Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колчанова Елена Николаевна

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительного образования ориентирована на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной музыкальной и др.). Занимаясь по программе «Ловкие пальчики», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей 4-7лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\192.168.1.86\File Server\ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ\Логотип СКАЗКА\Эмблема.png

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно - эстетической направленности

«Ловкие пальчики» (оригами)

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Колчанова Е.Н.

Воспитатель, высшая квалификационная категория

г. Белоярский

2022 год

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3

2. Новизна ………………………………………………………………………………..3

3. Актуальность ………………………………………………………………………….3

4. Педагогическая целесообразность …………………………………………………..4

5. Цель и задачи ………………………………………………………………………….4

6. Концептуальные основы ……………………………………………………………..5

7. Отличительные особенности программы …………………………………………...5

8. Возраст детей ………………………………………………………………………….5

9.Режим занятий……………………………………………………………………….... 5

10. Планируемые результаты …………………………………………………………...6

11. Оценка результатов…………………………………………………………………..6

12. Содержание программы …………………………………………………………….7

13. Учебный план ………………………………………………………………………..7

14. Содержание учебного плана ………………………………………………………...9

15. Условия реализации программы …………………………………………………...20

16. Список литературы ………………………………………………………………….21

17.Приложение 1 ………………………………………………………………………...22

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» (далее - Программа) является программой художественно-эстетической направленности, разработана на основе методических пособий: «Оригами с детьми 3-7 лет» В.Н. Дегтярёва ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА СИНТЕЗ»; С.В. Соколова Игрушки из бумаги: Оригами для малышей. — СПб.: Издательский Дом «Литера»; 2009; С.В. Соколова «Школа оригами», издательство «Валери СПД», 1998.

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительного образования ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной музыкальной и др.). Занимаясь по программе «Ловкие пальчики», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей 4-7лет.

Новизна

Особенность Программы заключается в интеграции оригами, как ведущей техники, с другими видами работы с бумагой: аппликацией, конструированием, с использованием элементов изобразительной деятельности. Дети знакомятся с новыми технологическими приёмами, с разнообразием видов бумаги и изделий из нее.

Актуальность

Задержка психического развития у дошкольников представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Они испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Занятия оригами, носит эмоционально-разгрузочный характер, стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей и призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.       Помимо того, такие  занятия развивают коммуникативные навыки детей: дети совместно ставят цель, вместе добиваются ее достижения. Творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников с ЗПР. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными.

Педагогическая целесообразность

Состоит в том, что дополнительная образовательная программа «Ловкие пальчики» способствует  развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского сада, этот вид деятельности вполне доступен данному контингенту детей, при условии построения работы по принципам системности, преемственности, учета индивидуальных особенностей, наглядности, деятельностного и здоровьесберегающего принципов. 

Также занятия формируют творческую активность ребенка, то есть готовность изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, творческими способностями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающего мира, умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. У детей вырабатывается способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения.

Цель программы

Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной Программы является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов творческой работы с бумагой. Занимаясь оригами, дети приходят во взаимодействие со многими явлениями культуры: духовными и бытовыми, определенными и вероятностными, случайными и закономерными. Кроме того, при  складывании фигурок сообщаются детям культурологические сведения, например, о традициях, обычаях родины оригами - Японии; информацию экологического характера, особенно если это фигурки представителей флоры и фауны. Оригами - это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке.

Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой.

Программа рассчитана на три учебных года с детьми ЗПР от четырех до семи лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.

На каждом возрастном этапе предлагаются задания, которые соответствуют возрастным особенностям детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа создана на основе комплексно-тематического принципа. Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников с ЗПР. Программа рассчитана на 3 года (4-7 лет).

  • 1-й год – 4-5 лет,
  • 2-й год – 5-6 лет,
  • 3-й год - 6-7 лет

Режим занятий

Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. В основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Тематический подход позволяет оптимально организовать воспитательно-образовательный процесс детей с ЗПР.  Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.

 При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его.

Планируемые результаты

К завершению обучения дети:

  • приобретают практические навыки работы в технике оригами;
  • умеют самостоятельно складывать поделки из бумаги и украшать их дополнительными элементами декора, используя другие виды искусства.
  • знают правила безопасности труда;
  • работают аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила техники безопасности;
  • умеют организовывать свое рабочее место;
  • знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • умеют работать с бумагой, геометрическими фигурами, получая из исходной геометрической фигуры (квадрата) - другую фигуру (ромб), уметь делать «складку»;
  • умеют проглаживать сгибы изделия указательным пальцем на плоскости;
  • умеют следовать устным инструкциям педагога;
  • умеют красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
  • умеют рассматривать и выражать эмоциональное отношение к поделке сверстника;
  • создают изделия оригами, пользуясь инструкционными схемами.

Оценка результативности

С целью оптимизации образовательного процесса была разработана диагностика. Критерии разработаны исходя из задач Программы, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май) в рамках мониторинга образовательного процесса и предполагает оценку эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования развития каждого ребенка. Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию условий на основе полученных результатов, принимать эффективные решения. Основным инструментом педагогической диагностики является метод наблюдения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями в технике оригами:

  • высокий уровень – задание выполнено правильно, самостоятельно и все компоненты отмечены зеленым цветом
  • средний уровень - задание выполнено с помощью взрослого или не полностью, и все компоненты отмечены желтым цветом
  • низкий уровень - задание не выполнено и все компоненты отмечены красным цветом. (Приложение 1).

Содержание программы

Содержание программы нацелено на детей 4 -7 лет и рассчитано на 3 учебных года (сентябрь - май). Обучение оригами ведется в форме групповых занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.

Возраст

Кол-во занятий в неделю/ продолжительность

Количество занятий в год

В неделю

В месяц

Всего

Средняя группа

2*20

2

8

62

Старшая группа

2*25

2

8

62

Подготовительная группа

2*30

2

8

62

Учебный план

Средняя группа

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Формирование группы/вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Диагностика воспитанников

1

1

-

Наблюдение

3

Беседа по охране труда

1

1

-

Беседа

4

Тематические занятия

55

5

50

схем, выставки

5

Коллективная работа

2

-

4

 Изучение схем, Выставка работ

6

Итоговое занятие

1

-

1

Практическая работа для родителей

61

5

55

Старшая группа

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Формирование группы/вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Диагностика воспитанников

1

1

-

Наблюдение

3

Беседа по охране труда

1

1

-

Беседа

4

Тематические занятия

53

2

51

Изучение схем, выставки

5

Коллективная работа

3

-

3

Чтение схем, выставка работ

6

Итоговое занятие

1

-

1

Практическая работа для родителей

60

5

55

Подготовительная группа

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Формирование группы/вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Диагностика воспитанников

1

1

-

Наблюдение

3

Беседа по охране труда

1

1

-

Беседа

4

Тематические занятия

52

2

50

Чтение схем, выставки

5

Коллективная работа

4

-

4

Чтение схем,

6

Итоговое занятие

1

-

1

Чтение схем, практическая работа для родителей

60

5

55

 

Содержание плана

Средняя группа

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Количество занятий

Материал

Сентябрь

Диагностика

1

Знакомство с бумагой.

Виды и свойства бумаги

(эксперименты)

Знакомсто со свойствами бумаги. Что такое оригами?

Вызвать интерес к технике оригами. Учить бережному отношению к материалу (бумаге), аккуртности, точности исполнения.

Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движенией пальцев. развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

1

Бумага различной фактуры.

Квадраты бумаги 15*15

(Конспект)

2

«История о любопытном уголке»

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя), стрелкой, указывающей направление сгиба, линией перегиба, учить сгибать получившийся треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

1

Квадраты бумаги 15*15

(Жихарева стр.7)

3.

Воздушный змей

Знакомство с базовой формой «Воздушный змей».

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

1

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

4.

Колобок

Учить детей у  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.    

1

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей.

(схема колобок)

5.

Флажок

    Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

           

1

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей

6.

Береза

Закрепление базовой  формы «Воздушный змей». Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движенией пальцев. развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.

1

Квадрат 10*10 зеленого цвета.

Полоски белого цвета.

(Соколова ст.17)

Октябрь

7.

 

Яблоко

Закрепление базовой  формы «Воздушный змей». Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.    

1

Квадрат 10*10 желтого или красного цвета.

Обрезки зеленого для листочка

(схема яблоко)

8.

Банан

Знакомимся с базовой формой треугольник

Продолжать знакомить детей искусством оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.

- учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

- Научить детей складывать базовую форму «треугольник»,

1

Квадрат 10*10 желтого цвета.

Полоска картона коричневого или зеленого цвета для веточки 5 см.

(схема банан)

9.

Томат

Базовая форма «Треугольник».

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движенией пальцев.развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.    

1

Квадрат 10*10 красного цвета.

Обрезки зеленого для листочка

(схема томат)

10

Морковка

Закрепление базовой  формы «Воздушный змей». Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.            

1

Квадрат 10*10 оранжевого цвета.

Обрезки зеленого для листьев

(схема морковка, Соколова «Школа оригами» стр.61)

11.

 

Арбуз

Знакомимся с базовой формой «Книжка»

Учимся складывать квадрат пополам, загибать края полученного прямоугольника на противоположные стороны (обозначая зеленую корочку). Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.    

1

Квадраты двухцветной бумаги 10*10

Арбузные семечки, клей.

(схема арбуз)

12.

Сделай что хочешь

Выявление умения детей делать поделки, используя знакомые базовые формы: «Воздушный змей», «Треугольник».

Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.    

1

Квадраты 10*10 разного цвета.

Обрезки зеленого и коричневого для листьев

(схемы)

13.

 

Рубашка

Знакомимся с базовой формой «Дверь»

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.              

1

Квадраты 10*10 разного цвета.

(схема рубашка)

14.

Шапка

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

1

Прямоугольные листы 20*15см.

(схема шапка)

Ноябрь

15.

Книжка

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

1

Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

16.

Бабочка

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

1

Бумажные квадраты ( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

17.

Курочка с цыплятами

Базовая форма «Квадрат»

Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

1

Красный квадрат 3*3см, белый квадрат 15*15см, жёлтый квадрат 10*10см, клей, карандаш или фломастер.

(схема курочка с цыплятами)

18.

Утёнок

Поделка из двух частей. Базовая форма «Квадрат»

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

1

По 2 квадрата (10*10), желтого цвета.заготовки для глаз и клей

(схема уточка)

19.

Бабушка

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

1

Фактурная бумага 15*15, шаблон для лица, фломастеры, клей.

(Соколова «Игрушки из бумаги» стр.9)

20.

Тюльпан

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

1

Квадраты 10*10 разного цвета.

(схема рубашка)

21.

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

1

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы. (схема)

22.

Снежинки

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

1

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Декабрь

23.

Кошечка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.(схема кошечка)

24.

Собачка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. (схема собачка)

25.

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

1

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

(схема заяц)

26.

Медведь

Учить перегибать «косынку» пополам, понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                          

1

Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей.

(схема медведь)

27.

Ёлочка

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.                    

1

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Соколова «Школа оригами» стр.10

28.

Снеговик

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

1

Белая бумага 4*4, 5*5, 6*6, цветной 5*5, клей, ножницы

(Соколова «Школа огигами» стр.129)

Январь

29.

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

1

Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей. (схема лиса)

30.

Снеговик

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

1

Белая бумага, клей, ножницы

(схема снеговик)

31

Сова

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову из квадрата. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Квадраты коричневого цвета 15*15см, клей, детали для глаз.

(схема сова)

32.

Сорока

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать поделку  из треугольника. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Квадраты черного цвета 15*15см, клей, детали для глаз.

(схема сорока)

33

Стаканчик

  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

1

Квадрат 10*10 любого цвета. (схема стакан)

34

Ваза для фруктов

Познакомить с базовой формой блинчик, Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Квадрат 20*20 любого цвета. (схема ваза)

35

Томат

Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», раздвигать уголки в стороны. Учить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

1

Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см

(схема томат)

36

Морковка

Закрепление базовой  формы «Воздушный змей», умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.            

1

Квадрат 10*10 оранжевого цвета.

Обрезки зеленого для листьев

(схема морковка, С. В. Соколова «Школа оригами» стр.61)

Февраль

37

Хлопушка

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

1

Квадрат любого цвета 15*15см

(схема хлопушка)

38

Звёздочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

1

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей. (схема звезда)

39

Дом

Познакомить с базовой формой «двойной дом». Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движений пальцев. Развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.            

1

Листы А4, Фломастеры, цветные карандаши.

40

Высокие дома

Закрепляем базовую форму дверь, учимся делить прямоугольник на  восемь равных частей. Учить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

1

Листы А4 любого цвета, Фломастеры, цветные карандаши. (схема дом)

41

Звёзда

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

1

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей. (схема звезда)

42

Лодочка

Продолжать знакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

1

Прямоугольные листы 20*15см. (схема лодка)

43

Тюльпан

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

1

Квадраты 10*10 разного цвета.

(схема тюльпан)

44

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

1

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Март

45.

Вертушки

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

1

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

46.

Береза

Закрепление базовой  формы «Воздушный змей». Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. Формировать произвольное внимание, восприятие формы. Способствовать развитию координации тонких движенией пальцев. развивать глазомер, мышление, конструктивные способности.

1

Квадрат 10*10 зеленого цвета.

Полоски белого цвета.

(С. В. Соколова ст.17)

47.

Серая шейка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать поделку  из треугольника. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

1

Квадраты черного цвета 15*15см, клей, детали для глаз.

Соколова «Школа оригами» стр.35

48.

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», Бумага разных цветов 15*15

1

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей. (схема птицы)

49.

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

1

Разноцветные квадраты (10*10) (Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами, стр.35)

50.

Салфетка для столовых приборов

Закреплять базовую форму книжка. Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

1

Квадрат   бумаги любого цвета цвета 15*15см

(Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами, стр.51)

Апрель

51

Парусник

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Оформлять картину добавляя фломастером детали (море, солнце, чайки). Воспитывать аккуратность в работе.                    

1

Квадрат синей одноцветной бумаги  цвета 15*15см, ½ листа А 4, фломастеры (схема парусник)

52

Машина

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Воспитывать аккуратность в работе.                

1

Квадрат   бумаги любого цвета цвета 15*15см (схема машина)

53

Ракета

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  воспитывать аккуратность в работе с клеем.                    

1

 Квадраты любого цвета 15*15 (схема ракета)

54

Звёзда

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

1

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей. (схема звезда)

55

Рыбки

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию.

1

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрезь. (схема рыбка)

56

Кит

Учить изготавливать поделку  из треугольника. Закрепление навыка складывания поделки из базовой формы «Воздушный змей». Упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

1

Квадрат односторонней цветной бумаги голубого цвета 15*15 (схема кит)

57

Змея

Учить детей складывать бумагу гармошкой, закрепить базовую форму «дверь».

1

Бумага зеленого  цвета 15*15 (схема змея)

58

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

1

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

(схема заяц)

Май

59

Бабочка

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

1

Бумажные квадраты ( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей. (схема бабочка)

60

Приключения Золотой рыбки

Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами, развивать уверенность в своих силах и способностях.

1

Бумага оранжевого цвета 15*15

(О.М.Жихарева)

61

Зонтик

Продолжать учить складывать бумагу гармошкой. Развитие воображения, мелкой моторики рук.

1

Лист бумага белого цвета А5, квадраты разного цвета 15*15, фломастеры

62

Итоговое занятие.

«Я сам»

Продолжать учить детей работать по схеме; учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.        

1

Бумага разных цветов 15*15,10*10, клей, фломастеры

(О.М.Жихарева)

Условия реализации программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного плана, предполагают наличие:

  1. Мультимедийный компонент
  2. Схемы
  3. Образцы поделок

Для занятий по программе необходимы следующие материалы:

  1. Бумага:

Непосредственно рабочая:

Рекомендуемая для фона

цветная настольная

Мраморная

глянцевая

Шагреневая

писчая, почтовая

Обойная

газетная

Чертежно-рисовальная

калька

Картон

цветная для ксерокса «Радуга»

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

Литература

  1. С.В. Соколова Оригами для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. С.В. Соколова Школа оригами — М.: ЭКСМО-пресс; СПб.: Валери СПД, 2002.
  3. В.Н. Дегтёва Оригами с детьми 3-7 лет: методическое пособие. ИздательствоМозаика-Синтез Год: 2012
  4. Т.Б Сержантова. Оригами для всей семьи  366 моделей оригами – М.: АЙРИС-пресс, 2016- 192с.
  5. В.В. Выгонов оригами для малышей. Простые модели. Издательство: Экзамен  Год: 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Говорящие пальчики»

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Оригами»

Развитие и реализация творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству оригами....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Оригами» (Мониторинг)

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»

Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»

Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Волшебный мир – «Оригами»»

Направленность программыДополнительная образовательная программа  «Волшебный мир оригами»  является программой  художественно-эстетической направленности,   ...