Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Махрова Татьяна Витальевна

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mahrova_volshebnye_businki.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2019г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Волшебные бусинки»

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Махрова Татьяна Витальевна,

воспитатель

Москва

2019

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА        3

Цель и задачи программы        3

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий        4

Планируемые результаты        4

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ        4

Учебно-тематический план        4

Содержание учебно-тематического плана        8

Календарно-тематический план        10

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        22

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ        22

Учебно-методическое обеспечение        22

Материально-технические условия реализации программы        22

Список литературы        23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.

В процессе занятий у дошкольников развивается мелкая моторика, вырабатывается устойчивая концентрация внимания, повышается усидчивость, формируется навык работы в составе большой группы. Возникает привычка к осмысленной организации рабочего места.

Дополнительная программа «Волшебные бусинки» является дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей  программой и разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования науки России № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Министерства образования науки России от 18.11.2015 г.

Направленность программы –  художественно-эстетическая

Уровень освоения программы – ознакомительный

Актуальность, новизна программы – программа нацелена на обучение основам плетения из бусин, на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. Программа предусматривает привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения воспитанниками программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления воспитанников. Педагогическая целесообразность – заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая является ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка-дошкольника. Все учебные занятия направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности воспитанников.

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Обучение различным техникам плетения из бусин и бисера, самостоятельной работе. Воспитание творчески активной личности, поддержание интереса у детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

1. Учить детей основам плетения из бусин.

2. Учить различным техникам плетения.

3. Учить пользоваться схемами.

 Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  2. Развивать, мышление, память, повышать общий интеллектуальный уровень.
  3. Развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца.
  4. Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание, аккуратность, терпение.
  2. Прививать интерес к культуре, истокам народного творчества.
  3. Формировать такие нравственные качества как взаимопомощь и взаимовыручка.

4. Воспитывать художественный вкус и творческие способности.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий          -  Подгрупповая

Количество занятий - 1 раз в неделю

Количество часов       - 1 час в неделю, 36 часов в год

Режим занятий соответствует правилам и нормам САНПИН 2.4.4.3172-14   «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 6-7 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

Планируемые результаты

В конце года дети должны знать:

  • правила техники безопасности,
  • основы композиции и цветоведения,
  • классификацию и свойства бусин,
  • основные приёмы бисероплетения,
  • условные обозначения,
  • последовательность изготовления изделий из бусин,
  • уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цвету,
  • правильно пользоваться ножницами, проволокой, леской, чётко выполнять,
  • владеть способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый),
  • читать схемы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей плетения из бисера, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов и способов плетения (низание, параллельное и петельное плетение).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

1

Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности.

1

Текущий контроль

2

Цикл занятий «Простое низание»

3

Текущий контроль

3

Цикл занятий «Петельное плетение»

3

Текущий контроль

4

Новый год «Снежинка», «Елочные игрушки»

4

Промежуточный контроль

5

Цикл занятий «Параллельное плетение»

19

Текущий контроль

6

Весна «Пасхальная корзина»

«Подарок маме»

5

Текущий контроль

7

Итоговое занятие. Оформление выставки.

1

Итоговый контроль

Содержание учебно-тематического плана

Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки:

  • ознакомление воспитанников с материалом, цветом;
  • обучение чтению схем плетения;
  • изучение основных методов и техник работы с бисером;
  • формирование основных навыков работы;

Воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия. Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Программное содержание

Материалы

1

Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности.

1

Вызвать у детей познавательный интерес к бисероплетению.

Развивать положительную мотивацию в деятельности кружка.

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с бисером, с организацией рабочего места, с правильным положением рук и туловища при работе.        

Разнообразные изделия из бисера. Различный по форме, размеру, цвету бисер. Проволока.

Таблица  «Правила техники безопасности при работе с бисером»

Цикл занятий «Простое низание»

2

«Гавайские бусы»

1

Учить детей нанизывать бусины чередуя их по схеме.        Упражнять в умении нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Шнур.

Образец.                                    

3

Колье и браслет «Осень»

2

Цикл занятий «Петельное плетение»

4

Цветы «Ветка рябины»

2

Познакомить с техникой петельного низания. Закреплять умение нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю.       Учить создавать образы игрушек.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета (в соответствии со схемой).

Проволока.

Образец.                                     

5

 «Стрекоза»

1

Цикл занятий «Параллельное плетение»

6

Фрукты «Виноград», «Вишня»

3

Познакомить детей с техникой параллельного плетения.                                                                               Учить работать со схемой.                                           Упражнять в счете.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Проволока.

Готовые фрукты из пенопласта.

Образец.                                    

7

Новый год «Снежинка», «Дед Мороз»

4

Закреплять умения детей работать в разных техниках плетения. Познакомить с историей новогодней игрушки. Создавать елочные украшения своими руками и украшать елку в группе.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Проволока.

Образцы елочных игрушек из бусин и бисера.                                    

Цикл занятий «Параллельное плетение» (продолжение)

8

Транспорт «Машина»,  «Самолет»

6

Продолжать упражнять детей в параллельном плетении и нанизывании на проволоку.                                  Упражнять в счете.                                              Закреплять умение работать со схемой, выбирать самостоятельно цвет бисера.

Воспитывать творческое отношение к труду.  Помочь составить коллективную композицию на тему «Транспорт».

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Проволока.

Образцы готовых работ.                                    

9

Коллективная работа «Корзина с подснежниками»

3

Продолжать учить плести, уже знакомыми способами плетения. Учить разбираться в схемах. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Развивать чувство ритма.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Проволока.

Композиции из цветов, сделанных из бусин и бисера.                                    

10

Весна «Пасхальная корзина», «Подарок маме»

5

Познакомить детей с историей праздника Пасха и 8 Марта. Рассказать о традициях подготовки и проведения праздников.

Изготовить подарки для близких используя умения в разных техниках плетения.

Схемы низания бусин.

Бусины, разного размера и цвета.

Проволока.

Образцы готовых работ.                                    

11

«Кошечка», «Совушка»

4

Продолжать знакомить с особенностями параллельного плетения. Продолжать учить читать схемы и упражнять в счете, подбирать бусины и бисер в соответствии со схемой.

Изготовление игрушек в технике параллельного плетения.

Схемы низания бусин.

Бусины, крупный бисер разного размера и цвета.

Проволока.

Образец.                                    

12

Подводный мир

3

Продолжать упражнять детей работать в технике параллельного низания.

Учить подбирать бусины и бисер в соответствии со своим замыслом.

Создать композицию на тему «Подводный мир»

Схемы низания бусин.

Бусины и крупный бисер разного размера и цвета.

Проволока.

Образцы готовых работ.                                    

13

Итоговое занятие. Оформление выставки.

1

Повторение пройденного материала. Подготовка выставки выполненных за год игрушек. Выдача грамот лучшим воспитанникам.

Готовые работы, выполненные в течении года. Дополнительный материал для оформления выставки (вазочки, корзинки, панно и др.).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках воспитанников. Для их проверки используются следующие формы контроля:

  • Текущий контроль
  • Промежуточный контроль
  • Итоговый контроль

Периодич-

ность

Формы контроля

Оценочные материалы

Способы фиксации результа-тов

Критерии оценива-ния

Текущий контроль

На каждом занятии

Опрос, задания, педагогическое наблюдение

Наблюдение во время занятия

Фиксация результатов не предусмот-рена

Оценка не предусмотрена

Промежуточ-ный контроль

2 раза в год

Тестовые задания

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

Итоговый контроль

В конце

учебного года

Выполнение итоговых

диагностичес-ких заданий

Карта наблюдений

Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

Уровень:

высокий,

средний,

низкий

Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников предусматривает несколько уровней:

  • Высокий уровень - продуктивный
  • Средний уровень – репродуктивный без помощи педагога
  • Низкий уровень – репродуктивный с помощью педагога.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами. В процессе обучения используются:  

  • Информационная и справочная литература по плетению из бусин и бисера;
  • Наглядные пособия по темам;
  • Демонстрационные и раздаточные схемы плетения изделий из бусин и бисера;
  • Образцы изделий, выполненные в разных техниках плетения (простое низание, петельное и параллельной плетение);
  • Индивидуальный иллюстративный материал по каждой теме.

Материально-технические условия реализации программы

  • бисер мелкий, средний, крупный;
  • бусины, разные по форме, размеру и цвету;
  • проволока гибкая (диаметр 0,28- 0,32 мм);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • цветная бумага;
  • нитки капроновые разных цветов;
  • фурнитура для бижутерии (швензы, застежки);
  • лоскуты ткани и оберточной бумаги;
  • вазочки, корзинки, рамки и т.д.;
  • цветные карандаши, фломастеры;
  • тетрадь в клетку (для схем).

Список литературы

1. Дошкольная педагогика №8(49) ноябрь 2008. И. Г. Титова «Коррекция мелкой моторика через работу с бисером».

2. Дошкольная педагогика №2 (59) февраль 2010. С.Г. Овчинникова «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка».

3. Лыднина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2008.

4. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В. Бисер для девочек. - М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.

 5. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В., Морозова Ю. Н. Игрушки из бисера.          – М. : ООО ТД « Издательство мир книги», 2010.

6. Журнал «Рукоделие» №3, 2010.

7. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения», «Радуга из бисера» – Культура и традиции, 1999г.

8. Романова Л.А. «Магия бисера» - Ростов на Дону, Феникс, 2005г.

9. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» - Минск, Харвест 2007г.

10. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения

11. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов.

12. Татьянина Т.И.-М Бисер.Маленькие фигурки

13. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке.

10. Булычева Л.В. Материалы курсов «Практико-ориентированная технология организации занятий дошкольников и младших школьников» - Москва 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Танцующие Бусинки» 2022г.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентации и использовании средств и методов, стимулирующих каждого ребенка на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применению по...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...