Рабочая программа дополнительного образования кружок технической направленности «Юный конструктор»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Севостьянова Ирина Анатольевна

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 4 «Ручеек»

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №4 «Ручеек»

__________________Исаева Е.А.

Рабочая программа

дополнительного образования

кружок технической направленности

«Юный конструктор»

C:\Users\sevos_000\Desktop\Konstruktor-Tsvetnoy-(6678-65).jpg

                     Севостьянова И.А.

г.Лобня 2017г

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы.  Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

В процессе работы с конструктором кроме усвоения учебного материала, решаются следующие задачи:

- ознакомление с сенсорными эталонами, обучение способам их использования;

- развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти;

- развитие системы анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах;

- развитие речи, мышления;

- развитие мелкой моторики;

- формирование взаимодействия анализаторов в процессе познания окружающего мира;

- развитие и обогащение зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми   предметно-практических действий.

Работа с конструктором оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка:

Мышление: речь, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, логика.

Память: формирование процессов запоминания.

Личностная сфера: развитие чувств, психотерапия, развитие индивидуальности, общение, поведение.

Внимание:         концентрация ,переключаемость, объем, распределение.

Способности:         художественно-эстетические, творческие, интеллектуальные.

Восприятие: цветовое (зрительное), цветоощущение, пространственное восприятие.

Познавательная деятельность:         развитие речи, математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим.

Эмоционально - волевая сфера: темперамент, характер.

Воображение: творчество (фантазии, мечты, ассоциации).

Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Место реализации: МБДОУ детский сад № 4 «Ручеек»

Направление деятельности кружка: конструктивно-модельная

Сроки реализации программы: 2 года

Количество и периодичность ООД: 2 раза в неделю.

Количество детей: 20человек

Возрастная категория: дети 5-7 лет

Форма организации деятельности кружка: групповая

Продолжительность занятия: 25 - 30минут

Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей старшего дошкольного возраста стали:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

Л.В. Куцакова «Занятия из строительного материала в старшей группе детского сада»

Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Л.В.Куцакова  «Конструирование из строительного материала  

подготовительной к школе группа»

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Формы и методы организации учебного процесса

Программа предусматривает  использование традиционных, комбинированных и практических занятий, игр, конкурсов, викторин, исследовательскую работу.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

 словесный – устное изложение, беседа, рассказ.

 наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.

 практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

 частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

 исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальный – одновременная работа со всеми.

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками игрушка. Что может быть главнее для самого ребёнка!

Цель программы:

способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования по возрастным группам.

2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.

3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям..

4. Обучить детей приемам конструирования по схемам, моделям.

5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.

6.Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

7.Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

8.Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

9.Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

10Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

11.Развивать пространственное воображение.

Принципы  реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам

Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.

Умение следовать словесной инструкции педагога

Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.

Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.

По образцу изготавливать несложные поделки.

Знать и называть геометрические фигуры.

Ориентироваться на листе бумаги.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Материально-техническое обеспечение:

1. строительный конструктор (деревянный и пластмассовый)

2. средний и мелкий конструктор "Лего

3. магнитный конструктор

4. ромбовидный конструктор

5. игольчатый конструктор

6. металлический конструктор

7.деревянный конструктор «Зодчий»

8. "техно-конструктор"

9.игрушки-трансформеры

10.игрушки для обыгрывания построек

11. инструменты, крепежные детали

12. Конструкторы для плоскостного конструирования :

      Логические игры: «Танграм»

                                     «Колумбово яйцо»

                                      «Вьетнамская игра»

                                      кубики Никитина

                                     конструктор "Палочки-превращалочки ( счетных палочек)

                                    плоскостные металлические конструкторы

мозаика

пазлы

 13.природный и бросовый материал.

14. Учебно-наглядные пособия:

                                   схемы

                                   модели

                                альбомы с фотографиями объектов архитектуры,

                               альбом с фотографиями построек.

 Методическое обеспечение

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

2.СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

4. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

5. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

6. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.

7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с.

8. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

9. Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.

10.Л.В. Куцакова «Занятия из строительного материала в старшей группе детского сада»

11.Л.В.Куцакова  «Конструирование из строительного материала  в

подготовительной к школе группе»

12. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

13. Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.

14. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. - 299 с.

15. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала М: Карапуз, 2009. - 279 с.

16. Тарловская Н.Ф. , Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".

Программа  разработана  на  базе  методического  пособия  Лыковой....

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Смелые ребята"

Коррекционно-развивающая программа по дополнительному образованию "Смелые ребята". Коррекция тревожности....

Рабочая программа дополнительного образования детей художественной направленности кружок "Умелые ручки"

Планирование на год по видам деятельности с названием и задачами занятия...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...