«Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

В данном проекте рассматривается применение лэпбука как средства в дошкольных образовательных учреждениях. В качестве тем для их создания были определены промыслы родного края, так как формирование данных представлений актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации данного проекта необходимо проводить работу в двух направлениях: исследовательская деятельность детей под руководством педагога об истории, особенностях и технологии создания изделий промыслов родного края, практическое изготовление и дальнейшее использование в свободной детской деятельности лэпбуков на данную тему. 

В проекте представлены рекомендуемые методы, формы и средства осуществления работы с детьми и родителями по созданию лэпбуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы проекта: Башлачёва Татьяна Павловна, Краснова Надежда Николаевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», 3 курс, Педагогический институт, факультет педагогики и психологии.

Научный руководитель: Савинова Светлана Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Описание проекта

Название проекта: «Лэпбук как средство обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края».

Обоснование актуальности проекта:

Лэпбук является новым средством организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и их самостоятельности. Он отвечает требованиям ФГОС ДО пространственной предметно-развивающей среде. Использование педагогами в работе лэпбуков решает ряд задач современного образования. Лэпбук – это средство, помогающее закрепить полученные на занятиях представления, а также исследование, которое может продолжаться бесконечно долго при взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Не являются исключением представления, касающиеся промыслов родного края.

В комплексных программах дошкольного образовательного учреждения, одним из значимых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является эмоциональная отзывчивость дошкольника на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства, а также сформированные элементарные представления о видах искусства. Использование технологии «лэпбук» позволит всесторонне рассмотреть промыслы родного края, провести исследовательскую деятельность данной темы и творчески представить полученную информацию.

Разработанный проект, при условии отбора актуальных тем и совершенствовании содержания работы, может быть использован педагогами разных регионов страны. В данной работе рассматривается применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста на примере Вятского края.  

Цели и задачи проекта:

Цель: расширять представления детей старшего дошкольного возраста о промыслах родного края в процессе создания и использования в свободной деятельности лэпбуков.  

Задачи:

1.        Образовательные: формировать представления детей об истории, особенностях, технологиях создания изделий промыслов родного края.

2.        Развивающие: развивать умение систематизировать и представлять информацию  в процессе создания лэпбуков в подгруппе; активизировать в речи детей слова, касающиеся темы лэпбука и технологии его изготовления.

3.        Воспитательные: вызывать желание детей взаимодействовать в группе сверстников в процессе создания лэпбука; вызывать познавательный интерес к промыслам родного края, их истории и созданию.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми авторами методами:

Для проведения работы в рамках данного проекта педагог совместно с детьми определяет перечень народных промыслов, которые они будут в дальнейшем исследовать. Выбор будет осуществляться на основании некоторых принципов:

  • Принадлежность промыслов к территориальному расположению ДОУ.
  • Ориентация на актуальный уровень представлений детей по определенным темам.
  • Личная заинтересованность детей в конкретной теме.
  • Соответствие программным требованиям.

В таблице (приложение А) приведен примерный перечень промыслов, которые могут быть выбраны участниками для исследования. Были определены 3 группы промыслов: игрушки, предметы быта, аксессуары и одежда. В дальнейшем классифицированы на основании материала, из которого изготавливаются изделия.

На примере Вятского края были выбраны следующие народные промыслы: дымковская игрушка, Вятская матрешка, кукарское кружево, берестяной и капокорешковый промысел.

Для реализации данного проекта необходимо проводить работу в двух направлениях: исследовательская деятельность детей под руководством педагога об истории, особенностях и технологии создания изделий промыслов родного края, практическое изготовление и дальнейшее использование в свободной детской деятельности лэпбуков на данную тему.  Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Для его оформления необходима эффективная предварительная работа по обогащению представлений о промыслах родного края, для организации которой педагогу следует использовать следующие методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод: беседы об истории, особенностях и изготовлении изделия, чтение художественной литературы о промыслах родного края, рассматривание образцов изделий народных промыслов, их иллюстраций и репродукций картин, экскурсии в музеях, просмотр видеофильмов по данной теме; беседы о технологии «лэпбук», консультации для родителей о возможностях применения лэпбуков с детьми; полный или частичный показ способов действий, рассматривание элементов или готовых образцов лэпбуков.
  2. Репродуктивный метод: инструкции по выполнению работы, объяснение способов действий, моделирование (создание предварительных макетов будущих лэпбуков), выполнение практических действий по созданию лэпбука, создание информационных буклетов для родителей.
  3. Частично-поисковый метод: метод проблемных ситуаций при выборе конкретной темы лэпбука.
  4. Исследовательский метод: изучение и анализ литературы по теме лэпбука, метод сбора, обработки и систематизации данных.

План реализации проекта:

Данный план работы является универсальным для педагогов разных регионов страны, который они могут изменять с учетом выбранных ими совместно с детьми тем, касающихся промыслов родного края.

Этап проекта

Участники

Цель этапа

Содержание этапа

1.Концептуальный

Педагоги

Теоретическое обоснование идеи проекта.

Формулировка идеи проекта;

постановка цели и задач проекта;

вовлечение дошкольников и родителей в решение проблемы.

2.Подготовительный

Педагоги

Выбор оптимальных форм, методов и средств работы.

Создание плана работы;

обсуждение с родителями предполагаемых вариантов участия в проекте.

Дети

Включение в процесс участия в проекте.

Беседа о возможных вариантах работы с информацией и ее представлении;

формулировка детской цели проекта;

обсуждение с родителями возможностей совместного участия в проекте.

Родители

Определение собственной роли в проекте.

Обсуждение предполагаемых вариантов участия в проекте;

распределение возможных обязанностей при участии в проекте.

3.Основной

Часть 1. Теоретическое изучение промыслов родного края

Педагоги

Организация работы по формированию представлений детей о промыслах родного края.

Организация НОД и проведение игр с детьми по теме проекта;

организация экскурсии в музей;

изучение и анализ литературы по теме лэпбука;

создание проблемных ситуаций для детей при выборе конкретной темы лэпбука.

Дети

Обогащение представлений о теме будущего лэпбука.

НОД: «Что такое промысел?», «История промысла», «Отличительные особенности изделий»;

беседы об истории, особенностях и изготовлении изделия;

чтение художественной литературы о промыслах родного края;

участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) на тему народных промыслов;

посещение экскурсий в музеях;

рассматривание образцов изделий народных промыслов, их иллюстраций и репродукций картин;

просмотр видеофильмов о промыслах родного края;

помощь в отборе материалов для лэпбука.

Организация экскурсии в музей «Дымковская игрушка» и музей «Вятские народные художественные промыслы»  г.Киров

НОД: «Что такое промысел?»

«История Дымковской игрушки», «Мы красавицы матрешки», «Что такое береста и как ее используют?», «Каповое мастерство», «Вятское кружево».

Игры «Найди наряд для дымковской «Барышни»», «Найди сестричку по одинаковой одежде», просмотр видеофильма «Изделия из бересты».

Приложение Б,В,Г.

Родители

Участие в подготовке к созданию лэпбука.

Помощь педагогу в организации посещения экскурсий, поиске информации для лэпбука, средств и материалов для его создания.

Часть 2. Практическое изготовление лэпбуков.

Педагоги

Проведение работы по знакомству детей с новой технологией и последующему созданию лэпбуков,  а также информирование родителей о технологии «лэпбук».

Определение конкретных тем лэпбуков и их распределение для подгрупп детей;

беседа с родителями о возможностях создания лэпбуков на тему родного края;

создание информационных буклетов для родителей о способах создания лэпбуков дома и их применении в свободной деятельности детей дошкольного возраста;

проведение НОД о технологии «лэпбук»;

создание с детьми лэпбуков на тему промыслов родного края;

помощь в создании элементов для основы лэпбука.

Дети

Знакомство и использование технологии «лэпбук».

НОД: «Лэпбук. Что это?»

«Какие бывают лэпбуки?»

«Чем наполним наш лэпбук?»

«Оформляем лэпбук»

«Придумываем презентацию лэпбука»;

рассматривание элементов или готовых образцов лэпбуков;

рисование макетов для будущего лэпбука;

выбор оптимального варианта представления информации в лэпбуке;

выполнение практических действий по созданию лэпбука.

Родители

Получение информации о лэпбуке, помощь педагогу в реализации технологии с детьми.

Участие в беседах и консультациях о современной технологии;

создание заготовки-основы для лэпбука.

4.Итоговый

Педагоги

Представление результатов проекта и подведение итогов.

Организация презентаций лэпбуков;

похвала детей, благодарности родителям;

поиск возможностей дальнейшего использования лэпбуков в свободной деятельности детьми;

усовершенствование предметно-пространственной среды в группе;

продумывание перспективы проекта.

Дети

Презентация готовых лэпбуков, использование их в повседневной жизни (в процессе НОД, самостоятельной деятельности детей).

Организация выставки лэпбуков по теме «Промыслы родного края»;

участие в представлении лэпбуков.

Родители

Подведение итогов участия в проекте.

Участие в качестве зрителей на представлениях лэпбуков;

обсуждение возможных вариантов развития проекта.

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории:

Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта:

Авторы проекта являются участниками от зарождения идеи проекта до его реализации. Функции руководителя и исполнителя проекта выполняют в равной степени.

Критерии оценки эффективности проекта:

Данными показателями могут выступать:

  • количество лэпбуков, созданных в процессе проекта (минимум 5),
  • количество участников, привлеченных к работе в каждом образовательном учреждении (примерно 25 детей, 2 воспитателя, 10-12 родителей),
  • количество учреждений, решивших использовать данный проект в своей деятельности (20% от количества ДОУ в регионе),
  • число публикаций по данной теме (минимум 5 в течение года).

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития
и тиражирования проекта, долгосрочный эффект:

Дети

Родители

Педагоги

Сформированы представления детей об истории, особенностях, технологиях создания изделий промыслов родного края;

Развиты умения систематизировать и представлять информацию в процессе создания лэпбуков в подгруппе;

Активизированы в речи детей слова, касающиеся темы лэпбука и технологии его изготовления;

Увеличено желание детей взаимодействовать в группе сверстников в процессе создания лэпбука; познавательный интерес к промыслам родного края, их истории и созданию;

Создано не менее 5 лэпбуков;

Способны самостоятельно использовать в свободной деятельности изготовленные лэпбуки.

Получены знания о возможностях создания лэпбуков на тему родного края;

Изучены сведения, представленные в информационных буклетах;

Привлечено больше половины родителей к участию в создании лэпбуков;

Способны применять технологию «лэпбук» дома.

Повышен уровень профессионального

мастерства педагогов в области применения лэпбуков с детьми дошкольного возраста;

Обновлена предметно-пространственная среда

группы;

Опубликованы несколько статей по данной теме.

Ресурсное обеспечение проекта:

Научно-методическое:

  • разработка дидактических и методических материалов по теме лэпбука;
  • создание информационно-методических рекомендаций для родителей;
  • разработка содержания методических консультаций для родителей;
  • оснащение педагогов методическими пособиями по теме лэпбука и рекомендациями по использованию лэпбука в работе с детьми.

Кадровое:

  • педагоги ДОУ;
  • работники музеев;
  • дети старшего дошкольного возраста;
  • родители группы.

Информационное:

  • развитие сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами (музеи);
  • совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи, педагогическое просвещение.

Материально-техническое:

  • приобретение материалов для создания лэпбуков;
  • наличие в ДОУ: компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, МФК; книг и пособий о промыслах родного края, образцов изделий.

Финансовое:

  • смета расходов ДОУ.

Порядок контроля и оценки результатов проекта:

Оценивать эффективность и результаты проекта могут:

  • заведующий ДОУ или методист, присутствующие на занятиях, презентации лэпбуков;
  • родители, которые имеют возможность, как и присутствовать на занятиях, так и узнавать о работе через воспитателя и детей, оказывать непосредственную помощь в организации проекта;
  • педагоги как организаторы проекта на основе методик самоанализа.


Приложение

Приложение А

Материал

Группа промыслов

Игрушки

Предметы быта

Аксессуары и одежда

Береста

Шемогодская резная береста

Берестяное барокко

Верхнеуфтюжская роспись бересты

Владимирская роспись по дереву

Уфтюжская роспись

Глина

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

Абашевская глиняная игрушка

Скопинский гончарный промысел

Каргопольская глиняная игрушка

Ковровская глиняная игрушка

Романовская игрушка

Добровская игрушка

Жбанниковская глиняная игрушка

Измалковская игрушка

Кожлянская игрушка

Новинская деревянная игрушка

Плешковская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка

Хлудневская игрушка

Чернышенская глиняная игрушка

Петровская игрушка

Тульская городская игрушка

Сапожковская игрушка

Новоторжская игрушка

Карачунская игрушка

Московская традиционная глиняная игрушка

Скопинский гончарный промысел

Вятский гончарный промысел

Текстиль

Воронежское ткачество

Елецкая вышивка

Ивановская вышивка

Кадомский вениз

Калужская вышивка

Карельская вышивка

Киришское кружево

Крестецкая строчка

Мордовская вышивка

Мценское кружево

Орловский спис

Рязанская народная вышивка

Сибирские ковры

Павлово-посадские

платки

Вологодское кружево

Вятские кружева

Елецкие кружева

Оренбургский пуховый платок

Михайловское кружево

Белёвское кружево

Воронежское ткачество

Городецкая золотная вышивка

Елецкая вышивка

Ивановская вышивка

Кадомский вениз

Калужская вышивка

Киришское кружево

Мордовская вышивка

Мценское кружево

Орловский спис

Рязанская народная вышивка

Торжокское золотное шитьё

Камень

Борнуковское камнерезное дело

Уральский малахит

Уральский малахит

Калининградский янтарь

Дерево

Семёновская матрешка

Богородская игрушка

Архангельская «птица счастья»

Мазыкская игрушка

Полхов-Майданская матрешка

Сергиево-посадская матрёшка

Вятская матрешка

Сергиевская маховая резьба

Северная игрушка

Абрамцево-кудринская резьба

Городецкая резьба

Липецкие узоры по дереву

Мезенская роспись по дереву

Полхов-Майданская роспись

Ракульская роспись

Городецкая роспись

Капокорешковый промысел

Металл

Тульский самовар

Каслинское литье

Жостовские подносы

Тагильский поднос

Уральские колокола

Казаковская филигрань

Бронницкий ювелир

Казаковская филигрань

Красносельский ювелирный промысел

Керамика

Растяпинская забава

Скопинская керамика

Балхарская керамика

Вологодская керамика

Кунгурская керамика

Псковская керамика

Семикаракорская керамика

Скопинская керамика

Тарусская керамика


Приложение Б

«Дидактическая игра

«Народные промыслы Вятского края»»

Конспект игры «Народные промыслы Вятского края»

Возраст: 6–7 лет

Цель: выявить уровень знаний детей о народных промыслах Вятского края.

Задачи:

  1. Обучающий аспект:

Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Вятского края.

Упражнять детей в узнавании и назывании видов народного декоративно-прикладного искусства Вятского края.

Упражнять детей в определении характерных особенностей народных промыслов Вятского края.

  1. Развивающий аспект:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

  1. Воспитательный аспект:

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Наглядный материал: игровое поле. На игровом поле находится 20 карточек. В 1 уровне (зеленый) – 5 карточек, с изображением народных промыслов, во 2 уровне (желтом) – 10 карточек, в 3 уровне (красном) -5 карточек с заданиями.

Игровая задача: выиграть, для чего необходимо набрать как можно больше фишек, правильно выполнив задания.

Игровые правила: в игре участвуют 3 человека. Каждый участник по очереди выбирает карточку с номером. При этом объясняется, что чем выше уровень, тем сложнее будут задания. Затем участник слушает вопрос и дает устный ответ. За каждый правильный ответ дается количество фишек в зависимости от уровня. Как только будет озвучен ответ на вопрос, право вытягивать карточку передается следующему участнику игры. Затем в конце игры подсчитывается количество фишек у каждого участника. И вручаются медали «Лучший знаток народных промыслов Вятского края», «За активное участие». Если по итогам игры у нескольких участников равное количество фишек, всем им вручаются одинаковые медали «Лучший знаток народных промыслов Вятского края».

№ п/п

Структурный компонент игры

Реализуемая цель игры (порядковый номер)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть (название мотивов, игровой задачи, знакомство с игровыми правилами и игровыми действиями)

2

3

В групповой комнате стоит стол, вокруг него  стулья. На столе находится игровое поле. Дети играют в групповой комнате в различные игры. Педагог включает музыку, обращает внимание на себя.

-«Добрый день дорогие ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Отправитесь со мной?

А в какое путешествие, вы узнаете, когда отгадаете загадки. Поэтому быстренько садимся на стульчики и слушаем внимательно».

-«Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?»

(переворачиваю карточку) – «верно, это дымковская игрушка. Слушаем следующую загадку».

-«Эта белая кора

Пригодится нам всегда.

Для ремесел непроста

Людям служит…»

-(переворачиваю карточку) – «верно, ребята»

-«Это промысел, который славится  своими изделиями из удивительного  материала нароста на дереве».

(переворачиваю карточку)

-«верно. Молодцы».

-«Пляшут весело коклюшки, смотришь кругом голова!

И бегут, бегут с подушки, как затейливые стружки,

Белой стёжкой…»

(переворачиваю карточку) – «Верно, это кружева».

-«Слушаем внимательно следующую загадку».

-«Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую».

(переворачиваю карточку)

-«верно, ребята Молодцы».

-«Итак, ребята, давайте назовем еще раз, все слова, которые мы отгадали.

Чем же они являются?»

-«Да, правильно. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к народным промыслам. И посмотрим, кто же из вас больше знает о них? Ну что проверим?

-«Ребята, перед вами игровое поле. Оно состоит из ячеек. Ячейки в верхней строчке мы отгадали, там находятся промыслы. А следующие ячейки на поле не простые, в них находятся карточки с заданиями.

У дымковской игрушки 1 столбик, поэтому каждая  карточка, которая находится под этой картинкой (1,2,3,4) с заданием о дымковской игрушке. (показываю). 

У берестяного промысла 2 столбик, поэтому какие карточки к нему относятся?

У промысла капокорня 3 столбик. Давайте покажем, какие карточки к нему относятся?

У кружевоплетения 4 столбик.

И у матрешки 5 столбик. (показываю)

Ребята, вы заметили, что карточки не одинакового цвета?

Они разного цвета, потому что обозначают разные уровни. В первой строчке карточки зеленого цвета - это 1 уровень, во второй и третьей желтого - это 2 уровень, а в четвертой - красного цвета – это 3 уровень. В карточках зеленого цвета, посмотрите это у нас первая строчка, задания простые, в карточках желтого цвета(2-3 строчка, показываю) задания средние по сложности и в красных карточках задания самые сложности. Поэтому если вы правильно ответите на задание 1 уровня, вы получите  1 фишку. За верный ответ 2 уровня 2 фишки, и за правильный ответ 3 уровня 3 фишки.

Давайте повторим.

-Если вы выбираете 1 уровень, какого цвета карточка?

-Сколько фишек вы получаете за правильный ответ?

-Если вы выбираете 2 уровень, какого цвета эта карточка?

-Сколько фишек вы получаете за правильный ответ?

-И если вы выбираете 3 уровень, какого цвета карточка?

-Сколько фишек вы получите?

Молодцы.

Чтобы стать победителем,  вам нужно набрать как можно больше фишек. Но не забывайте, важен правильный ответ.

Сейчас по очереди вы будете выбирать по одной карточке. А я буду зачитывать вам задание, которое находится с ее обратной стороны. Вы внимательно его послушаете и ответите на вопрос. Всем понятны правила?»

Дети внимательно слушают правила игры.

-«Да»

- Дымковская игрушка или дымковская глиняная игрушка

- Береста, берестяные изделия

- материал – капокорень, изделия из капокорня

- Кружева

-«Матрешка»

-«Дымковская игрушка, Береста, Капокорень Кружева, Матрешка».

-«Народными промыслами»

-«Да»

- «Карточки под картинкой».

Дети показывают в 3 столбике все 4 строчки.

-«Да»

-«зеленая»

-«одну»

-«желтого»

-«две»

-«красная»

-«три»

2.

Основная часть (игровые действия)

1

2

3

-«Тогда приступим».

-«Первый участник выбирает карточку»

- «Коля взял зеленую карточку с цифрой 1. Это простой вопрос о дымковской игрушке. Слушаем внимательно задание».

Задание: «Выберите, какая из представленных барынь, относится к Вятской дымковской игрушке?»

-«верно, ты получаешь 1 фишку».

-«Катя выбрала желтую карточку с цифрой два. Это вопрос средний по сложности о капокорне. Слушаем внимательно вопрос.

«Кто делает изделия из капа?»

-точнее «мастер-каповщик», ты получаешь 2 фишки

-«Настя выбрала желтую карточку с цифрой 4. Это вопрос средний по сложности о кружевоплетении»

Вопрос: «Кто плетет кружево?»

-верно, ты получаешь 2 фишки

-«Коля взял красную карточку с цифрой 3. Это вопрос самый сложный о капокорне.

Вопрос: «Как готовить кап для выполнения изделия?»

-верно, ты получаешь 3 фишки

-«Катя выбрала зеленую карточку с цифрой 3. Это вопрос простой о капокорне».

Задание: Выбери, какая из данных шкатулок сделана из капа?»

-верно, ты получаешь 1 фишку

-«Настя выбрала красную карточку с цифрой 2. Это вопрос самый сложный о берестяном промысле.

Вопрос: «Как готовить бересту для выполнения изделия?»

- Сбор бересты обычно происходит в начале лета. Ножи, шило, иглы и болванки.  Этими инструментами аккуратно отделяется береста по всей длине разреза в обе стороны. Снятые листы аккуратно складываются, чередуя лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной, подбираясь примерно по ширине.

-Следующий

-«Коля выбрал желтую карточку с цифрой 6. Это вопрос средний по сложности о дымковской игрушке».

Вопрос: «Какова последовательность изготовления  дымковской игрушки?»

-верно, ты получаешь 2 фишки

-«Катя выбрала желтую карточку с цифрой 8. Это вопрос средний по сложности о капокорне»

Вопрос: «Как делать изделия из капа?»

- древесину капа пропаривают, потом высушивают течение нескольких часов. Затем вырезают, вытачивают  и склеивают  из заготовок различные изделия.

Шлифуют и покрывают лаком.

-Следующий

-«Настя выбрала зеленую карточку с цифрой 5. Это простое задание о матрешке»

Задание: «Выберите, какая из матрешек является Вятской?»

-верно, ты получаешь 1 фишку.

-«Коля выбрал желтую карточку с цифрой 5. Это вопрос средний по сложности о матрешке»

Вопрос: «Как готовить к использованию древесину для изготовления матрешки?»

- Сначала сушат и охлаждают бревна. После этого бревна очищают от коры и режут на бруски.

Затем бруски закругляют с одной стороны и на станках вытачивают формы для матрешек - заготовки.

-Следующий

-«Катя выбрала красную карточку с цифрой 4. это вопрос самый сложный о кружевоплетении».

Вопрос: «Что нужно для плетения кружева?»

-верно, ты получаешь 3 фишки

- «Настя выбрала желтую карточку с цифрой 7. Это вопрос средний по сложности о берестяном промысле».

Вопрос: «Как делать изделия из бересты?»

-верно, ты получаешь 2 фишки.

-«Коля выбрал зеленую карточку с цифрой 2. Это простое задание о берестяном промысле. Задание: «Какая, из данных корзинок, выполнена из бересты?»

-«Не верно. Корзинка третья выполнена из бересты, а корзинка вторая выполнена из соломки»

-Следующий

-«Катя выбрала красную карточку с цифрой 1. Это вопрос самый сложный о дымковской игрушке» Вопрос: «Как готовить к использованию глину для изготовления дымковской игрушки?»

-да действительно это так. А еще заготовки в виде небольших шариков хранят в деревянных ящиках, накрытых влажной тканью, а затем полиэтиленом.

Ты получаешь 3 фишки

-«Настя выбрала желтую карточку с цифрой 5. Это вопрос средний по сложности о матрешке.

Вопрос: «Кто делает вятскую матрешку?»

-Верно, ты получаешь 2 фишки.

Участник берет одну карточку с игрового поля, дает ее педагогу, слушает задание и отвечает. .

1 участник (Коля): «Я выбираю зеленую карточку с цифрой 1» (берет, отдает педагогу, слушает и затем отвечает на вопрос)

-«К Вятской дымковской игрушке относиться третья барыня».

2 участник (Катя): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 2»

-«мастер»

3 участник (Настя): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 4»

-«кружевница»

1 участник(Коля): «Я выбираю красную карточку с цифрой 3»

-спилить кап с деревьев и обработать, распилив его на пластинки.

2 участник(Катя): «Я выбираю зеленую карточку с цифрой 3»

-«Вторая шкатулка»

3 участник (Настя): «Я выбираю красную карточку с цифрой 2»

-« Не знаю ответ»

1 участник (Коля): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 6»

-« лепка, обжиг, побелка, роспись».

2 участник(Катя): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 8»

- «не могу ответить на вопрос».

3 участник (Настя): «Я выбираю зеленую карточку с цифрой 5»

-«Матрешка первая»

1 участник (Коля): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 5»

- «не знаю»

2 участник (Катя): «Я выбираю красную карточку с цифрой 4»

- «коклюшки, валик и подставка, нитки».

3 участник (Настя): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 7»

- «берестяную ленту очищают, затем посредством расслоения разделяют ее до нужной толщины на отдельные слои и в последнюю очередь нарезают».

1 участник (Коля): «Я выбираю зеленую карточку с цифрой 2»

- «Корзинка вторая»

2 участник (Катя): «Я выбираю красную карточку с цифрой 1»

- «добывается местная красная глина, которая перемешивается с мелким речным песком. Затем глина замачивается и выдерживается;

Полученное глиняное тесто «перебивают» и переминают»

3 участник (Настя): «Я выбираю желтую карточку с цифрой 5»

-«мастерица»

3.

Рефлексия (подведение итогов)

1

3

Наше путешествие к народным промыслам подходит к концу. Давайте узнаем, кто же больше всех знает о народных промыслах.

Сколько у вас получилось фишек?

Итак, самое большое количество фишек у Кати,  и ты получаешь медаль «Лучший знаток промыслов Вятского края».

А вы дорогие участники, получаете медали за активное участие. Вы большие молодцы!

Итак, ребята, что мы с вами делали?

 И как мы это делали?

Что вам понравилось в этой игре?

О каких промыслах мы сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Так. А как вы думаете, какой из промыслов мы можем  поставить на 1 место по сложности в выполнении?

Почему?

А на второе место, что можно поставить, как вы думаете? Почему?

Какой из этих промыслов вам больше нравится?

Какой промысел вы бы хотели попробовать сделать?

Вы большие молодцы, вот так играя, мы и поучились и получили хорошее настроение!

1 участник (Коля): «У меня 6 фишек»

2 участник (Катя): «У меня 9 фишек»

3 участник (Настя): «У меня 7 фишек»

-«Играли»

-«Мы отвечали на задания»

-«Мы получали за правильные ответы фишки»

Индивидуальные ответы детей

- «Получать фишки»

- «Дымковская игрушка, Береста, Капокорень Кружева, Матрешка»

Индивидуальные ответы детей

-«Капокорень. Древесину капа пропаривают, потом высушивают течение нескольких часов. Затем вырезают, вытачивают  и склеивают  из заготовок различные изделия.

Шлифуют и покрывают лаком».

-«Изготовление матрешки».

Сначала сушат и охлаждают бревна. После этого бревна очищают от коры и режут на бруски.

Затем бруски закругляют с одной стороны и на станках вытачивают формы для матрешек – заготовки и расписывают.


Приложение В

Конспект беседы для детей 6–7 лет на тему:

«Народные промыслы Вятского края»

Цель: выявить уровень знаний детей о народных промыслах Вятского края.

Задачи:

1.Образовательные

-систематизировать и обобщить знания детей о народных промыслах Вятского края

-закрепить знания детей о характерных особенностях народных промыслов.

2.Развивающие:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

3.Воспитательные:

-воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование: карточки с изображением промыслов, последовательностью изготовления изделия, с изображением инструментов для изготовления промысла.

Ход беседы:

№ п/п

Структурный компонент

Реализуемая цель (порядковый номер)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть

2

-«Здравствуйте ребята, сегодня я получила необычную посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней». (педагог достает письмо и читает его)

 «Здравствуй, дорогой друг. Пишет тебе волшебник изумрудного города. В своём городе я нашел коробочку, в которой лежат предметы. Мне сказали, что это народные промыслы, но как они называются, я не знаю. Я отправляю тебе картинки с их изображением. Помоги мне разобраться в них, и пришли ответ».

2.

Основная часть

1

2

3

-«Давайте посмотрим, какие картинки он отправил нам волшебник». (достает картинки)

-«Как же интересно они называются, может, попробуем отгадать».

-«Молодцы! Вы так хорошо справились с заданием волшебника!»

-«Мне стало очень интересно узнать побольше о них. Может вы мне  поможете немного рассказать о них?

-«Дымковская игрушка очень яркая. Как же она изготавливается? У меня есть карточки, но они перемешались, давай попробуем их составить правильно». (педагог достает карточки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки)

-«Какая карточка будет у нас первой? Почему?»

-«Молодец. А вторая карточка, какая будет? Этот этап как называется?»

-«Хорошо. Следующие две картинки, какая из них будет третьей, а какая четвертой?»

«Да, верно».

-«А какие еще делают дымковские игрушки?»

-«Так много, очень интересно».

-«А вот матрешку как делают? Давайте тоже попробуем составить правильно карточки».

.

-«А кто же расписывает матрешку?»

-Вот это необычайно красивая кружевная салфетка. У нас в Вятском крае как называется кружево?»

-«Точно. А что нам нужно, чтобы сплести кружево? Давайте выберем из картинок, те которые понадобиться для плетения кружева». (педагог выкладывает картинки)

-«Такие интересные маленькие лапти сделаны из бересты. Какие еще изделия делают из бересты?»

Давайте выберем картинку, на которой изображено изделие, сделанное из бересты?» (педагог выкладывает картинки)

-«А когда нужно заготавливать бересту?»

-«А вот эта шкатулка очень красивая. Не правда ли?

Из чего же она сделана?

А что это такое?

Давайте посмотрим на картинки и выберем, на какой из них изображен каповый нарост на березе?»

-«Дымковская игрушка»

-«Матрешка»

-«Кружевоплетение»

-«Берестяной промысел»

-«Каповый промысел»

раскладывает карточки  по порядку.

-«Вот эта карточка будет первой. Сначала дымковскую игрушку лепят из глины»

-«Второй карточкой будет вот эта. После лепки, игрушку нужно обжечь в печи»

-«Вот эта картинка будет третьей. Потому что нужно после обжига покрыть игрушку белилами.

А следующая картинка будет четвертой, так как после побелки нужно игрушку расписывать».

-«Барыню, индюка, петуха, утку, кавалера, няньку, водоноску, кормилицу».

Дети самостоятельно раскладывают карточки.

- « эта первая, потому что сначала из брусков на станках делают формы для матрешек»

- «картинка вторая, потому что  после станка заготовку выравнивают»

-«затем заготовку как на третьей картинке полируют»

- «на четвертой картинке делают контур рисунка»,

 - «на пятой расписывают».

- «на  шестой покрывают лаком»

-«Мастерица»

-«Кукарское»

-«Нам понадобится валик, коклюшки, нитки».

- «шкатулки»

- «вазочки»

- «футляры»

-«из бересты сделаны вот эти куколки»

-«в начале лета»

-«из капа»

-«на третьей картинке каповый нарост»

3.

Рефлексия (подведение итогов)

3

-«Спасибо вам, вы большие молодцы! Вы помогли разобраться в народных промыслах волшебнику!»

-«Теперь мы можем отправить наши ответы волшебнику!

Я думаю, он очень будет рад, что вы ему помогли!»


Приложение Г

Беседы о Дымковской игрушке

Тема        

«История Дымковской игрушки»

Цель

Ознакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.

Ознакомить с мастером-изготовителем промысла.

Задачи

Образовательные:

-Формировать первоначальные представления о дымковской игрушке, её назначении в прошлом и настоящем, её специфике и образной выразительности.

Развивающие:

-Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Содержание        

  1. Вступление:

Показ картинки с изображением дымковской игрушки.

-Что такое дымковская игрушка?

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Откуда появились Дымковские мастера?

  1. Основная часть.

1.Рассказ воспитателя (отрывок из рассказа «Игрушки не простые - глиняные, расписные»).

Вопросы по содержанию рассказа.

-В какое время это было?

-Как называлась деревня?

-Почему деревню так назвали?

-Где люди находили глину?

-Что лепили из глины?

2. Стихотворение о Дымково.

3.Рассказ о мастерицах. Показ фотографий мастериц прошлого и настоящего.

Вопросы по содержанию рассказа.

-Как вы думаете, трудно ли изготавливать такие игрушки?

-Какие качества должны быть у мастера для того, чтобы изготовить такую игрушку?

-Хотели бы вы попробовать сделать такие игрушки?

  1. Рефлексия.

С какой игрушкой познакомились и где она зародилась?

Из чего делают игрушки? Почему они яркие? (праздник «Свистунья»)

С какими мастерами вы сегодня познакомились?

Материалы

-Картинки с изображением дымковских игрушек («Барыня», «Кормилица», «Водоноска», «Утица-крылатка», «Индюк», «Петух» и т.д.)

-Фото мастериц прошлого:

А.А Мезрина, Е.А Кошкина, З.Ф Безденежных, Е.И Косс-Деньшина, З.В Пенкина.

-Фото мастериц настоящего: Т.Д Ворожцова, Л.Д Верещагина, Н.П Борнякова, Г.И Баранова

Тема

2.«Изготовление Дымковской игрушки»

Цель

Ознакомить детей с процессом изготовления дымковских игрушек.

Ознакомить детей с росписью дымковских игрушек.

Задачи

Образовательные:

-Формировать представление о характерных особенностях изготовления игрушек

Развивающие:

-Развивать эстетическое восприятие при рассматривании народной игрушки

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

Содержание        

  1. Вступление

Загадка о дымковской игрушке

  1. Основная часть.

1.Просмотр видео об изготовлении дымковской игрушки.

Вопросы по содержанию видео

-Что используют мастера для изготовления игрушек?

-Как делают дымковские игрушки, как их расписывают?

Введение новых слов: «мастер-художник», «художественная мастерская», «купол-ступка», «обжиг», «муфельная печь», «побелка», «роспись» и др.

2.Показ картинок с последовательностью изготовления игрушки.

Дети пробуют расставить правильно последовательность и аргументируют свой выбор.

3.Показ и рассматривание дымковских игрушек.

-Что общего у всех этих игрушек?

-Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? почему?

-Где расположен узор на дымковской игрушке?

-Какие цвета использовали мастера при росписи игрушек?

-Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковской игрушки?

-Какие узоры вы видите на игрушках?

-Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

  1. Рефлексия.

-О каком промысле мы сегодня говорили?

-Какие названия у этих игрушек вы знаете?

-Как их делают? Какие материалы используют?

-Нравятся ли вам игрушки? Какая больше всего? Почему?

Материалы

-Видео об изготовлении дымковской игрушки.

-Картинки с последовательностью изготовления игрушек.

-Дымковские игрушки (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.).

Тема        

3.«Стадо на лугу»

Беседа, сопровождающая деятельность детей.

Цель

Закрепить знания детей о росписи дымковской игрушки.

Задачи

Образовательные:

-Формировать представление о характерных особенностях игрушек и их росписи.

-Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Развивающие:

-Развивать эстетическое восприятие при рассматривании народной игрушки

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и уважения к труду народных мастеров.

Содержание        

  1. Вступление:

Загадка о дымковских игрушках

  1. Основная часть.

1. Показ иллюстраций дымковских игрушек

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

-Какие особенности дымковской игрушки?

2. Подготовка к самостоятельной росписи шаблонов оленей и баранов.

-Какого цвета должен быть фон игрушек?

-Как можно расписать игрушки?

-Какие элементы лучше отобрать?

-Какие цвета нужно использовать?

-Что сначала нужно закрашивать у баранов и оленей? Каким цветом?

-Чем будете наносить узор?

3.Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рефлексия

Выставка работ.

Какой барашек или олень похож на дымковского? Почему?

Какой из них самый яркий?

Какой расписан аккуратно?

Из каких элементов составили узоры?

Какие цвета использовали при росписи?

Материалы

-иллюстрации дымковских игрушек

-шаблоны оленей и баранов.

-краски гуашь, кисточка, ватная палочка, тряпочка, баночка с водой.

Тема

4.«Дымковская игрушка»

Цель

-Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.

Задачи

Образовательные:

-Упражнять детей в определении характерных особенностей дымковской игрушки

Развивающие:

-Развивать фантазию, стремление к творчеству при росписи шаблонов.

-Способствовать развитию речи.

Воспитательные:

-Воспитывать умение любоваться дымковской игрушкой

-Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Содержание

  1. Вступление

Сюрпризный момент. В гости пришел сказочный герой, который просит у детей отгадать загадку. (загадка о дымковской игрушке)

  1. Основная часть.

1.Вопросы героя о дымковской игрушке.

Герой интересуется у детей, что представляет собой дымковская игрушка.

-Как выглядит дымковская игрушка?

-Откуда она?

-Кто ее делает?

-Как ее изготавливают и расписывают?

2. Самостоятельная деятельность. Рисование дымковских игрушек. Фоновая музыка.

Герой предлагает детям, нарисовать ему в подарок дымковские игрушки, чтобы он смог показать другим ребятам, так как им тоже будет интересно о них узнать.

  1. Рефлексия

Герой предлагает сделать выставку своих работ и составить небольшой рассказ о своем рисунке.

Материалы

-картинка или игрушка героя

-листы белой бумаги (формат А4) и цветные карандаши (краски)

-аудиозапись русская народная музыка «Камаринская»

Беседы о Вятской матрешке

Тема

  1. «Вятская матрешка»

Цель

Ознакомить детей с историей Вятской матрёшки.

Задачи

Образовательные:

-Познакомить детей с историей возникновения Вятской матрешки.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание, память.

Воспитательные:

-Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

-Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

Содержание

  1. Вступление.

Прослушивание песни.

Вопросы по содержанию песни.

О чем эта песня?

Ребята, что вы знаете о матрёшке?

Как вы думаете, сколько лет Матрешке?

Почему эту игрушку назвали Матрешкой?

Из чего делают матрешку?

Дополнения ответов детей педагогом.

  1. Основная часть

1.Рассказ об  истории появления матрешки на Вятке

Вопросы по содержанию рассказа

-Как вы думаете, сколько лет Матрешке?

-Где появилась первая Русская матрешка?

-Кто знает, как звали мастера, который изготовил первую матрешку? А художника, который ее расписал?

-Почему эту деревянную куклу назвали матрешкой?

-Из чего делают матрешку?

-Из какого дерева делают матрешку?

-В каких городах Кировской области изготавливают матрешки?

-На какой фабрике?

3.Чтение стихотворения о матрешках.

Вопросы по содержанию стихотворения

-Как выглядит Вятская матрешка?

-Какой у нее сарафан?

-Где мы можем ее увидеть?

  1. Рефлексия.

-С каким промыслом мы сегодня познакомились?

-Где делают такие игрушки?

-Нравится ли вам название игрушки?

-Как бы вы ее назвали?

Материалы

-песня «Русская матрёшка» Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов

-картинки с последовательностью изготовления матрешки

-картинки с изображением Матрешки

Тема

  1. «Мы красавицы Матрешки»

Цель

Ознакомить детей с процессом изготовления матрешки и с особенностями их росписи.

Задачи

Образовательные: 

-Формировать представление о процессе изготовления Вятской матрешки, о характерных особенностях игрушки и ее росписи.

Развивающие:

-Развивать эстетическое восприятие при рассматривании народной игрушки

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и уважения к труду народных мастеров.

Содержание

  1. Вступление

Загадка о матрешке

  1. Основная часть

1.Показ матрешки. 

-Откуда эта матрешка?

-Как вы думаете, чем отличается Вятская матрешка от других матрешек?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получилась такая матрешка?

-Как вы считаете, легко ли сделать матрешку?

-С чего начинает мастер делать матрешку?

-Кто изготавливает матрешки?

-Из чего делают такие игрушки?

-Как изготавливают матрешки?

-Что понадобится для изготовления матрешки?

-Какие цвета использует мастер?

-Какие узоры есть на матрёшке? Где они располагаются?

-Какая особенность есть у Вятской матрешки?

III. Рефлексия

Дидактическая игра: «Найди сестричку по одинаковой одежде»

Материалы

-картинки с изображением Вятских матрешек.

-картинки с изображением последовательности изготовления матрешки

Беседы о Берестяном промысле

Тема

«Что такое береста и как ее используют?»

Цель

Ознакомить детей со свойствами бересты, как природного материала.

Задачи

Образовательные:

-Формировать представление о таком природном материале, как береста.

Развивающие:

-Развивать воображение.

Воспитательные:

-Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

-Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству.

Содержание

  1. Вступление

Загадка о березе

  1. Основная часть.

-Как выглядит береза?

-Что вы о ней знаете?

-Что есть на березе?

1.Показ картинок с изображением дерева.

-Что такое береста?

2.Показ бересты

-Каким цветом береста?

-Какие узоры вы видите на бересте?

-Какая она на ощупь?

-Для чего она нужна?

-Как она используется?

3.Показ картинок с изображением времени года, когда следует снимать бересту.

Показ картинок с изображением материалов для снятия бересты.

-Что можно из нее сделать? Каким образом?

-Как бересту нужно подготовить для выполнения изделия?

-Какие приемы использовать?

-Какие виды работы с берестой используются?

-Делали ли вы что-нибудь из бересты?

  1. Рефлексия

Стихотворение о бересте

Материалы

-загадка о березе

-картинки с изображением березы, времени года, материалов; береста.

Тема

«Берестяной промысел»

Цель

Ознакомить с историей берестяного промысла.

Задачи

Образовательные:

-Формировать у детей представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте.

Развивающие: 

-Развивать воображение, внимание, память.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к берестяному промыслу

-Воспитывать уважение к мастерам берестяного промысла

Содержание

  1. Вступление

Загадка о бересте

  1. Основная часть

Просмотр видеофильма «Изделия из бересты»

Вопросы по содержанию видеофильма

Какие делают изделия из бересты?

В чем их особенность?

Какие приемы используют, чтобы изготовить изделие?

Кто изготавливает изделия из бересты?

  1. Рефлексия

Игра «Выбери предмет»

Материалы

-загадка о бересте

-видеофильм «Изделия из бересты»

-картинки с изображением изделий (например, изделия из соломки, бересты, лозы)

Беседы о Каповом промысле

Тема

«История возникновения капового промысла»

Цель

Ознакомить с историей возникновения капового промысла, технологией изготовления изделий из капа

Задачи

Образовательные:

-Формировать у детей представления об особенностях применения капового нароста в русском народном искусстве

Развивающие: 

-Развивать воображение, фантазию творческое восприятие

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к берестяному промыслу

-Воспитывать уважение к мастерам берестяного промысла

Содержание

  1. Вступление

Показ каповой шкатулки

-Что это такое?

-Из какого материала она сделана?

-Как вы думаете, как ее делали?

II. Основная часть

Рассказ педагога об истории появления капового промысла.

Вопросы по содержанию рассказа.

-Что такое кап?

-Как он выглядит?

-Кто занимался изволением изделий из капа?

-Как они это делали?

-Какие материалы использовали?

III. Рефлексия

Игра «Выбери предмет»

Материалы

-картинки капового нароста на дереве, изделий из капа и изображением мастера-каповщика,

-картинки с изображением изделий (например, изделия из капа, сосны, дуба)

Тема

«Каповое мастерство»

Цель

Обобщить и закрепить знания детей о каповом промысле

Задачи

Образовательные:

-Упражнять детей в определении характерных особенностей капового промысла

Развивающие:

-Развивать фантазию, воображение, художественный вкус

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к труду мастера-каповщика

Содержание

  1. Вступление

Сюрпризный момент. В гости пришел сказочный герой, который просит у детей отгадать загадку. (загадка о капе)

  1. Основная часть.

1.Вопросы героя о капе.

-Что такое кап?

-Что из него делают?

Герой интересуется у детей, что представляет собой изделие из капа.

-Как оно выглядит?

-Какого оно цвета?

-Кто его делает?

-Как его изготавливают?

-Какие изделия делают из капа?

-Сложно ли их изготавливать?

2. Самостоятельная деятельность. Рисование шкатулки.

Герой предлагает детям, сделать аппликацию «Изделие из капа», чтобы он смог показать другим ребятам, так как им тоже будет интересно на нее посмотреть.

  1. Рефлексия

Герой предлагает сделать выставку своих работ и составить небольшой рассказ о своей аппликации.

Материалы

-листы А4, листы цветной бумаги, клей.

Беседы о Кружевоплетении

Тема

«Плетется прекрасное кружево»

Цель

Обобщить и закрепить знания детей о кружевоплетении

Задачи

Образовательные:

-Расширять знания детей о процессе кружевоплетения

Развивающие:

-Развивать восприятие красоты кружева

Воспитательные:

-Воспитывать у детей эстетический вкус при рассматривании кружевных изделий

Содержание

  1. Вступление

Загадка о кружеве

  1. Основная часть

1.Видео «Кружевоплетение»

Вопросы по содержанию видео

Что такое кружево?

Как называют Вятское кружево?

Где его изготавливают?

Как его изготавливают?

Кто занимается кружевоплетением?

Что использует для плетения?

Что такое сколок?

Какие изделия могут получиться?

2.Самостоятельная деятельность детей. Рисование кружевной салфетки.

  1. Рефлексия

О чем сегодня говорили?

Что нового узнали?

Материалы

-загадка о кружеве, листы А4, карандаши (краски)

Тема

«Вятское кружево»

Цель

Обобщить и закрепить знания детей о кружевоплетении.

Задачи

Образовательные:

-Упражнять детей в определении характерных особенностей кукарского кружева

Развивающие:

-Развивать фантазию, стремление к творчеству

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к труду кружевницы

Содержание

  1. Вступление

 Стихотворение о кружеве

  1. Основная часть

Показ и рассматривание кружевных изделий

Как называются эти изделия?

Где их плетут?

Как называются инструменты кружевниц?

Назовите элементы, которыми выполнены изделия?

  1. Рефлексия

Хотели бы вы научиться плести кружево?

Нравится ли вам кружево?

Как вы думаете, сложно ли плести кружево?

Материалы

-Стихотворение о кружеве, кружевные изделия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики

Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы нашего края"

Мероприятие способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами родного края....