выступление на межрайонном методическом объединении по теме " Трудовое воспитание в старшем дошкольном возрасте ,презентация опыта работы ( Мы любим трудиться,репортаж о завтраке в группе " Фиалка" )
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Воропаева Юлия Михайловна

конспект

 

презентация

 

 

видео

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 31.14 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.82 МБ
Файл презентация опыта работы1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Виды детского труда

  1. Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
  2. Ручной труд-поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и т.д.
  3. Хозяйственно-бытовой- уборка групповой комнаты, участка.
  4. Труд в природе-в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах:

  • поручений,
  • дежурств, 
  • коллективной трудовой деятельности.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

· возрастных и психофизиологических возможностей детей;

· уровня трудового опыта детей;

·конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

· содержания труда.

  1. Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения по форме организации могут быть

  • индивидуальными,
  • подгрупповыми, 
  • общими

по продолжительности – 

  • кратковременными или длительными, 
  • постоянными или одноразовыми.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

  1. Дежурства ― форма организации труда детей, которая предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

   Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда, хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Нередко возникает необходимость предлагать дежурным выполнять работу не непосредственно перед занятием, а заранее. Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне (после дневного сна) можно нарезать и разложить по конвертам или тарелочкам необходимые формы из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно.

  Важно сформировать у детей представление о том, что дежурный должен заранее беспокоиться о подготовке групповой комнаты к занятию, что своевременное начало занятия во многом зависит от их четкой работы. Иногда работа дежурных может переноситься и на вторую половину дня: вымыть розетки и кисти после занятия по рисованию. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих.

  1. Общий, совместный, коллективный труд – это форма организации труда детей которая способствует решению задач нравственного воспитания, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации можно распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединении детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд общий и совместный. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей.

   В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня. В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации («Наташа очень хорошо стирает, но у неё оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей». По окончании работы педагог подчёркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалить тех, кто трудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам

  Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе.

  1. Содержание работы с дошкольниками по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста
  • Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
  • Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
    Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
  • Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело.
  • Убирают свою постель.
  • Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
  1. Содержание работы с дошкольниками по хозяйственно-бытовому труду с детьми старшего возраста
  • Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
  • Выполняют обязанности дежурных.
  • Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
  • Занимаются стиркой.        
  • Стараются помогать малышам.
  • Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
  1. Содержание работы с дошкольниками по трудовому воспитанию в природе с детьми старшего возраста
  • Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
  • Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
  • Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
  • Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
  • Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
  • Следят за чистотой и хранением инвентаря.
  1. Содержание работы с дошкольниками по ручному труду с детьми старшего возраста
  • Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
  • Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
  • Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
  • Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
  • Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.)

Дежурства

Ребенок знает последовательность в ходе дежурства, но не всегда планирует свою деятельность.

Следит за очередностью разных видов дежурств.

При контроле взрослого соблюдает последовательность накрывания на стол.

Ребенок с желанием выполняет обязанности дежурного.

При подготовке к занятию самостоятельно раскладывает карандаши, пособия, кисти, краски и убирает их после занятия на специально отведенное место. Но не всегда доводит начатое до конца.

4.

Хозяйственно-бытовой труд

Ребенок самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате и на участке.

С помощью наглядной модели стирает кукольное белье, протирает пыль со столов и стульев.

По показу взрослого ремонтирует книги, игрушки.

Помогает взрослому на участке: очистить дорожку от снега, собрать опавшие листья, полить песок, но не всегда делает по собственной инициативе.

Самостоятельно убирает постель после сна, но недостаточно качественно.

Планирует собственный труд.

Не всегда доводит начатое до конца.

5.

Труд в природе

Ребенок участвует в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

Может по модели рассказать последовательность ухода за растениями, посадки крупных семян.

Знает особенности ухода за комнатными растениями и цветущими растениями клумбы, соблюдает правила ухода за растениями.

  Ребенок с интересом участвует в посадке «огорода на окне», с помощью наглядной модели сажает семена овощных и цветочных культур, в пересадке, черенковании комнатных растений, но не всегда доводит начатое дело до конца.

Сегодня на завтрак у нас геркулесовая каша-овсянка в приготовлении каши используется зерно -овес,это очень полезная каша как для детей ,так и для взрослых,в этом зерне много протеина и клетчатки ,которые стимулируют работу всего организм а, богата  витаминами.  Нашу кашу сварили на молоке,крупу засыпали в кипящее молоко,добавили сливочное маслице и сахар.Когда вы едите ее на завтрак,то не скоро проголодаетесь .Кушайте на здоровье и с удовольствием!!!

Вот и наш любимый бутерброд с маслом, сливочное масло незаменимый продукт для завтрака. Витамины А,В,С,Д, К,содержащиеся в масле очень нужены  детям для роста ,стимулируют рост волос и укрепляют ногти и кости. Сливочное масло улучшает настроение.Кушать наши бутерброды  нужно обязательно.

Напиток нашего завтрака-чай с лимончиком. Этот напиток В России стали пить не очень давно .Родиной чая считается Китай,а лимоны к нам завезли из Голландии. Император Петр 1 очень любил лимоны,он построил дворец с просторными оранжереями,где стали выращивать яркие цитрусы.Лимоны богаты витамином С ,этот витамин помогает избежать простуду и грипп.Чай с лимоном укрепляет работу сердца ,улучшает настроениеи заряжает нас знергией.

Повара на нашей кухне очень старались для нас, приготовили вкусный и полезный завтрак. Всем приятного аппетита.!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы любим трудиться Презентация из опыта работы с инновационной формой: «Репортаж о завтраке в группе «Фиалка » Подготовила: воспитатель Воропаева Юлия Михайловна МБДОУ «ЦРР-детский сад № 3»

Слайд 2

Виды детского труда: самообслуживание ручной труд хозяйственно-бытовой труд в природе Формы детского труда поручения дежурства коллективная трудовая деятельность

Слайд 3

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Слайд 4

Ручной труд – поддержание порядка в хозяйстве группы.

Слайд 5

Хозяйственно-бытовой труд – уборка групповой комнаты, участка.

Слайд 6

Труд в природе: в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Слайд 7

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : - поручение - дежурство - коллективная трудовая деятельность Трудовые поручения по форме организации могут быть: - индивидуальными - групповыми - общими по продолжительности: - кратковременными или длительными - постоянными или одноразовыми

Слайд 11

Коллективная трудовая деятельность –это форма организации труда детей, способствующая решению задач нравственного воспитания.

Слайд 12

Дежурство –форма организации труда детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, заботливого отношения к людям и к природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы любим трудиться Презентация из опыта работы с инновационной формой: «Репортаж о завтраке в группе «Фиалка » Подготовила: воспитатель Воропаева Юлия Михайловна МБДОУ «ЦРР-детский сад № 3»

Слайд 2

Виды детского труда: самообслуживание ручной труд хозяйственно-бытовой труд в природе Формы детского труда поручения дежурства коллективная трудовая деятельность

Слайд 3

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Слайд 4

Ручной труд – поддержание порядка в хозяйстве группы.

Слайд 5

Хозяйственно-бытовой труд – уборка групповой комнаты, участка.

Слайд 6

Труд в природе: в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Слайд 7

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : - поручение - дежурство - коллективная трудовая деятельность Трудовые поручения по форме организации могут быть: - индивидуальными - групповыми - общими по продолжительности: - кратковременными или длительными - постоянными или одноразовыми

Слайд 11

Коллективная трудовая деятельность –это форма организации труда детей, способствующая решению задач нравственного воспитания.

Слайд 12

Дежурство –форма организации труда детей в интересах всей группы, что способствует развитию ответственности, заботливого отношения к людям и к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.Эколо...

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...