Система работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

«Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Основные понятия по теме:

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Конструирование продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

В XXI веке обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Нормативные документы:

ФГОС ДО

п.1.4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

п.1.6. Создание условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений.

п.2.6. становление эстетического отношения к миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Ученые:

Я.А. Коменский: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»;

Запорожец А. В., Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л. С. указывают на единый подход взрослого и ребенка к отражению окружающей действительности; Н.Н. Поддьяков «Новый подход к развитию творчества дошкольников» - новые формы конструирования: по условиям и каркасное;

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина - творчество формируется в дошкольном детстве в процессе специально организованного обучения;

Идеи психологов:

Дошкольник пластичен и легко обучаем;

Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников;

Любознательность раскрывает перспективы к экспериментальной деятельности с бумагой;

 

Методические условия:

Наличие метод. пособий: Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование» (новая стратегия формирования детского творческого конструирования); О.А. Сафонова «Конструирование из бумаги» (система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 4 до 7 лет); Л.В. Куцакова – система планирования конструирования разных видов;

условия в метод. Кабинете (методический, дидактический, иллюстративный материал).

Организационно-педагогические:

профессиональная переподготовка (Нижегородский Государственный Университет им. К.Минина); Курсы повышения квалификации НИРО;

Открытые просмотры ОД для педагогов и студентов педколледжа; мастер-классы для родителей (законных представителей); изучение публикаций на педагогических и образовательных сайтах;

обогащение РППС.

 

Вопросы развития творческих способностей дошкольников разрабатывались многими учеными.

Проблема развития самостоятельности детей и творчества в конструктивной деятельности исследована и претворена в практике работы детских садов.

В ОП ДОО стоят задачи на развитие творческих способностей детей и обучение конструированию.

Л.В. Парамонова: этапы развития творчества и примеры конкретных занятий на разных этапах

О.А. Сафонова - система обучения конструированию из бумаги, примерные занятия по этапам.

Л.В. Куцакова – планирование разных видов занятий по конструированию (со всеми материалами) по разным возрастным группам.

Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева, О.П. Гаврилушкина «Обучение конструированию».

Л.А. Морозова (педагог ДОУ) методическая разработка по оригами

Н.М. Сертакова «Инновационные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, конференции, практикумы, встречи за круглым столом».

Однако не создана система работы с детьми в рамках целостного образовательного процесса, охватывающая все формы его организации (занятия, режимные моменты, самостоятельная деятельность детей). Создание такой системы актуально.

Подходы:

Гуманистический – человек развивается на основе освоенной им культуры, вносит в нее нечто принципиально новое. В связи с этим освоение культуры представляет собой развитие самого человека. Становление его как творческой личности и субъекта культуры.

 

Личностный - утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

 

Системно – деятельностный – предполагает рассмотрение объекта в рамках системы  деятельности. Предполагает обучение ребенка выбора цели и планирования деятельности, самоконтроля, самоанализу.

Принципы:

Принцип целостности – основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не сколько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности.

Принцип вариативности – предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Принцип творчества – ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

 

Принцип ситуативности – Чтобы организовать творческую деятельность преподаватель создает образовательные ситуации. Любое положительное проявление творчества ребенка должно находить поддержку педагога

 

Принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога.

 

Цель: создание системы работы с детьми по развитию детского художественного творчества в разных формах организации образовательного процесса через конструирование из бумаги.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей детей, по развитию конструктивной деятельности из бумаги, различные диагностические методики.

2. Определить степень развития творческих способностей у воспитанников и потенциал родителей в совместной работе по данной теме

3. Составить перспективный план, отражающий систему работы с детьми по развитию творческих способностей детей в процессе обучения конструированию из бумаги.

4. Реализовать разработанный план, создать условия для развития творческих способностей детей в разных формах организации ОП совместно с родителями.

5. Подвести итоги, оценить степень развития творческих способностей детей и качество проделанной работы

6. Обобщить результаты педагогической деятельности и определить перспективы дальнейшей работы.

Ведущая педагогическая идея: Творческие способности детей будут развиваться наиболее эффективно при последовательной организации работы с ними по конструированию из бумаги в различных формах организации образовательного процесса (от обучения – к самостоятельному исполнению – к творчеству).

I этап Подготовительный – анализ научно-методической литературы, систематизация материала, определение перспектив работы с детьми.

Этапы развития творческого конструирования (Л.А. Парамонова)

Способы конструирования (Л.А. Парамонова)

Планирование (Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, О.А. Сафонова)

Примерные конспекты занятий (Л.В. Куцакова)

Методы и приёмы работы с детьми (Косминская В.Б., Комарова Т.С., Казакова Т.Г, Куцакова Л.В., Пантелеева Л.В., Парамонова Л.А. и др.)

Условия развития творчества (Т.Г. Казакова):

а) опыт впечатления ребенка;

б) некоторые знания, умения способов работы с бумагой;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение;

д) материально обогащенная среда для самостоятельной творческой деятельностью

Направления развития конструирования из бумаги:

1.Разнообразнее становится содержание поделок

2.Сложнее становится способ создания поделки

3.Поделки становятся более выразительными за счёт комбинирования разных способов создания деталей и разнообразия украшения, комбинирования разных сортов бумаги

4. Осуществляется переход о создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками (Г.Г. Григорьева)

II этап Диагностический – изучение развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги. Анкетирование родителей.

III этап Планово-проектировочный – составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей в процессе конструирования из бумаги

Цель: Созданиеусловий для развития детского творчества черезконструирование из бумаги.

Задачи:

1.Учить анализировать образец, выделять форму листа, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали и другое.

2. На основе анализа учить планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность

3. Формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой: складывать лист, совмещая стороны и углы.

4.Учить выполнять поделку по пооперационным картам, по фотографии.

5. Учить украшать поделку используя навыки, полученные в аппликации, развивать художественный вкус.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, эмоциональное отношение к процессу и результату конструирования.

7. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

8. Развивать творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.

9. Воспитывать художественный вкус, активизировать воображение и фантазию.

10. Обучать новым способам конструирования из бумаги.

 

Перспективное планирование по конструированию из бумаги в организованной образовательной деятельности

НОД

Цель: новый способ

Режимные моменты

Цель: способ в новых условиях

Самостоятельная

деятельность детей

Цель: варьирование способов, проявления творчества

1. Тема: Складывание квадрата по прямой пополам с совмещением противоположных сторон

Подготовка атрибутов:

-к с/р играм

-к д/играм

-к аппликации

Создание ситуаций к с/р играм

«Скорая помощь» (автобус)

«Приглашение на бал»

«Магазин» (сумочка)

2. Тема: Деление квадрата

на две части точно совмещая углы и стороны

-к д/и «Геометрическое лото»

-к занятиям по математике

-декорации к театру

«Ёлочку зеленую в гости мы позвали»

«Наряди Машеньку»

«Кто в домике живет» (дома разной величины для зверюшек), макет «Водоплавающие птицы»

3.Тема: Отгибание нижних

Углов к противоположным

сторонам

 

«Заюшкина избушка»

«Грустный ручеек» (кораблик»)

«Цветочная поляна»

4.Тема: Конструирование из полосок бумаги

-

«Снежинки-пушинки»

«Дед Мороз и Снегурочка»

«Но в мае нет сирени…» (открытка для мамы).

 

IVэтап Исполнительский – реализация перспективного плана работы по развитию творческих способностей в процессе конструирования из бумаги.

Изготовление корзиночки на Основе коробочки «В лес за грибами»

Деление квадрата на две части, точно совмещая углы «Водоплавающие птицы»

Закручивание круга в конус «Сказка «Теремок».

Волшебное превращение полосочек «Березка».

Формы организованных занятий

- Занятия-сказки;

- Занятия - путешествия;

- Занятия – сюрпризы;

-Занятия – превращения

Формы работы в режимных

Моментах

-Рассматривание иллюстраций;

-чтение худ. литературы

- Подготовка материала к занятиям;

- с/р играм; к д/играм

- Изготовление декораций к театру;

Формы организации самостоятельной деятельности детей

Ситуации-стимулы

«Магазин»

- «Бал, бал, скоро бал»

- «Сказка для малышей»

- «Зоопарк»

- «Почта»

- «Морское путешествие»

- «Идем в гости»

- «Зайку бросила хозяйка» (поможем зайчику спрятаться от дождя)

- «Загорелся кошкин дом»

- «Но в мае нет сирени…»

- «Путешествие по лесу» (встреча с белочкой, которая просит показать грибную поляну)

- Бумажная фея просит сделать бумажных жителей

- «Грустный ручеек»

- «Жил-был самолетик»

Создание предметно-развивающей среды в группе

Макеты: «У озера»; «На Севере»; «Волшебный лес»; «В пустыне»; «Деревня «Простоквашино»; «Моя улица»

к сказкам: «Теремок»; «Колобок», «Репка», «Кто сказал: «Мяу», «Маша и медведь».

Образцы выполненных работ: из конуса, цилиндра; из мятой бумаги, из полосок бумаги; поделки оригами; модульное конструирование, шапочки-маски.

Подборки: из бросового материала (коробки, цилиндры, катушки и др.), из фантиков от конфет, цветные конверты с обрезками цветной бумаги, бантики, ленточки, пайетки.

Работа с родителями:

- Вечер досуга «Скоро сказка сказывается»;

- Создание инфо-зоны и трансляция деятельности детей для родителей;

- Семинар-практикум «Волшебный конус»;

- День открытых дверей;

- Мастер-класс «Мы – дизайнеры»;

- Подборка литературы.

 

Дошкольное учреждение

- Создана система работы с детьми в рамках целостного образовательного процесса, охватывающая все формы ее организации (занятия, режимные моменты, самостоятельная деятельность детей);

- Открытые занятия для молодых специалистов и студентов педагогического колледжа;

- Разработаны конспекты НОД по конструированию из бумаги с детьми старшего возраста;

- Создание картотеки оригами (пооперационные карты);

- Представлены материалы по организации развивающей среды (уголок творчества);

- Перспективное планирование по формированию творческих способностей у детей старшего возраста через конструирование из бумаги;

- Подготовлены консультации для родителей.

 

V этап. Итоговый. Контрольная диагностика.

Выводы:

Создана система работы, направленная на формирование творческих способностей у детей в рамках целостного образовательного процесса, охватывающая все формы его организации (занятия, режимные моменты, самостоятельная деятельность), в результате чего:

дети:

- овладели различными приемами работы с бумагой;

- самостоятельно создают поделки из бумаги на основе предложенного;

- способа и успешно реализуют их в различных ситуациях;

- эстетично оформляют свои поделки;

- проявляют инициативу и самостоятельность в деятельности, организованной воспитателем и в свободной деятельности;

- стали более раскованными, открытыми и раскрепощенными;

- повысилась творческая и речевая активность;

родители:

- организуют условия для творческого конструирования детей из бумаги;

- активные участники в разных видах деятельности;

- повысился уровень компетенции в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.

 

Перспективы дальнейшей работы:

•По мере освоения детьми новых способов конструирования:

-проводить больше коллективных работ;

- разнообразить сюжеты;

- добавлять элементы разных техник («мятая бумага», «обрывная аппликация», «Оригами»).

•Использовать детские работы в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности, для украшения интерьера группы;

• Применять ИКТ в работе по конструированию из бумаги;

•Активизировать всех родителей к совместным мероприятиям.

Продолжить работу по развитию творчества в конструировании из бумаги с детьми на следующих возрастных этапах.

 

Литература:

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М: Просвещение, 1996. -

2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

4. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.

5.Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.

6. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.

7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с.

8. Комарова Т.С. (ред.) Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию М.: Просвещение, 1991. — 256 с.

Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

9. Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».000. - 208 с.

10. Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. - 129 с.

11. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду – Москва: «Академия» - 2002.

12. Парамонова Л. А. Бумажная пластика – Москва: «Карапуз» - 2003.

13. Парамонова Л. А. Мятые картины – Москва: «Карапуз» - 2003.

14. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких – Санкт-Петербург: «Детство-пресс» - 2002.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sorynina_n.n._sistema_raboty-_konstruirovanie.pdf190.73 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...

Описание опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования".

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой инт...

Доклад "Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"

Педагогический совет. Протокол №2Тема: «Художественно-творческое воспитание детей и создание комфортной обстановки ДОУ.»...