Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
учебно-методический материал на тему

Ухолкина Татьяна Олеговна

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.mat-l.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Целью дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха, как и их слышащих сверстников, является всестороннее развитие физических и духовных сил, подготовка к обучению в школе, дальнейшей полноценной жизни. Условием для достижения этой цели и одновременно специальной задачей обучения детей с нарушениями слуха является формирование у них словесной речи как средства общения и средства для совершенствования мышления. При этом используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная. Но особое значение придается устной речи глухих и слабослышащих детей, так как она является наиболее употребительным средством общения со слышащими.  Таким образом, проблема всестороннего развития дошкольников с нарушениями слуха, непосредственно связана с проблемой формирования речи. Оба эти процесса взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Формирование речи ребенка может полноценно осуществляться лишь на основе всестороннего развития. В свою очередь на общее развитие детей влияет уровень развития словесной речи. Достигнуть поставленной цели можно лишь при условии применения специальных средств, специфических приемов обучения.  Формирование речи и общения – специфическая черта в системе школьной готовности детей данной категории. Педагогический процесс должен быть по существу ориентирован на преобразование всех сторон личности слабослышащего ученика. Благодаря специальному обучению формируется речь и отвлеченное мышление, словесная память, создаются условия для компенсации дефекта как за счет развития и расширения слуховых возможностей, так и за счет использования других сохранных анализаторов, в первую очередь зрения (зрительное и слухо-зрительное восприятие).  

        На заключительном этапе дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха актуальными становятся вопросы о переходе их на ступеньку систематического школьного обучения и о речевой готовности к усвоению программного материала будущих учебных предметов.

        Основными условиями перехода глухих и слабослышащих детей, достигших школьного возраста, на следующую стадию развития является не жестко фиксируемый объем знаний об окружающей действительности и не заданный запас речевых средств. В первую очередь должна учитываться динамика изменений в психофизическом развитии ребенка за весь период дошкольной подготовки, независимо от сроков обучения, хотя оптимальными для решения задач воспитания и полноценного синтеза психических новообразований всех предыдущих стадий развития является период не менее 4 лет.

        К моменту перехода детей в школу необходимый уровень речевого развития может быть достигнут при выполнении в процессе обучения следующих требований:

- обеспечение общего разностороннего развития детей данной категории с учетом возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно их слышащим сверстникам;

- ведение в ходе обучения систематического изучения развития психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и уточнение методов обучения;

- квалифицированная организация специальной коррекционно-воспитательной работы с использованием проверенных обходных путей развития и с применением вспомогательных средств для преодоления вторичных и последующих нарушений в структуре дефекта у детей с нарушениями слуха;

- осуществление деятельностного подхода при проведении всех направлений воспитательно-образовательной работы с детьми, включая специальное формирование речевых умений;

- прохождение процесса обучения словесной речи в условиях слухо- речевой среды при интенсивной работе по развитию слухового восприятия на основе использования современной звукоусиливающей аппаратуры;

- введение речевых средств и отработка их в естественных и специально организованных ситуациях общения;

- стремление сурдопедагогов в ходе обучения детей с нарушениями слуха словесной речи осмыслить методику на основе приобщения ее к языкознанию и заложить в ее основу важнейшие идеи лингвистики, психолингвистики, психологии речи;

- развитие у детей в процессе обучения языку фундаментальных психических способностей как родовых качеств человека.

        Речевая готовность к обучению в школе - это языковая способность воспринимать и усваивать языковой материал, необходимый для развития общения, и овладевать знаниями, выражениями в языке, поскольку «способы познавательного расчленения объекта воплощаются в операциях языка»

Речевая готовность дошкольников с нарушениями слуха - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Наиболее важным аспектом речевого развития ребенка с нарушениями слуха в плане готовности к школьному обучению следует считать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладении различными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детей вступать в общение со знакомыми и новыми для них людьми: отвечать на вопросы в связи с разными бытовыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь выражать свои просьбы, желания и т.д. Однако недостаточно овладеть только навыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевого этикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, на различных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевого этикета: как следует что-то попросить: обратиться к незнакомым и знакомым людям; извиниться, поблагодарить и т.д. Эти речевые умения формируются в соответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их во всех видах детской деятельности. Согласовывая эту работу с родителями, нужно подчеркивать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределы дошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в магазине.

Возможности устной коммуникации детей с нарушениями слуха требуют формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должен занимать большое место в работке по развитию речи, в том числе на индивидуальных занятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка с нарушениями слуха должна быть достаточно разборчивой, понятной для окружающих. Эта задача реализуется прежде всего на индивидуальных занятиях, материалом которых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие потребности коммуникации.

Еще одним важным аспектом речевой готовности дошкольников с нарушениями слуха к школьному обучению является развитие навыков связного высказывания, так как обучение в первом классе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности, последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике. Поэтому в подготовительной группе внимание уделяется умению строить связные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.

Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением. К моменту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирование словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий.

Изучение развития речевого мышления у глухих и слабослышащих детей проведено Р.М. Боскис в ряде исследований (1939 г., 1953 г, 1963 г., 1968 г.).

На основе анализа употребления слов, грамматических форм, построения предложений Р.М. Боскис делает выводы о своеобразии мышления детей с недостатками слуха, раскрывает природу нелогичности их речи.

М.К. Шеремет выделяет четыре уровня и четыре группы слабослышащих детей по степени готовности к школьному обучению: определяющим показателем является уровень речевого развития (объем словарного запаса, навыки связной речи, усвоение звукобуквенного состава слова).

Некоторые авторы показателем речевой готовности считают уровень понимания связной речи слабослышащими детьми или понимание значений слов в контекстной речи. Р.М. Боскис отмечала, что дети могут понять речь только в тех пределах, в каких он активно ею пользуется.

Также существует другая классификация, которая предполагает выделение трех уровней речевой готовности слабослышащих дошкольников к школьному обучению:

1. Имеет        словарный запас сверх программных требований. Хорошо понимает обращенную речь, достаточно хорошо владеет связной речью.

2.Словарный        запас  соответствует программным требованиям, не всегда понимает обращенную речь, средний уровень владения связной речью.

3.Предметный словарь с преобладанием слов бытовой тематики. С трудом понимает обращенную речь, низкий уровень владения устной речью.

Уровень речевого развития детей является определяющим показателем готовности к школьному обучению.

Дети первого уровня речевого развития полностью готовы к усвоению программного материала по всем учебным предметам первого класса школы для слабослышащих.

Дети второго уровня речевого развития не подготовлены к обучению в первом классе школы для слабослышащих. Но при дополнительных мероприятиях методического и организационного характера в условиях детского сада и школы эти дети смогли бы успешно обучаться в первом классе.

Дети третьего уровня речевого развития не подготовлены к первому классу и должны обучаться в подготовительном классе школы для слабослышащих.

Главными показателями, свидетельствующими о степени речевой готовности к обучению в первом классе школы для слабослышащих, является степень сформированности первоначальных навыков речевого общения (связной речи) при наличии предусмотренного программой детского сада и подготовительного класса уровня словарного запаса.

К моменту поступления в первый класс у детей с нарушениями слуха должно быть сформировано отношение к речи как к языковой действительности. Вся речевая деятельность должна направляться на удовлетворение их потребности в общении. Дети должны владеть точным и приближенным произношением слов и отдельных звуков, воспринимать речь учителя слухо- зрительно.

Слабослышащие        дети, поступающие в первый класс, должны владеть устной и письменной формами речи. Уметь не только воспринимать и понимать знакомый словесный материал, но и использовать его в указанных формах речи. Приходящие в школу дети должны владеть умением самостоятельно сообщать о выполненном задании, желании, уметь обратиться к учителю, товарищу с просьбой, участвовать в диалоге, связно рассказывать о событиях дня, составлять рассказ по картинке, по рисунку (8- 10 предложений). Дети должны владеть навыками восприятия письменной речи, уметь прочитать текст из 5-6 предложений, понять его содержание; уметь самостоятельно писать слова и простейшие фразы по картинкам или демонстрации предметов и действий, уметь письменно выразить просьбу, ответить на вопрос. Наряду с этим, поступающие в первый класс, должны владеть навыками устной речи в соответствии с программой детского сада и подготовительного класса школы слабослышащих. Уметь устно обратиться с поручением, задать вопрос, обратиться с просьбой, составить рассказ. Уметь правильно произносить слова и фразы, пользуясь звуковыми заменами. Слабослышащего ребенка, владеющего этими речевыми умениями и навыками, можно считать подготовленными к дальнейшему обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Комплекс занятий к формированию психологической готовности к школьному обучению и развитию познавательных интересов дошкольников

Предлагаемые коррекционные занятия способствуют развитию таких психических качеств, как мышление, внимание, память, воображение, а также развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики. Кроме того, ...

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...