Технологическая карта по конструированию "Синичкин день"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Высоцкая Анастасия Михайловна

Сценарный план занятия по конструированию в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_sinichkin_den.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность ребенка как мотивация для инициативных действий в ходе детского конструирования

Тема:  «Изготовление кормушки для птиц»

Цель (образовательная):  Развитие у детей умения создавать конструкцию в соответствии с ее предназначением и особенностями функционирования, подбирать материал для создания кормушки в ходе конструктивной деятельности.

Задачи:

  1. Обогатить предметную среду разнообразным полифункциональным материалом.
  2. Актуализировать и обогатить представления детей об особенностях кормушек и их предназначении.
  3. Создавать ситуации выбора (партнеров, технических и функциональных особенностей своих конструкций, способов и материала для конструирования).
  4. Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
  5. Обнаруживать и поддерживать успешность детей в различных проявлениях.
  6. Организовать детскую взаимооценку.
  7. Поощрять доброжелательное общение и продуктивное взаимодействие детей, направлять внимание друг на друга.

Цель детской деятельности (предполагаемая):

Изготовление  кормушек для птиц из имеющихся материалов.

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. придумать конструкцию и основные элементы кормушки;
  2. определить нужный размер;
  3. подобрать подходящий материал;
  4. сделать кормушку, какую придумали.

Предполагаемые результаты:

Дети сумели подобрать  материалы, соответствующие  особенностям объектов,  сделали кормушки, которыми смогут воспользоваться птицы.

Результат для ребенка: мы строили и у нас получилось.

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

Создать атмосферу доброжелательности,

Настроить детей на дальнейшую деятельность.

Игра на эмоциональный настрой «1-2-5»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми, настраивает детей на занятие.

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога.

Создана доброжелательная атмосфера. Дети настроены на дальнейшую совместную деятельность.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Организовать  внимание и интерес детей к предстоящей деятельности.

Вызвать желание детей принять участие в совместной беседе.

(На утреннем круге вспомнить с детьми, что мы планировали на сегодняшний день сделать кормушки).

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Проблемные ситуации.

Побуждает детей к совместной беседе, задает уточняющие вопросы.

Занимает позицию слушателя.

Дети отвечают на вопросы, активно участвуют в беседе, высказывают свои предположения.

Внимание детей привлечено. У детей возникает желание действовать, проявляют инициативу (построить кормушки)

Актуализация

Практическая работа (Продуктивная деятельность)

Актуализировать опыт и представления детей о способах конструирования и материалах для конструкций в соответствии с их назначением и функциональными особенностями, организовать  детское  исследование,   поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Инициировать и поддерживать стремление детей к совместным действиям для достижения цели.

Внесение в РППС дополнительного полифункционального материала.

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Создание проблемных  ситуаций.

Организует действия детей, направляет интересы детей друг на друга. Организует детское общение и взаимодействие.

Организует детей на самостоятельный поиск предметов и способов конструирования, задает уточняющие вопросы, создает проблемные ситуации, выступает в роли партнера, помощника.

Выбирают партнеров, определяют  вид и  особенности будущей конструкции, подбирают материалы и выбирают способы работы с ними.

Пробуют  и, при необходимости, что-то корректируют, меняют, доводя свою конструкцию до завершенности.

 

Дети погружены в деятельность, работают сообща, выполняют задуманную конструкцию, реализуют свои замыслы.

Рефлексивно-корригирующий

Определение ближайшей перспективы

Совершенствование у детей предпосылок рефлексии

Обсуждение совместной творческой работы,   готовых построек кормушек (вопросы открытого типа).

Выступает в роли заинтересованного слушателя, провокатора.

Побуждает детей к общему обсуждению построек.

Дети в ходе совместного обсуждения рассуждают о особенностях  созданных конструкций, выясняют, получилось ли у них то, что они хотели, предлагают, в каких делах еще можно использовать свои кормушки, прежде чем  они будут использованы по своему назначению.

Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности и творческим продуктам.

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, предлагает  игру на рабочий  настрой «1-2-5» (с учетом «атмосферы» в группе советуется с детьми о выборе игры)

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Переход из игры в образовательную деятельность:

В: «Ребята, кто может сказать, что мы с вами вчера  запланировали на вечернем круге? (Ответы детей)

Совместно было принято и зафиксировано в общий план группы решение -  изготовить кормушки для птиц.

В: « Сегодня Макар принес картинки, с изображением кормушек, возможно какие- то из них мы с вами можем сделать сами».

(вместе рассматривают картинки)

В: «Что вы можете о них сказать?» (мнения детей)

Воспитатель с помощью вопросов открытого типа актуализирует представления детей о кормушках, их значении, материалов из которых они могут быть выполнены и т.д.

В: « Кормушки одинаковые или отличаются? А чем они отличаются? А какие должны быть кормушки? Что обязательно должно быть у кормушек? А какие кормушки мы с вами уже видели?

 (мнения детей)

 При необходимости дополняет ответы детей информацией о том, что они должны быть прочные, чтобы не улетели от ветра, не порвались от сырости,  чтобы птичке было удобно  клевать корм (про размер) и   т.п,).

Актуализация

Практическая работа

(познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата).

В: « Ребята, а какие кормушки мы с вами можем сделать здесь, в группе?» (предположения детей)

«А как и с помощью чего мы будем строить? Что мы можем использовать в строительстве?» (предположения детей)

В случае затруднения, или если дети не смогут выбрать вариант строительства (материалы, инструменты, способы), воспитатель предлагает свой вариант (как партнер по деятельности или участник совместной деятельности) как  в команде,  так и  индивидуально (если такая ситуация возникнет).

Если в команды:

В: «Ребята, вы решили строить  свой вариант кормушки или  вместе будете строить кормушку как на картинке? Кто и за что будет отвечать в вашей команде?»

Уточняющими вопросами воспитатель направляет детей друг на друга, на выбор материалов и других средств, для реализации творческих замыслов (организация деятельности в команде)

Если ребенок захочет строить один, воспитатель поддерживает его инициативу, при необходимости оказывает помощь не директивного характера.

По ходу деятельности детей:

В: «Ребята, как вы думаете, чего еще не хватает в вашей постройке? Может нужно что-то добавить, а что- то лишнее? Как вы думаете, у вас прочная кормушка получилась? Ваша кормушка выдержит дождь? (ветер, снег и т.д.)

Воспитатель задает выясняющие, уточняющие, провокационные вопросы о постройках на протяжении практической деятельности, побуждая детей  на поиск решений проблемных ситуаций, возможных творческих исследований, направляя детей на взаимодействие в командах/парах. Воспитатель обращает внимание детей на успехи друг друга в выполнении командных задач, на необычные творческие решения,  используя «неоднозначную похвалу» (интересный вариант, необычно, оригинально, удивительно и т.д.)

Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

В: «Ребята, предлагаю рассмотреть и порассуждать над тем,  что же у нас получились!

Воспитатель предлагает выбрать место для выставки и обсуждения продуктов деятельности. Организует обмен мнениями, занимая позицию заинтересованного слушателя,  активного участника.

В: «У кого получилась самая большая кормушка? (маленькая, легкая…) Как думаете, удобно туда будет проникать птичкам за кормом? Как считаете, ваши кормушки выдержат зиму? И т.д. (мнения детей).

Организует  рассуждения: какую кормушку хотели сделать,  какая  получилась, что изменили в ходе работы над кормушкой, почему?...

Рефлексия, определение ближайшей перспективы.

Воспитатель выясняет, что дети собираются делать  с кормушками, исходя из их прямого предназначения. Предлагает свой вариант действий. Совместно принимают решение, при необходимости (возникновение спорных ситуаций) голосуют за решение. Возможно появляются вопросы или другие ситуации для перспективных общих дел (акции, волонтерские предложения, конкурсы и т.д.)

Ссылка на видео НОД   https://cloud.mail.ru/public/vbrN/6FSnPPyrC

Самоанализ совместной деятельности

Данная НОД возникла совместно с детьми на утреннем круге при составлении плана совместной деятельности. Дети предложили сделать кормушки самим и развешать их на территории сада, либо за ней, совместно с родителями. Накануне НОД, на вечернем круге, решили с детьми, что завтра будем делать кормушки.

Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам, направленным на достижение цели.

         На этапе психологического настроя была проведена игра «1-2-5», которая позволила обратить внимание детей на воспитателя, друг на друга, настроить детей на дальнейшую деятельность.

Для актуализации  и обогащения представлений детей об особенностях кормушек и их предназначении была организована совместная беседа: вспомнили с детьми, что мы запланировали сделать накануне вечером, задавались выясняющие и уточняющие вопросы, так же один из детей принес картинки с изображением кормушек, которые мы рассматривали, выясняли из чего они сделаны, какие элементы есть в каждой кормушке. (Ярослав вспомнил, что до сих пор не повешали кормушку, которую он принес, так как не было возможности. Так как Ярослав хотел повешать ее за окном, нам требовалась помощь.  После НОД мы еще раз вернулись к этому моменту, и придумали способ расположения кормушки за окном).

Перед началом практической работы, дети предложили и решили, что будут делать кормушки в группах, и каждая группа будет делать кормушку из какого-то одного материала. Дети вроде бы организовались в группы, пошли за столы, но в конечном итоге каждый самостоятельно приступил к продуктивной работе. На данном этапе у детей был выбор, куда пойти, с кем пойти, из чего делать. Я выступала в роли наблюдателя, партнера, помощника. Не все дети изначально смогли выбрать, из чего делать кормушки. Я, как партнер, старалась выяснить, из чего бы им хотелось сделать кормушки, еще раз обращала внимание на картинки, возможно, там они что-то выберут для себя, либо предлагала свой вариант, из чего хочу сделать я. И с одной девочкой мы делали кормушку вместе, из коробки. В основном все дети выбрали делать кормушку из бутылки, возможно, потому что бутылок было очень много и на картинках, которые мы рассматривали, бутылки выглядели очень привлекательно. (На будущее, обратить большее внимание  на разнообразие материалов). В ходе деятельности, я задавала выясняющие, уточняющие вопросы. Старалась не давать готовый ответ, и старалась, чтобы дети обращались друг к другу за помощью. У детей возникла проблема, с вырезанием дверцы с ножницами, тут я им помогала и делала небольшую дырку резаком….???

В ходе рефлексивно-корригирующего этапа, совместно с детьми, рассматривали кормушки, дети показывали свои кормушки и делились тем, что у них получилось и что нет. Данный вид деятелности позволяет детям обозначать свои проблемы, высказывать свое мнение, показывать свои успехи.

В конце, дети решили, что будем вешать готовые кормушки на забор возле нашего участка, но только после того, как принесем корм. Отсюда возникла деятельность на следующий день – принести корм, вывешать кормушки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия "Всемирный день водных ресурсов", подготовительная группа

Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме «Всемирный день водных ресурсов». Данный материал будет полезен ...