конспект НОД "Кукла из глубины веков"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Копосова Елена Викторовна

 Занятие с использованием малых фольклорных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnost1.docx63.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

             «Кукла из глубины веков»

 (подготовительная группа)

                                                            Подготовила Копосова Елена Викторовна

                                                           Воспитатель МБДОУ д/сад «Черёмушки»

        с.Смоленское        

                                           2012г.        

             «Кукла из глубины веков»

Программное содержание 

1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
2. Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.
3. Учить  умению скатывать ткань, умению наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
5. Развивать  мелкую моторику.
6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
7. Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка.
8. Воспитывать любовь к Родине и её предкам.

Предварительная работа: 

1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег», «Лекарственные растения».
2. Чтение книги И.Рюминой «Куклы наших бабушек».
3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Оборудование: 
1. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые.
2. Ткань белая квадратной формы20х20, прямоугольной формы 30х75.
3. Цветные лоскутки для украшения изделий.
4. Ножницы.

                         

Этапы и методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент

2. Ход  НОД

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

   

3. Итог НОД

- Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо): «Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости – посетить мою выставку кукол».
А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает?

- Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол


Дети с воспитателем идут в изостудию. В дверях их встречает Кукла-живая рука.

-Здравствуйте, дети! Я кукла-живая рука. Я умею здороваться, хороших детей я могу пожалеть, непослушных – поругать.

- А теперь приглашаю вас посетить мою выставку кукол. Давайте рассмотрим с вами какие тут есть куклы. (Показывает куклу из соломы ) Какая это кукла?

-А эта из чего?

- Какие еще бывают куклы?

- Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные, посмотрите, какие куклы сделали своими руками воспитателей и родителей!
Все эти куклы современные, а вы, я слышала, изучали историю возникновения кукол, и даже сами учились их делать. Расскажите, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?

-А что такое ОБЕРЕГ?

- А из чего еще делали кукол в Древней Руси?

-А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал

-Дети, а что вы знаете про куклу – стригушку?

-А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?

- На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем.

- Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а показать как делают самые простые куклы – обереги вы можете?

- Дети, давайте вспомним из чего мы с вами делали кукол.

- А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики

-Молодцы, дети. Я хочу подарить вам вот этих кукол. Они бумажные, а костюмы для них вы придумаете, нарисуете и вырежете сами! До свидания, до скорой встречи!!

- Хотим!!!!.

- Соломенная, потому что сделана из соломы.

- Из дерева – она деревянная.

- Пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.

(показывают куклу из золы)
- Самые первые куклы делались из золы.
-Брали золу из очага и смешивали ее с водой.
- Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку.
-Такую куклу называли Баба – женское божество.
-Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке.

- Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

-Из дерева, но такими куклами тоже не играли. Женщина давала куклу мужу, когда тот уходил на войну или в дальнюю дорогу. Она охраняла его и напоминала о доме.

-Такую куклу делала из травы мать, работая в поле, что бы ребенку было чем играть.

-Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту…



У Маланьи у старушки
(хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей.
(показать семь пальцев)
Все без бровей,
(очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами,
(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой,
(очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой.
(показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели
(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели,
(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так…
(ребенок показывает любое движение).

 - Из шерстяных ниток, из ниток ириса, из ткани…

-Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о труде:

-Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

-Кто не работает, тот не ест.

-Делу время, потехе- час.

 По окончании работы дети рассказывают о своих куклах.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе "Кукла из глубины веков"

Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов....

Проект «Чудо из глубины веков»

Проект знакомит с историей детской колыбели....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»

Способ организации детей : подгруппа девочек из 11 человек.          Предварительная работа с детьми1.     Чтение русской народной сказ...

Куклы из глубины веков

Кукла из глубины веков в жизни современных детейКто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус. нар. мудрость)Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее при...

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание. Из глубины веков."

Русская народная педагогика - уникальная. Система воспитания детей, выработанная многими поколениями наших предков. Обратили ли вы внимание, уважаемые коллеги, что в последнее время мы все чаще обраща...

мероприятие по проекту "Добро из глубины веков"

Проект "Добро из глубины веков". Развлечение для детей второй младшей группы....

Проект "Добро из глубины веков"

Данный долгоссрочный проект направлен на воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, играм....