Программа по дополнительной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей «Пальчики стараются, отлично развиваются»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Сирецкая Екатерина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35»Василек» города Смоленска

                                                                                                                                                                                                                          

   Программа по дополнительной образовательной деятельности

      по развитию творческих способностей детей

     «Пальчики стараются, отлично развиваются»

                                     Старшая группа

                                       

                                                                       Время проведения:

                                                                 второй и четвертый вторник    

                                                                            каждого месяца

                                                                                  в 15.30.

                                                                       Место проведения:

                                                                       групповая комната

                                                                         Руководитель:

                                              Сирецкая Екатерина Владимировна

                                     2019– 2020учебный год

                     

    Список детей

  1.         Градова Катя.

  1.         Левшакова Ульяна.

  1.         Рыжиченков Рома.

  1.         Жерехова Вика.

  1.          Умаров Булат.

  1.          Лисовская Аня.

  1.          Платов Денис.

  1.          Богомолова Лиза.

  1.          Прокопенков Кирилл.
  2. Поляков Костя.

  1. Метелица Даня.

  1. Новикова Маша.

  1. Воронкова Полина.

  1. Щербинин Максим.

                   

  Пояснительная записка.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В этот период ребёнок проходит путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать много трудностей и отклонений в ходе его психического развития.

Современные малыши – большие выдумщики. Кроме того они неутомимые деятели.  Как воплотить в жизнь их фантазии и использовать их энергию?

В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: обычные бумажные салфетки и пластилин. Любой рисунок, даже самый детский, можно превратить в красочную картину.

А если ещё связать эту деятельность с развитием речи, окружающим миром или музыкой, получается великолепная подготовка ребёнка к успешному обучению в школе: развитию мышления, памяти, мелкой моторики рук, творческих способностей и т.п.

Любая тема по развитию речи может быть связана с практической деятельностью и музыкой. Это развивает воображение и фантазию. Поддерживает стремление детей видеть красивые предметы и явления в окружающем мире, формирует эстетическое отношение к нему. Учит составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания.

Даже самые крошечные работы приводят детей в восторг. Их гордость за себя не знает границ.

Работа с салфетками (бумагокручение) и пластилином (пластилинография) относятся к нетрадиционной технике изобразительной деятельности – мозаичной аппликации. А изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Мозаичная аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и мозаичной аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и мозаичной аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по мозаичной аппликации, а особенно нетрадиционные её техники, в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной (кружковой) или самостоятельной деятельности детей, что недостаточно способствует полноценному развитию творческих способностей.

Наш детский сад использует в работе  программу И. А. Лыковой « Цветные ладошки». Эта программа направлена на всестороннее развитие изобразительной деятельности дошкольников. И содержит в себе замечательные разработки занятий по всем видам работ. Но, к сожалению, количество предлагаемых И. А. Лыковой занятий не совпадает с сеткой непосредственно образовательной деятельностью в детском саду в каждой возрастной группе.

Исходя из этого, мы разработали программу по дополнительной образовательной деятельности   по мозаичной аппликации. Система работы рассчитана на 4 года обучения детей-дошкольников. В данном случае представляем программу на старшую группу детского сада.

                     

                                        Цели и задачи

  1. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации. Учить «входить в образ».
  2. Организовывать наблюдения в природе для уточнения зрительных впечатлений.
  3. Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
  4. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов.
  5. Учить детей синхронизировать работу обеих рук; координировать работу в системе «глаз-рука».
  6. Развивать мелкую моторику рук, для этого учить работать пальцами.
  7. Развивать внимание, мышление, память.
  8. Развивать речь (описание, составление рассказа), обогащать словарный запас.
  9. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало.
  10.  Учить детей грамотно отбирать содержание аппликации (лес, водоём, луг и др.,  «населять» соответствующими животными и растениями).
  11. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.
  12. Обогащать представления детей об окружающем мире живой и неживой природы.
  13. Развивать чувство формы и пропорций.
  14. Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции.

Старшая группа.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.

Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.

Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.

Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.

При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).

                Тематическое  планирование

         Тема

          Цели и задачи

Дата проведения

1.

2.

Заюшкин огород

Уточнить представление детей об овощах, учить детей, закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; поговорить об осенних работах людей в огородах и садах; развивать внимание, память, мелкую моторику; обогащать словарный запас детей; развивать творческие способности детей средствами мозаичной аппликации; воспитывать уважение к природе, бережное отношение к ней. 

11. 09. 2020

25.09.2020

3.

4.

Хлеб всему голова!

Рассказать детям о важном и нелегком труде людей, которые растят хлеб, воспитывать уважение к людям данной профессии, учить с помощью аппликативных техник изображать различные мучные изделия, учить красиво оформлять свою работу, развивать моторику и воображение.

9. 10. 2020г

23. 10. 2020г

5.

6.

Кто под листиком живет?

Уточнить представления детей о насекомых, их строении, повадках, внешнем виде, воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом);

развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации

6.11.2020 г

20. 11. 2020г

7.

8.

Елочка красавица всем нам очень нравится!

учить создавать в аппликации композицию из нескольких предметов;

развивать у детей эмоциональное отношение к образу игрушки;

развивать воображение и фантазию;

синхронизировать работу обеих рук;

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

4.12.2020

18.12.2020

9.

10.

Волшебный лес.

Чудо-дерево

(коллективная работа)

закреплять знания детей о деревьях;

продолжать учить изображать в аппликации дерево;

развивать творческое воображение и фантазию детей;

воспитывать бережное отношение к родной природе, аккуратность, самостоятельность, усидчивость.

15. 01. 2021.

29. 01. 2021.

11.

12.

На дне морском

закреплять знания детей об обитателях моря;

совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом);

развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации «бумагокручение»: создание образов морских животных;

развивать умение сотрудничать с другими детьми; воспитывать уважение к своему и чужому труду;

воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

    12.02. 2021.

26.02.2021.

13.

14.

Необычные цветы небывалой красоты

(коллективная работа)

совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики: складывание салфеточного жгутика способом «подковка» и наклеивать его на шаблон цветка волшебной полянки; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом; развивать познавательный интерес, мелкую моторику, творческое воображение детей; воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

12. 03. 2021.

26.03.2021.

15.

16.

Быстрые ракеты, хвостатые кометы.

(коллективная работа)

 познакомить детей с понятиями: космос, звёзды, вселенная; небесными телами;

учить изображать в аппликации небесное тело: комету на основе образного представления о внешнем виде («голова» в виде шара или звезды и огненный хвост); воспитывать интерес к познанию окружающего мира

9.04.2021 г

23. 04. 2021г.

17.

18.

Цыплята и одуванчики

учить передавать в аппликации разные позы цыплят (стоит, клюёт, смотрит вверх);

учить передавать в аппликации образ одуванчика в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов, по представлению и с натуры;

развивать наблюдательность, речь детей (придумывание сказок про цыплят);

воспитывать бережное отношение к природе.

7. 05. 2021г

21.05.2021г

                                   

Диагностика развития творческих способностей детей  на начало учебного года.

                  Показатели

творческого развития детей

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

1.Владение нетрадиционными техниками мозаичной аппликации: пластилинография и бумагокручение.

  5 человек

33,3%

3 человека

20%

7 человек

46,6%

Умение передавать форму предмета

3 человека

20%

5 человек

33,3%

7 человек

46,6%

Умение правильно передавать пропорции предмета

3 человека

20%

3 человека

20%

9 человек

60%

Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в аппликации

6 человек

40%

3 человека

20%

6 человек

40%

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

4 человека

26,6%

3 человека

20%

8 человек

53,3%

Умение правильно строить композицию

 предметов на листе

4 человека

26,6%

3 человека

20%

8 человек

53,3%

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

6 человек

40%

5 человек

33,3 %

4 человека

26,6%

Разработанность содержания изображения

3 человека

20%

3 человека

20%

9 человек

60%

Умение аппликатировать декоративный орнамент

6 человек

40%

3 человека

20%

6 человек

40%

2.Художественно-образное восприятие произведений искусства

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Умение рассказать о сюжете своей аппликации

9 человек

60%

2 человека

13,3%

4 человека

26,6%

Знание особенностей некоторых видов

декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

5 человек

33,3%

2 человека

13,3%

8 человек

53,3%

3.Личное отношение к мозаичной аппликации

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Отношение к оценке своей работы взрослым

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Оценка ребёнком созданной им аппликации

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Самостоятельность и оригинальность замысла

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Умение украшать и дополнять аппликацию по собственному замыслу

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Познавательная активность

8 человек

53,3%

3 человека

20%

4 человека

26,6%

Уровень развития воображения

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

5 человек

33,3%

Дополнительную образовательную деятельность по развитию творческих способностей посещает 15 детей старшей группы.

Анализ дополнительной образовательной деятельности за                          

                  2020 – 2021 учебный год

 по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

                       «Пальчики стараются – отлично развиваются

Дополнительная образовательная деятельность по развитию творческих способностей проводилась в течение всего года по графику: второй и четвёртый четверг каждого месяца в 15.30 ч. Место проведения: групповая комната.

Задачи ДОД «Пальчики стараются – отлично развиваются»:

  • Формирование сенсорных способностей детей;
  • Формирование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета, явления;
  • Обучение техническим приёмам и способам аппликатирования в нетрадиционных техниках: пластилинография и бумагокручение;
  • Формирование способностей оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных аппликативных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого;
  • Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
  • Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка;
  • Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения;
  • Воспитание стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • Поддержку взаимосвязи между занятиями мозаичной аппликацией и другими видами деятельности;
  • Приобщение к искусству: работа с репродукциями картин, иллюстрациями, прослушивание музыки;
  • Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
  • Создание условий для совместной деятельности детей, вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни.

В старшей группе расширяется содержание аппликации.

 Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.

Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.

Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.

Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.

При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).

Диагностика развития творческих способностей детей  на конец  учебного года.

                  Показатели

творческого развития детей

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

1.Владение нетрадиционными техниками мозаичной аппликации: пластилинография и бумагокручение.

  9 человек

60%

6 человек

40%

 0 человек

0%

Умение передавать форму предмета

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Умение правильно передавать пропорции предмета

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в аппликации

9 человек

60%

6 человека

40%

0 человек

0%

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Умение правильно строить композицию

 предметов на листе

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

6 человек

40%

5 человек

33,3 %

4 человека

26,6%

Разработанность содержания изображения

5 человек

33,3%

6 человек

40%

4 человека

26,6%

Умение аппликатировать декоративный орнамент

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

2.Художественно-образное восприятие произведений искусства

9 человек

60%

4 человека

26,6%

2 человека

13,3%

Умение рассказать о сюжете своей аппликации

9 человек

60%

4 человека

26,6%

2 человека

13,3%

Знание особенностей некоторых видов

декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

6 человек

40%

5 человек

33,3%

4 человека

26,6%

3.Личное отношение к мозаичной аппликации

9 человек

60%

6 человек

40%

0 человек

0%

Отношение к оценке своей работы взрослым

9 человек

60%

6 человек

40%

0 человек

0%

Оценка ребёнком созданной им аппликации

9 человек

60%

6 человек

40%

0 человек

0%

Самостоятельность и оригинальность замысла

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Умение украшать и дополнять аппликацию по собственному замыслу

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%

Познавательная активность

9 человек

60%

6 человек

40%

0 человек

0%

Уровень развития воображения

6 человек

40%

6 человек

40%

3 человека

20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет

Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"

В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа

Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию  творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...