Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме

Бригеда Светлана Викторовна

Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_vyazaniya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Социальный приют для детей и подростков»

Отделение социальной реабилитации

Рабочая программа

Кружка «Волшебная ниточка»

(младший школьный возраст)

Составитель:

Бригеда С.В.

Воспитатель

II категории

Ленинск-Кузнецкий

2010

Содержание

Пояснительная записка………………………………...........................................3

Тематический план………………………………………………………………...9

Содержание программы……………………………………………………..…...11  Список литературы……………………………………………………………….14

Пояснительная записка

Дезадаптивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. В силу сложного характера поведенческих нарушений, их преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий, одной из которых является  социально-трудовая реабилитация.

В процессе включения дезадаптированных детей в социально-трудовую реабилитационную деятельность актуализируются их социально-педагогические и реабилитационные возможности.

Социально-трудовая реабилитация является важным средством интеллектуального развития несовершеннолетнего, ибо с его помощью воспитанник может практическим образом постигать важные связи, зависимости, отношения, которые затем «откладываются» в мыслительной деятельности. Ум ребенка очень часто  находится на кончиках его пальцев. Эта старая педагогическая истина необычайно важна для процесса социально-трудовой реабилитации детей.

Социально-трудовая реабилитация – это мощный фактор развития детской солидарности-тех важных для полноценной социальной адаптации воспитанников отношений взаимной помощи и поддержки, кооперации и сотрудничества. Также как и игра, труд хорошо помогает совместному укреплению детской воли, освобождению воспитанников от своенравия и капризов.

Трудовая деятельность детей и подростков выступает важным средством нравственного развития. Общественно значимый созидательный труд помогает воспитанникам поверить в себя, обрести чувство собственного достоинства, повысить самооценку и самоуважение, требовательность к себе.

Самое важное качество социальной - реабилитации: определение подростком профессиональной направленности, а значит и своих жизненных перспектив.

Дети и подростки, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно – прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

 Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят, связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

С уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию  творчества, фантазии, трудолюбия.

Немаловажен тот факт, что занятия вязанием позволяют организовать досуг воспитанников в системе, интересно и с пользой для себя и окружающих.

Настоящая рабочая программа описывает курс подготовки по ручному труду детей младшего школьного возраста и  разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.

Целью данной программы является: формирование у детей умений и навыков вязания; развитие их творческих способностей; создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Образовательные:

- развивать стремление к углублению знаний, интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

- развивать индивидуальные способности  воспитанников;

- научить выполнять основные приемы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, желание изготовить собственными руками подарок, сюрприз, добросовестность, честность);

- формировать чувство самоконтроля;

- воспитывать умение довести начатое дело до конца;

- воспитывать экономичное отношение к используемым материалам.

        Коррекционные:

        - развивать активный словарь;

- учить активно выражать мысли;

- развивать психические процессы;

- развивать мелкую моторику;

К основным педагогическим принципам обучения относятся:

-комплексное решение задач обучения и воспитания;

-последовательность и непрерывность педагогического процесса;

        - наглядности методической продукции;

        -использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

        Данная программа предполагает линейную систему обучения, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала и развития самостоятельной деятельности воспитанников.

Методы и приемы обучения

Методы

Приемы

Наглядный

Наглядно-зрительный, предметная наглядность, наглядно-слуховые.

Словесный

Описание, объяснение, беседы, ответы на вопросы.

Информационно-рецептивный

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников.

Практический

Упражнения, практические задания.

Репродуктивный

Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

Исследовательский

Самостоятельное придумывание узоров

Соревновательный

Нахождение неординарных решений для достижения цели (выполнять быстрее других).

Стимулирующий

Поощрение, соревнование, одобрение, выставки.

Ожидаемые результаты

Формирование:

- социальной мобильности воспитанников и адаптации к меняющимся условиям;

- способности к саморазвитию и определению своих жизненных перспектив:

-жизненно-важных качеств личности  воспитанников: организованность, самостоятельность, прилежность, ответственность, аккуратность, добросовестность;

         - положительного отношения к труду;

         - уважения к результатам своего и чужого труда, через совместный труд с взрослыми и сверстниками;

         - способности к волевому напряжению, анализу ошибок и неудач.

Овладение навыками самообслуживающего труда. Приобретение общетрудовых навыков, а так же знаний и  умений  в работе с крючком и нитью.

        Участие детей в труде содействует преодолению их отставания в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии, стимулирует их познавательную и творческую активность. В процессе трудовой деятельности пополняется багаж знаний и словарный запас.

        Уменьшение «зажатости»,  тревожности. Снятие напряжения в процессе труда.

        Занятия по вязанию позволяют успешно решать важнейшую задачу развития моторики мелких мышц рук.

В конце изучения курса «Волшебная ниточка» воспитанники должны:

знать

уметь

Правила техники безопасности

на занятиях

Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

Инструменты и материалы

Правильно пользоваться вязальными крючками, спицами, иголками, различать соответствующие номера крючков и ниток.

Основные приемы вязания крючком,

технику вязания

Четко выполнять основные приемы

убавление и прибавление петель.

Основные способы вывязывания петель

начальная петля, воздушная петля, петля для подъема, полупетля, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с несколькими накидами, пышный столбик, пико, вытянутая петля;

Условные обозначения,

понятие «Раппорт»

Знать условные обозначения различных петель;

Свободно пользоваться схемами из журналов и альбомов

Основы цветоведения

Уметь различать нитки по цвету, оттенку; уметь сочетать различные оттенки цветов

Способы вязания по кругу

Вязать по кругу и по спирали.

Виды ручных трикотажных швов, их применение

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

Последовательность изготовления изделий

Вязать прихватки, салфетки, следки, рукавички.

В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности.

                                   

Содержание прграммы

        Обучение включает в себя два модуля:

        I модуль – базовый.

Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Технология освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.

II модуль – проектная деятельность.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей воспитанников, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.). Проектная деятельность.

Тематический план программы  рассчитан на 2 месяца (18 занятий). Проводятся 2 занятия в неделю.

Учебно-тематический план

                                 I модуль (базовый)

№п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Декоративное вязание крючком.

1 8                            

4.5

13.5

1.

Вводное.

1

1

-

2.

Цветоведение.

1

0.5

0.5

3.

Основные приемы вязания крючком: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель.

2

-

2

4.

Поясок для кукол.

1

-

1

5.

Выложи цветок из цепочки.

1

-

1

6.

Основные приемы вязания крючком: петля для подъема,   столбик без накида, понятие «ряд», «высота ряда».

2

-

2

7.

 Вязание квадратной формы: прихватка для кухни.

2

-

2

8.

Вязание по кругу:

изготовление лягушки.

2

-

2

9.

Чтение схем.

2

1

1

10.

Вязание по схемам салфеток.

2

-

2

11.

Итоговое занятие.

2

2

-

II модуль (проектная деятельность)

Перечень  примерных  мини – проектов:

  • Картина из цепочек.
  • Панно.
  • Салфетка.
  • Покрывало на кровать.
  • Наволочка  для  диванной  подушки.

Структура занятий

Тема 1. Вводное занятие

Теоретическая часть. Первое занятие в кружке «Волшебная ниточка» является вводным. Дети знакомятся с организацией рабочего места, материалами для работы, техникой безопасности, с основными историческими сведениями о вязании, различными образцами изделий.

Практическая часть. Гимнастика для глаз и рук.

Материал. Образцы связанных крючком изделий. Журналы. Альбомы. Крючки, нитки.

Тема 2. Цветоведение

Теоретическая часть. Цветной мир вокруг нас. Основные характеристики цвета. Зависимость выбора цвета от характера и темперамента человека. Влияние различных тонов на психологическое состояние человека.

Практическая часть. Составление цветовой палитры из ниток.

Материал. Нитки, цветовой круг.

Тема 3. Основные приемы вязания крючком

Теоретическая часть.  Дать представление об основные приемах вязания: начальная петля, воздушные петли, цепочка из воздушных петель. Практическая часть. В этом разделе занятий отрабатывается положение рук  и нити во время работы. Освоение приемов вязания крючком.

Материал. Крючки, нити.

Тема 4. Поясок для кукол.

Практическая часть. Вязание цепочек из воздушных петель.  Добиваться, чтобы петли получались одинаковой длины. Вязание цепочки разных цветов. В конце урока вместе с педагогом сплетают их в косичку-поясок.

Материал. Нитки, крючки, готовый поясок.

Тема 5. Выложи цветок из цепочки.

Практическая часть. Выполнение воздушных петель, вязание ровной, красивой цепочки с петельками одинаковой длины. Развитие интереса к вязанию, фантазии.

Материал. Крючок, нитки, бумага (половина альбомного листа), клей ПВА, кисточка, ножницы, карандаш, подставка для кисточки. Образец цветка.

Тема 6. Основные приемы вязания крючком      

Практическая часть. Техника вязания столбика без накида. Закрепить понятия «ряд», «высота ряда». Показать на квадрате, связанном столбиками без накида, ряды: первый ряд, второй ряд (10 рядов).

Материал. Нитки, крючок.

Тема 7. Вязание квадратной формы: прихватка для кухни.

Практическая часть. Закрепить вязание столбиков без накида. Выполнение квадратного полотна с ровными краями размером 18 х 18 см. Закрепить понятие «ряд», высота ряда. Обвязывание квадрата нитками другого цвета двумя рядами столбиков без накида, выполнение петельки из 12 воздушных петель. Прихватка готова.

Материал. Нитки, крючки, линейка, образец прихватки.

Тема 8. Вязание по кругу: изготовление лягушки.

Практическая часть.  Вязание столбиков без накида по кругу. Полустолбик Соединение рядов полустолбиком. Прибавление петель в вязании по кругу.

Прибавка петель в круговом вязании нужна для равномерного расширения круга. Выполняют прибавление петель вывязыванием 2 столбиков в одну и ту же петлю основания.

Материал. Крючки, нитки.

Тема 9. Чтение схем.

Теоретическая часть.  Знакомство со схемами изображения петель и столбиков, а так же условными обозначениями. Знакомство со столбиком с двумя (3,4) накидами, пышным столбиком и их схематическим изображением.

Практическая часть. Упражнение в вязании по простым схемам и по устной инструкции.

Материал. Журналы со схемами моделей. Нитки, крючок.

Тема 10. Вязание по схемам салфеток.

Теоретическая часть. Чтение и анализ схем салфеток из журналов «Валя. Валентина». Выбор схемы для вязания. Дать понятие «ажурное вязание».

Практическая часть.  Вязание салфеток по выбранным схемам. Закрепление основных приемов вязания крючком. Оформление салфеток (крахмаление, накалывание, сушка).

Материал. Журналы со схемама вязания салфеток. Крючки, нитки. Крахмал, вода. Иголки, ткань.

11. Итоговое занятие.

Теоретическая часть. Проведение диагностики полученных ЗУН на занятии кружка в игровой форме, форме теста и кроссворда.

Практическая часть. Проведение выставки готовых изделий. Лучшие работы принимают участие в городских и межгородских выставках.

Список литературы


1.     Балашова, М. Я., Семенова Ю.П. Фантазия в узорах: Дорожки и                  салфетки [Текст]: методическое пособие / М. Я. Балашова.-М.: ОДО Хэлтон, 2003.-18 с.

2. Гирич, В.П. 1000 узоров вязания крючком [Текст]: энциклопедия вязания крючком / В.П.Гирич.-Волгоград - М.: Словакия, 2003.-288 с.

 3.Гурбина, Е.А. Технология [Текст]: поурочные планы по разделу «Вязание» / Е.А.Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 200 с.

4. Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком [Текст]: практическое пособие для педагогов дополнительного образования / Т.И. Еремёнко. – М., 2006.-200 с.

5.Ерзенкова Н.В. Вязание для детей [Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Ерзенкова. - Мн.: Современное слово, 2003. – 228 с.

6. Жадько, Е.Г. Приятные пустячки [Текст]: учебное пособие  / Е.Г. Жадько. - Ростов- на- Дону, 2004.-209 с.

7. Журналы "Валя. Валентина".

8.Ильина, Т.В. Игрушка - не игрушка [Текст]: методическое пособие / Т.В. Ильина. - М.: Искусство, 2005.-72 с.

9.Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ 


10. Калашникова, А.С. Основные техники от А до [Текст]: энциклопедические данные / А.С. Калашникова. - М.: Мир книги, 2007. - 246 с.

12. Карпова, О.С. Полезные мелочи для дома [Текст]: справочное пособие / О.С. Карпова. - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2007. - 132 с.

13. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования [Текст]:  учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.М. Конышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.


16.  Максимова, М. В. Азбука вязания [Текст]: научно-популярная литература / М.В. Максимова. - М.: Алтай, 2006. - 215 с.

17. Метелягин, А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры [Текст] / А.С. Метелягин. – Псков, 1995. - 70 с.
  
19. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

20.Терешкович, Т.А. Школа вязания крючком [Текст]: методическое пособие /Т.А. Терешкович. - Мн.: ОДО "Хэлтон", 2008. - 176 с.

21.Фомичева, Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком [Текст]: книга для учащихся / Э.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
23. Ханашевич, Д. Р. Учитесь вязать крючком [Текст]: методическое пособие / Д. Р. Ханашевич. - М.: Детская литература, 2008.- 94 с.

Худенко, Е.Д.,  Кальянов, И.В., Социально-трудовая реабилитация детей и подростков как условие их социального включения в жизнь [Текст]:  Программа внедрения новых технологий в систему работы специалистов специализированных учреждений. / Е.Д.Худенко. -М., 2008. – 115 с.
24. Шашкова, В.Ф. Ниточка к ниточке [Текст]: /В.Ф. Шашкова // Начальная школа. - 2005.- № 5. – С. 60-61.

25.Шевченко, Н. С.  Волшебный крючок [Текст]: учебное  пособие для начинающих вязальщиц /Н.С. Шевченко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 128 с.

                                                                 

  Приложение 1.

Инструктаж по технике безопасности.

Работа с крючком требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.

1. Общие требования к безопасности.

1.1. Воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режим труда и отдыха.

1.2. При работе  возможно воздействие на воспитанников следующих опасных факторов:

- укол пальцев рук иголками и булавками, при работе без наперстка;

- травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами.

1.3. В помещении для работы с нитками должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.4. Воспитанники должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В помещении должны быть огнетушители.

1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая  обязан немедленно сообщить педагогу, который сообщает об этом администрации учреждения.

1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.7. Воспитанники, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекается к ответственности, со всеми  воспитанниками проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы:

          2.1.  Проверить отсутствие ржавых иголок, булавок, спиц, крючков.

          2.2.  Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

3. Требования безопасности во время работы:

3.1. Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

3.2.  Храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечки, пенале и пр.), не оставляйте их на рабочем месте;

3.3. Будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

3.4. Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

3.5. Свет на работу должен падать с левой стороны;

3.6. Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы  должно быть 25-30 см.;

3.7. Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, передавайте ножницы колечками вперед, с  сомкнутыми лезвиями.

3.8.  Знайте количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятий проверяйте их наличие;

3.9.  Не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их,  иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду.

4. Требование безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требование безопасности по окончании работы.

5.1. Проверить наличие инструментов и привести в порядок рабочее место.

5.2. Провести влажную уборку помещения и проветрить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Рабочая программа кружка«Волшебная ниточка»

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смыс...