Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»
рабочая программа

Манякина Юлия Александровна

Направленность программы

Направленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 

Актуальность

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. 

Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_volshebnye_palchiki_manyakina_yua_1.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

       ПРИНЯТО

       Педагогическим советом учреждения,

       Протокол №         от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

                   Приказ  от  

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Волшебные пальчики»

Возраст детей:3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Манякина Юлия Александровна

воспитатель

 

 

Смоленск, 2022

Направленность программы

Направленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Актуальность

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. 

Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

· мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

· пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

· внимания и усидчивости;

· изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Отличительные особенности программы

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

 Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер, где отчетливо прослеживаются:

-  интеграция разных видов деятельности,

– взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста,

– единое творческое пространство,

 - система развивающих занятий по рисованию.

 В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Адресат и объем программы

Программа разработана для детей 3-4 лет. Программа рассчитана на 1 год — 18 часов. Занятия проводится 2 раза в месяц, продолжительность 15 минут для детей младшей группы, итого 18 занятий.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.    

 Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Структура образовательного процесса осуществляется с учетом основных видов  детской деятельности дошкольника: игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Формы организации работы с детьми

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, рисунков и работ, выполненных воспитателем.

• Знакомство с различными художественными материалами.

• Чтение стихов, загадок.

• Прослушивание музыкальных произведений.

• Подвижные, дидактические игры.

• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.

• Занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации

Виды занятий

Наглядный:

- наблюдение;

- визуальное обследование предметов;

- рассматривание образца;

- изучение картин, репродукций и иллюстраций;

- демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);

- игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации);

- просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;

           Словесный:

- ситуативный разговор;

- метод сравнения картин;

- искусствоведческий рассказ, художественное слово;

- символическое моделирование;

- использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);

- указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;

- игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования).

           Практический:

         -  отрабатывание формообразующих движений рукой;

- доведение движений до автоматизма;

- работа на черновиках;

- показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;

- сотрудничество и сотворчество – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка

Срок освоения программы

 Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2022 года по май 2023 года. Программа содержит 18 часов.

Режим занятий

Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели (2 раза в месяц), во второй половине дня продолжительностью 15 минут.

Принципы реализации программы

1. Принцип учета психологических и индивидуальных особенностей воспитанников.

2.Принцип доступности и индивидуальность.

Каждый ребенок по-своему индивидуален, которому присущи определенные качества, уровень развития и первоначальный сенсорный опыт. Главной задачей педагога состоит в том, чтобы изучить и знать личностные особенности каждого ребенка, искать индивидуальные методы работы. И подбираемые материал для проведения занятий и игр был доступен, и понятен каждому малышу.

3.Принцип последовательности и систематичности.

Наличие системы придает сенсорному развитию организованность, систематичность и последовательность, то есть от простого к сложному. Усвоение знаний и формирование умений должно начинаться с раннего возраста и продолжаться на протяжении всего дошкольного детства.

4.Принцип связи с жизненным опытом.

Умелая реализация данного принципа зависит успех и качество обучения ребенка, что приводит к конкретному результату. Существенным фактором в методике проведения занятий и игр является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: в самостоятельной деятельности, на прогулке, во время игры.

5.Принцип наглядности.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, где наглядность в сочетании со словами играет большую роль. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и словами их обозначающими. Правильно подобранные игры и задания несут в себе большой эмоциональный заряд.

6. Принцип целесообразности, то есть скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно – образовательного процесса (воспитатель – ребенок – родитель).

Цели и задачи программы

Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

1.Обучающие: 

- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичность развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).

- формировать практические умения и навыки.

- знакомить с различным навыкам работы с бумагой, пластилином, с нетрадиционной техникой рисования.

2. Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

- совершенствовать движение рук.

- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

- развивать речь детей.

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).

- воспитывать и развивать художественный вкус.

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе дополнительного образования дети будут способны:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- владеть мелкой моторикой и координацией пальцев рук до уровня,

соответствующего данному возрасту.

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т.д.

- владеть приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Условия реализации программы

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми младшей группы. Реализация программы предполагает специально организованные занятия, в процессе которых воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам, что позволит развить у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Рабочая программа «Волшебные пальчики» реализуется по двум направлениям:

- образовательная деятельность с воспитанниками;

- взаимодействие с родителями (деятельность детей – педагогов – родителей).

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей

 Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя  на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный(входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа ,выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.      Для оценки уровня знаний и эффективности работы по данной программе используются критерии диагностической методики  изобразительного творчества , разработанная Т.Г. Казаковой.

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

 НИЗКИЙ уровень ( 0-1) - Эмоционально откликается на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках, игрушках узнаёт их, радуется. Пытается рисовать при поддержке и побуждению взрослого.

СРЕДНИЙ уровень (1-2) - Ребёнок проявляет интерес к восприятию предметов, эмоционально откликается на красивое. Выделяет отдельные признаки предметов: яркие цвета, основные формы. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами с небольшой помощью взрослого. Владеет формообразующими движениями.

ВЫСОКИЙ уровень (2-3)- Ребёнок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике. Ребёнок узнаёт и называет предметы, форму, величину и цвет. Знает отдельные изоматериалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями.

Перечень знаний и     умений, которыми должны владеть дети 3-4 лет в художественно- эстетической деятельности

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Мониторинг освоения программы дополнительного образования на 2022-2023 год

Фамилия, имя ребенка

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками

Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

. Создает изображения предметов из готовых фигур

Украшает заготовки из бумаги разной формы

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

ИТОГ

НАЧАЛО ГОДА:   Высокий   Средний   Низкий                      КОНЕЦ ГОДА:  Высокий          Средний       Низкий

Учебно-тематический план на 1 год обучения

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Рисование пальчиками

3

1

2

Экспериментирование с красками, смешивание цветов

2.

Прижми и отпечатай

3

1

2

Практическое занятие. Коллективная работа печатание листьев «Осенний лес»

3.

Рисование «Тычком»(кисть, ватная палочка)

3

1

2

Практическое занятие. Рисование  способом тычка кистью «Радуга»

4.

  Рисование ладошкой

2

1

1

Практическое занятие. Рисование ладошкой  коллективная работа «На дне морском»

5.

Скатывание бумаги

2

1

1

Практическое занятие. «Кораблик для папы»

6.

Лепка

3

1

2

Практическое занятие. «Цветы». Закрепить у детей навыки отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне.

7.

Аппликация

2

1

1

Практическое занятие. «Яблочко румяное». Закрепить навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.

 

ИТОГО:

18

7

11

 

Содержание учебного плана

Тема 1. Рисование пальчиками

Занятие 1. «Опята - дружные ребята». Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов)

Занятие 2. «Рябинка». Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цвет восприятие,чувство композиции.

Занятие 3. Экспериментирование с красками, смешивание цветов. Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом. Способствовать развитию познавательного интереса детей.

Способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета, оттенка (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого) путём смешивания красок

Тема 2. Прижми и отпечатай

Занятие 1. «Красивый букет».  Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Занятие 2. «Вишневый компот». Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

Занятие 3. Коллективная работа печатание листьев «Осенний лес». Закрепить способ рисования ставить отпечатки листочками. Создать условия для экспериментирования с красками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Тема 3. Рисование тычком

Занятие 1. «Золотая осень». Рисование  способом тычка кистью. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Занятие 2. «Бабочка». Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Занятие 3. Рисование  способом тычка кистью «Радуга». Совершенствовать навыки рисования при использовании нетрадиционной техники «Тычок жёсткой кистью».

 

Тема 4. Рисование ладошкой

Занятие 1. «Солнышко».  Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Занятие2. «Ёжик». Учить рисовать ежа способом отпечатка ладони  напомнить детям технику рисования – отпечаток ладошкой, закрепить умение детей аккуратно использовать гуашь при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук. 

Занятие 3. Рисование ладошкой  коллективная работа «Рыбки в аквариуме». Закрепить  у детей  техники рисования пальцеграфией и ладоневой живописью,  умение детей наносить краску ладонями и пальцами по всему листу бумаги, используя разные цвета для рыб, камешков, улиток. 

Тема 5. Скатывание бумаги

Занятие 1. «Снеговик». Познакомить с  техникой— сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт.

Занятие 2. «Кораблик для папы».  Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение.

Тема 6. Лепка

Занятие 1. «Конфетки на тарелочке».  Учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики и колбаски, надавливать указательным пальцем, прикрепляя к плоской основе – тарелочке (заготовке из картона (белые круги).

Занятие 2. «Цветы». Закрепить у детей навыки отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне.

Тема 7.  Аппликация

Занятие 1. «Цыплята». Учить  детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации.

Занятие 2. «Яблочко румяное». Закрепить навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.

Календарный учебный график

Месяц

Тема

Содержание занятий

Дата проведения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. «Опята - дружные ребята».

2.«Рябинка»

1.Экспериментирование с красками, смешивание цветов

2.«Красивый букет»

1. «Золотая осень»

2.Коллективная работа печатание листьев «Осенний лес»

1.«Вишневый компот»

2.«Бабочка»

1.«Радуга»

2.«Солнышко»

1.«Снеговик»

2.«Кораблик для папы»  

1.«Цветы маме»

2. «Ёжик»

1.Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

2.«Конфетки на тарелочке»

 1.«Цыплята»

2.«Яблочко румяное»

 Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цвет восприятие,чувство композиции.

 Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом. Способствовать развитию познавательного интереса детей. Способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета, оттенка (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого) путём смешивания красок

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Рисование  способом тычка кистью. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Закрепить способ рисования ставить отпечатки листочками. Создать условия для экспериментирования с красками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

 

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Рисование  способом тычка кистью. Совершенствовать навыки рисования при использовании нетрадиционной техники «Тычок жёсткой кистью»

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка

Познакомить с  техникой— сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт снеговика.

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение кораблика.

Закрепить у детей навыки отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне

Учить рисовать ежа способом отпечатка ладони  напомнить детям технику рисования – отпечаток ладошкой, закрепить умение детей аккуратно использовать гуашь при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук. 

Закрепить  у детей  техники рисования пальцеграфией и ладоневой живописью,  умение детей наносить краску ладонями и пальцами по всему листу бумаги, используя разные цвета для рыб, камешков, улиток

Учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики и колбаски, надавливать указательным пальцем, прикрепляя к плоской основе – тарелочке (заготовке из картона (белые круги)

Учить  детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации

Закрепить навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания

Организация образовательного процесса

Групповая - 15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность занятия не превышает время,

предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами»: 15 минут – младшая группа (3 – 4 года).  На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.

Материалы и оборудование

Для кружковой работы необходимы следующие материалы:

Гуашь, акварель

Кисти мягкие и жесткие

Ватные палочки

Пробки

Картофель, морковь

Вата

Цветная бумага

Клей

Крупа (гречка, пшено, мелкие макароны)

Стаканчики для воды

Альбомные листы

Клеенки

Салфетки

Программно – методическое  обеспечение

 - Уголок изобразительного творчества;

 - Дидактический материал: картинки с изображением, , звукозаписи, чудесный мешочек, дидактические игры;

- Иллюстрации и репродукции картин;

- Картотека пальчиковых игр;

          -  Центр литературы

Используемая литература

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006
  3. Давыдова Н.Г.  « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (Часть I, II)- М.2007г.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», 2006г.
  5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  6. Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Говорящие пальчики»

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»

Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятел...