Рабочая программа кружка«Волшебная ниточка»
рабочая программа (подготовительная группа)

Ковтун Татьяна Владимировна

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290, E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

      ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ:                                                                          

        Педагогическим советом                                                         Заведующий

      МБДОУ «Беллыкский детский сад»                                      МБДОУ «Беллыкский детский сад»

                                                                                                           _____________________О.А.Углева             

 Протокол № ___        

     

          Рабочая программа кружка«Волшебная ниточка»

C:\Users\Администратор\Saved Games\Desktop\шаблоны на кружок\gotovoe-izdelie.jpg

                                                              Руководитель кружка: Ковтун Т.В.

Беллык 2019

Оглавление

Пояснительная записка.        3

Цель и задачи программы:        4

Календарно-тематическое  планирование кружка «Волшебная ниточка» по ниткографии с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).        8

Программное обеспечение.        15

                                             

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

В настоящее        время        используется        большое        количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.

Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.                                                                                                        

  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.

Цель и задачи программы:

    Цель.     Создание условий для развития творческих способностей     дошкольников, их эстетического развития.

    Задачи.

  • Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;

  • Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок из пряжи;

  •   Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;

  • Развивать  чувство  формы  и  цвета,  мелкую  моторику  рук,

       глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать     словарный запас;

  • Формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к результатам своей деятельности;

  • Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.

Принципы:

  • Наглядность.
  • Сознательность и активность.
  • Доступность.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Систематичность и последовательность.
  • Вариативный подход.

Расписание работы кружка.

Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю с группой детей в количестве 7 человек.

Занятие продолжительностью 30 минут.

Среда:  16.00 – 16.30

Список детей:

Бывшева Рита

Мартынова Катя

Вунш Доминика

Подрядчикова Аня

Корепанов Марик

Красикова Варя

Малашевская Виолетта

     Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.

Условия реализации программы:

     Обоснование выбора технологии.

     Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А. В. Никитиной (издательство «Каро», СПб. 2010) .

      Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.

     Техника «Рисование верёвочкой» способствует:

новому использованию верёвочки в играх и в активном творчестве;

обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;

развитию пространственного воображения, мелкой моторики;

воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитию дизайнерских способностей; свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.

     Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

совершенствовать зрительное восприятие детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

формировать плавность, ритмичность и точность движений;

  подготавливать руку ребенка к письму.

2.Организационный раздел

Данная программа разработана для детей старшего  дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)

Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов.

Этапы работы:

  1. Подготовительный

-

  • Освоить прием выполнения рисунка нарезанными  нитками на картоне.

  • Освоить прием выполнения рисунка нитками на картоне.

  • Освоить прием выкладывания  нитки по горизонтали.

  • Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.

  • Освоить прием выкладывания нитки по кругу.

  • Освоить прием выкладывать нитки по спирали.

  • Научиться работать на ограниченном пространстве.

  1. Основной

  • Научиться выбирать нитки нужного цвета.

  • Научиться отрезать нить нужного размера.

  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

  • Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.

  • Научиться доводить дело до конца.

  1. Итоговый

  • Самостоятельно решать творческие задачи.

  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Характеристика ожидаемых результатов.

Должны иметь представление:

  • Что такое ниткография;
  • Историю возникновения ниткографии;
  • Основные приемы работы: Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;

Должны уметь:

  • подбирать нити нужного цвета;
  • пользоваться ножницами;
  • применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
  • анализировать образец, анализировать свою работу;
  • составлять композицию на листе бумаги;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок. Должны овладеть навыками:

     Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.

      Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 7 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

     В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

     Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.

     Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.

     Программа «Ниткография»  предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Материал используемый на занятиях:

  • нитки шерстянные разного цвета
  • нитки акриловые

- нитки разные (мулине, ирис)

  • лист картона  с    изображением рисунка
  • клей ПВА
  • ножницы
  • клеенка
  • кисть
  • салфетка

 Календарно-тематическое  планирование кружка «Волшебная ниточка» по ниткографии с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

       

№ ДНОД

                                       Тема  ДОНД   

Кол-во

занятий

     

                                               Октябрь

      1

«Воздушные шары»

     

      1

      2

«Арбуз и апельсин»

      2

      3

«Баклажан и морковь»

      2

                                               Ноябрь

      1

«Светофор»

      1                                                                                                                             

      2

«Осенний лес»

      2 

           

      3

 «Ветка рябины»

                                               

      1    

           

     

                                               Декабрь

       

      1

«Пингвин»

        1

      2

     

«Белка»

        1

       

      3

«Зимний пейзаж»

        1

                                                  Январь

       1

 «Зимний пейзаж»

     

                                                                                                                                                 

       2     

       2

«Снежинка»

        1

       3

«Медвежонок»

        1

     

                                                Февраль

         

 

       1

«Рыбка»

        1

       2

«Лебедь»

        

        2

       3

«Жираф»

        1

       

                                                Март

           

           

       1

«Цветы для мамочки»

        2

       2

       

«Мимоза»

        2

       

                                                Апрель

      1

 «Петушок»

        2

      2

     

     

 «Тюльпаны»

        2

       

       

                                                Май

      1

     

«Цветы на полянке»

         2

         

      3

 «Веселая радуга»

         1

      4

 «Бабочка»

         1

                          Содержание образовательной программы

                         

                           Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Предварительная работа

           Цели

        Материал

Октябрь

«Воздушные шары»

Чтение стихотворения о воздушном шарике.

Продолжать учить детей наклеивать нить по спирали. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.

Нити разного цвета, лист картона с изображением шаров, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Арбуз и апельсин»

Беседа о фруктах и ягодах, загадки о фруктах, рассматривание цветных иллюстраций  и муляжей фруктов.

Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного фрукта; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.  контур фрукта смазать клеем и выложить нитью , внутреннее пространство смазать клеем и заполнить резаной нитью.

Нити черного, зеленого, красного, желтого, розового, темно-зеленого, оранжевого цветов, лист картона с изображением арбуза и апельсина, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Баклажан и морковь»

Беседа об овощах, загадки о овощах, рассматривание цветных иллюстраций и муляжей овощей.

 Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.  контур овощей смазать клеем и выложить нитью , внутреннее пространство смазать клеем и заполнить резаной нитью.

Нити темно-зеленого, черного, оранжевого, светло-зеленого, фиолето-вого и сиреневого цветов, лист картона с изображением овощей, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

   Ноябрь                                

«Светофор»

Беседа с детьми о правилах дорожного движения; Развлечение по ПДД. Чтение стихотворения про светофор.

Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей  подбирать необходимые цвета нитей для работы. Наклеивать нить по спирали. Научить детей нарезать нити нужной длины, выкладывать их по контуру, заполняя пространство добиваться выразительнос-ти работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость.

Нити желтого, зеленого, красного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Осенний лес»

Рассмотреть картины осеннего леса, чтение стихотворений о красоте осенней природы.

Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу хорошо промазывая клеем.

Нити желтого, оранжевого, красного, голубого, коричневого, зеленого цвета, лист картона с изображе-нием осеннего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Ветка рябины»

Рассматривание картинок, фотографий с веткой рябины.

Научить детей нарезать нити нужной длины,  заполняя ими пространство добиваться выразительнос-ти работы.

Нити оранжевого, красного, коричневого, зеленого цветов, шаблон ветки рябины, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

Декабрь

«Пингвин»

Рассматривание картинок про пингвинов, беседа о их среде обитания.

Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения пингвина. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Нити белого, красного, черного цвета, шаблон с изображением пингвина, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Белка»

Чтение стихотворений о белках, беседа о белке.

Загадки о белки.

Учить детей нарезать нити нужной длины, выклады-вать их по контуру, заполнять резаной нитью пространство,  добиваться выразительности работы.

Нити белого, черного,  оранжевого цвета, лист картона с изображением белки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Зимний пейзаж»

Рассмотреть с детьми картинки о зиме, беседа о зимних явлениях. Закреплять приметы зимы, зимние месяцы

Создавать выразительные образы. Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткогра-фии» в соответствии с предложенным содержанием. Развивать чувство композиции.

Нити белого, голубого, коричневого  цветов, лист картона с изображением зимнего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

                                                  Январь

 «Зимний пейзаж»

                                                                                                                                                   

Создавать выразительные образы. Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткогра-фии» в соответствии с предложенным содержанием. Развивать чувство композиции.

Нити белого, голубого, коричневого  цветов, лист картона с изображением зимнего пейзажа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Снежинка»

Рассмотреть шаблоны снежинок

 Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками.

Нити голубого цвета, лист картона с изображением снежинки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Медвежонок»

Рассматривание игрушки медвежонка.  Чтение стихотворения

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Нити белого, коричневого, серого, черного, оранжевого  цвета, лист картона с изображением медвежонка, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

                                            Февраль

«Рыбка»

Рассматривание картинок, загадки о рыбках.

Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.

Нити разного цвета, лист картона с изображением рыбки, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Лебедь»

        

Чтение  загадки о лебеде, рассматривание картинок о лебедях.

Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Нити белого, красного, черного и голубого цвета, лист картона с изображением лебедя, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Жираф»

Беседа о животных жарких стран, рассматривание картинок с изображением жирафов.

Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.

Нити светло коричневого  и темно коричневого, черного цвета, лист картона с изображением жирафа, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

                                                Март

«Цветы для мамочки»

Рассмотреть картинки по теме.

Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Нити разного цвета, лист картона с изображением цветов, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Мимоза»

Рассматривание картинки цветов мимоза

Воспитывать любовь к красоте  природы. Вызвать интерес к созданию образа мимозы; развивать творческое воображение, фантазию.

Нити желтого, зеленого цвета, лист картона с изображе-нием мимозы, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

                                                Апрель

«Петушок»

Беседа, загадки о домашних птицах.

Закреплять умение выкладывать нить по контуру, учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем. Продолжать воспитывать аккуратность при наклеивании деталей.

Нити желтого, красного, коричне-вого цвета, лист картона с изображе-нием петушка, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Тюльпаны»

Беседа о цветах.

Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем.

Нити желтого, красного, розового, зеленого  цвета, лист картона с изображением тюльтанов, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

                                                Май

«Цветы на полянке»

Рассматривание первых цветов

Воспитывать любовь к красоте родной природы. Вызвать интерес к созданию образа цветов разными способами ниткографии; развивать творческое воображение, фантазию.

Нити разных цветов, лист картона с изображением, клей ПВА, ножницы,  клеенка, кисть, салфетка.

«Веселая радуга»

Чтение стихотворения, загадки о радуге, рассматривания картинок.

Совершенствовать умение подбирать нитки для работы и выкладывать их по контуру;  Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы,  клеенка, кисть, салфетка.

 «Бабочка»

Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Загадки о насекомых. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Закрепить умение выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Учить детей работать сообща.

 

Нити разных цветов, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы,  клеенка, кисть, салфетка.

Программное обеспечение.

1.О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.

2. Бекетова Г.П. Ниткография для детей. – Ростов н/Д, 2016. – 159 с.

3. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»

Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность....