Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Колесникова Светлана Юрьевна

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольной группы, работающих с детьми с нарушениями слуха.

«Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»


         Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач в дошкольный период. Развитие речи детей включает несколько составляющих:
• развитие коммуникативных навыков - способности использовать
любые доступные средства общения (смысловые жесты, мимика,
интонация, контактные взгляды, имитационные способности);
• развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи,
формирование слуховых образов этих сигналов в памяти;
• развитие понимания речи окружающих через овладение значением конкретных слов и простых фраз;
• развитие произносительной стороны устной речи ребенка;

• развитие когнитивных навыков.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях ( инд. занятия сурдопедагога, занятия по
развитию речи, фэмп и др).

Задачи воспитателя
 пополнять словарный запас;
 развивать связную речь;
 контролировать произносительные навыки детей;
 привлекать внимание дошкольника с нарушенным слухом к различным неречевым и речевым звукам.

Чтобы правильно организовать работу по развитию речи с ребенком, имеющим нарушение слуха, необходимо учитывать его особенности и этапы овладения речью:
1. Глобальное восприятие таблички и соотнесение ее с картинкой, предметом, жестом.

2. Чтение таблички и соотнесение ее с картинкой (предметом, жестом)

3. Называние предмета, картинки самостоятельно или считывание слова с руки педагога и соотнесение с картинкой, предметом)

4. Считывание с губ педагога или самостоятельное произнесение слова фразы (устно-дактильно или устно)

        Какие слова предлагает воспитатель дошкольникам?

Словарь глухого ребенка, как и нормотипичного  состоит из существительных, глаголов, прилагательных на первых порах затем подключаются предлоги, наречия, местоимения…
     
Слухоречевая среда

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении невозможно без  создания специальной слухо-речевой среды.

Условия создания слухо-речевой среды
- формирование у детей потребности в речевом общении в процессе
практической деятельности;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи;

- использование остаточного слуха как необходимого условия
формирования устной речи и общения;
- контроль речи детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых.
           Одним из важных требований при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Речь взрослого должна быть достаточно естественной, эмоциональной, литературной, с соблюдением всех правил орфоэпии и грамматики. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые
значительно облегчают понимание речи ребенком. На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка)
воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Занятия по развитию речи

• занятия по развитию речи носят комплексный характер;
• тематический принцип - основа занятий;
• методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.;
• речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы
(ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура,
план понимания и активного использования.
Рекомендуется использование следующих игр для работы по
развитию речи с глухими/слабослышащими детьми:
-овладение номинативной функцией языка: «Что это?», «Кто это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?», «Что делает?», «Что с ним можно делать?» и т. п.;
-перечисление свойств, внутренних качеств предмета, его характеристики:
На занятии должны быть разные формы работы со словом. Отдельно слово, фраза, текст.

Например, тема «игрушки». Слова: мяч, машина, кукла, стоит, идет. Фразы: дай куклу, убери мяч. Текст: это кукла. Тома идет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...