–игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология–одна из самых известных и распространѐнных педагогических систем, широко использующая трѐхмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития ребѐнка.

LEGO–это игровой феномен от латинского слова LEGO–собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор «LEGO». Отличительной чертой от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству ДЕТИ всей планеты. Необходимость использования LEGO конструирования в развитии речи детей дошкольного возраста неоспорима.

Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из LEGOдеталей–является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

LEGO конструирование все прочнее входит в нашу жизнь и жизнь ребенка. LEGO–это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Актуальность LEGO– конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального и речевого развития дошкольников. Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
  • Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника–игры, то LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Игра–важнейший спутник детства. Игра дает детям обретение уверенности в себе.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Каждое занятие, превращается в увлекательную игру (путешествие), в течение которой дети получают новые знания и умения. Каждая игра имеет свой сюжет, развитие которого осуществляют сами дети, тем самым развивают фантазию, воображение и реализуют свои творческие замыслы. Используя LEGO в образовательной деятельности, провожу речевые дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления, предлагаю детям выложить схемы из кирпичиков конструктора LEGO: «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики», «Вырастить дерево». Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делая его более ярким динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение, мелкую моторику и конечно речь ребенка, коммуникативные навыки.

Переход к интегрированным формам обучения детей обусловливает необходимость разработки инновационных подходов к обучению с учѐтом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребѐнка.

Для решения одной из сложнейших задач педагога сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием для детей, помог конструктор LEGO

«Построй свою историю» специально разработанный для развития языковых навыков. Он является практическим средством, способствующей совместной работе воспитанников при создании и пересказе истории с использованием кирпичиков LEGO.

Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей рассказать свои истории. Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Таким образом, мной была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путѐм использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. научить детей применять LEGO–конструктор в игровой деятельности;
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  3. способствовать конструктивно–игровую деятельность у детей дошкольного возраста;
  4. развивать коммуникативных способностей посредством конструкторской деятельности.

Конструктор LEGO я использую практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности, в кружковой работе.

Работа по включению конструктора LEGO в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором LEGO. Дети любят заниматься конструктором в свободной деятельности. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора LEGO и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.

В совместной деятельности в группе предлагала детям выполнить задания по LEGO конструированию. Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

Конструктивную деятельность строю согласно комплексно-тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».

Работа по лексическим темам с применением LEGO–конструирования даѐт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях мы с детьми рассматривали картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки. В процессе наблюдений стараюсь задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета–гласные звуки, синего–согласные твердые, зеленые–согласные мягкие. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие и длинные слова).

Игры с LEGO способствуют развитию не только лексикона ребѐнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением LEGO–технологий делает образовательный процесс более результативным. В результате системной и углубленной работы с конструктором LEGO у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволила сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысила их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

Таким образом, LEGO -технология является перспективным направлением в развития речи   детей.        Помогает оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,. Становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

Семинар  «Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

«Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Консультация для воспитателей: «Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:«Использование мнемотехники при развитии связной речи у детейдошкольного возраста»Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение вобщей си...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники» (консультация для родителей)

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»Цель: ознакомление родителей с образовательной технологией мнемо...

Консультация для родителей: "Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...