Тезисы "Развитие словарного запаса у детей раннего возраста посредством конструктивной деятельности"
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Чебыкина Анастасия Александровна

Развитие словарного запаса у детей  раннего  возраста посредством конструктивной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon madou_tsrr_tezisy_chebykina_a.a.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чебыкина Анастасия Александровна,

воспитатель МАДОУ  ЦРР - детский сад,

городской округ Красноуфимск

Развитие словарного запаса у детей  раннего  возраста посредством конструктивной деятельности

От уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребенка и его будущая успешность. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников дошкольных учреждений должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказы на определенную тему. Решение этих задач невозможно без расширения словарного запаса.

Проблеме формирования словарного запаса посвящены работы Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Н.П. Савельевой и др. Нет такого явления, подчеркивают авторы, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.

Когда у ребенка развитие речи отстает, необходимо активизировать этот процесс: больше рассказывать, побуждать его пользоваться новыми словами, учить построению фраз. Однако делать это следует осторожно, не напрягая  нервную систему ребенка непосильными требованиями.

В своей работе я активно использую разнообразные формы работы направленные на развитие речи детей. Одной из таких интересных форм работы является конструктивная деятельность, способствующая развитию словаря детей. Конструктивная деятельность способствует:

-опредмечиванию словаря;

-активизации и обогащению словаря;

-развитию связной речи;

-развитию познавательной активности детей;

-развитию зрительно-пространственной ориентации;

- повышению мотивации;

-снижению нагрузки у детей.

Конструирование  - это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование схоже с изобразительной деятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность, дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры.  Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Сначала конструирование полностью слито с игрой, затем постепенно игра становится побудителем к конструированию. 

Заниматься конструированием мы начинаем в раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем детям без исключения. По примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.,  в этом возрасте конструктивная деятельность реализуется в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками.    

 В процессе  работы мной замечено, что дети не только создают реальные объекты,  моделируются структурные и функциональные признаки, но и выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности и деятельности других детей вызывает эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию-обыгрыванию, в результате чего активизируется и пополняется словарный запас.

Дети еще плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, назначении конструкции, построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл, все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. С помощью конструирования в активный словарь легко вводить слова, обозначающие материал, форму, цвет, качества и действия предметов.

В  повседневной жизни использую разнообразные задания и игровые упражнения на развитие словарного запаса, например: игра «Назови ласково»- использую  конструктор «Лего». Предлагаю построить городок для персонажей из конструктора. Так как фигурки мелкие, поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети используют уменьшительно-ласкательные формы существительных (домик, машинка, человечек, столик и др.)

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.

Именно  ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прогулка в весенний парк" Формирование познавательной компетентности воспитанников посредством конструктивной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."Прогулка в весенний парк" Предлагаемый материал направлен на  формирование представлений де...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

План по самообразованию «Развитие детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности» На период 2015-2018 гг.

Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности».Задачи:-изучить учебную, сп...